Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Просто о налогах и правосудии / "Противоречивый экономико-правовой статус Калининградской области" - Выпуск № 9

"Противоречивый экономико-правовой статус Калининградской области" - Выпуск № 9

Автор рассматривает основные нормы, описывающие правовой статус Калининградской области. Поднимаются проблемы и противоречия, в частностит противоречия некоторых норм нормам НК РФ. /специально для Баникр.ру - Сергей Кузичев, юрисконсульт/

23.11.2004

 Просто о налогах и правосудии

 декларации и реальность.

Мы предлагаем  Вам задуматься !!!

Выпуск № 9

Важная информация:

 

Уважаемые Подписчики !!!

Мы с радостью сообщаем Вам о выходе в свет электронной энциклопедии "Эффективная защита налогоплательщика" (Профессиональный комментарий к НК РФ от Банкир.ру) на CD-ROM.

 Это уникальное издание, аналогов которому еще не было в России. Предлагаем Вам интерактивный комментарий к Налоговому Кодексу от Банкир.ру. Уникальность комментария в том, что в нем рассмотрено более 200 спорных вопросов, реально возникающих при налогообложении предприятий. В каждой спорной ситуации Вы найдете решение проблемы, которое подтверждено судебной практикой. Это реальный практический инструмент для налогоплательщиков. Заказывайте, тираж ограничен.

ЗАКАЗАТЬ

 

13 Октября 2004

ПРОТИВОРЕЧИВЫЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ СТАТУС КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

 

 Меню:                   


Форум             
Авторам          

Обсуждения    


Партнеры       


 

 

 

 

 


 Рассылки:          

Просто о налогах и правосудии
Эффективная защита налогоплательщиков

 

 


 

 

Статус Калининградской области с начала 90-х и до настоящего времени является крайне болезненным и неоднозначным вопросом. Его возникновение и использованные способы решения во многом обусловлены геополитическим положением области – отсутствием сухопутных границ с остальной территорией Российской Федерации. Одним из элементов правового статуса Калининградской области является ее экономический статус, а точнее – особенности таможенного и налогового регулирования. Нужно, отметить, что федеральное законодательство, определяющее таможенное и налоговое регулирование в этой области, является крайне несогласованным, а зачастую — противоречивым, что является препятствием для его однозначного формально-юридического толкования. Особый экономический и налоговый статус был придан Калининградской области еще в начале 90-х. 25 сентября 1991 г. Советом Министров РСФСР было принято постановление № 497 «О первоочередных мерах по развитию свободных экономических зон в Калининградской и Читинской областях», которое действует по настоящее время в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации. (Постановление Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. № 20140-1 «О ратификации соглашения о создании содружества независимых государств».) Пункт 2 Постановления № 497 установил, что Калининградская область является свободной экономической зоной.

Установление режима свободной экономической зоны в налоговом смысле таким видом нормативного правового акта соответствовало законодательству до 1 января 1999 г. После вступления в силу части первой Налогового Кодекса, статья 1 которого устанавливает, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит исключительно из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах, а также нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, принимаемых представительными органами местного самоуправления в соответствии с Налоговым Кодексом. Таким образом, статус свободной экономической зоны Калининградская область не утратила до сих пор, однако наличие такого статуса не влечет для ее резидентов никаких налоговых последствий на федеральном уровне.

В 1996 году был принят нормативный акт, который в основном и определил экономическо-правой статус области, действующий вплоть до настоящего времени. Федеральный закон от 22 января 1996 г. № 13-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области» установил, что в пределах всей территории Калининградской области, за исключением территорий объектов, имеющих оборонное и стратегическое значение для Российской Федерации, создается особая экономическая зона. Данным законом, в частности закреплено, что Особая экономическая зона:

находится в режиме свободной таможенной зоны (о данном режиме будет сказано отдельно);

товары, ввозимые из других стран в Особую экономическую зону, освобождаются от ввозных таможенных пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров (кроме таможенных сборов);

товары, произведенные в Особой экономической зоне (что подтверждается сертификатом о происхождении товара) и ввозимые на остальную часть таможенной территории Российской Федерации (а также на территорию Таможенного союза), освобождаются от ввозных таможенных пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров (кроме таможенных сборов).

к указанным выше товарам не применяются меры экономической политики (меры по нетарифному государственному регулированию внешнеторговой деятельности).

Совместное распоряжение Государственного Таможенного комитета Российской Федерации №  01-14/1365 и Администрации Калининградской области № 296-р от 31 декабря 1998 года «Об утверждении порядка определения происхождения товаров из Особой экономической зоны в Калининградской области» конкретизировало общие правила отнесения товаров к происходящим из Особой экономической зоны. В частности определено, что ими являются товары, полностью произведенные или подвергнутые достаточной переработке на территории Особой экономической зоны российскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными на территории Особой экономической зоны. Распоряжение также устанавливает дополнительные критерии достаточности переработки отдельных групп товаров, в частности для электроники, сложной бытовой техники, автомотовелотехники, тракторов, холодильников, мебели.

Оговоримся, налоговые преференции, применяемые на основании закона «Об Особой экономической зоне в Калининградской области», несмотря на многочисленные высказывания, звучащие в настоящее время которые, правда, скорее политический, а не юридический характер, не противоречат законодательству Российской Федерации. Так, федеральным законом от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» установлено, что актами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах может предусматриваться установление специальных налоговых режимов (систем налогообложения), в соответствии с которыми вводится особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замена всей совокупности налогов и сборов одним налогом. Отметим, что, в отличие от существующей редакции ст. 18 Налогового Кодекса, в которой приведен исчерпывающий перечень всех возможных специальных налоговых режимов и наряду с остальными режимами включена система налогообложения в свободных экономических зонах, закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» не содержит такого перечня. Таким образом, в налоговом смысле в Особой экономической зоне установлен специальный режим налогообложения. При этом закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области» является только основанием возникновения специального режима налогообложения. Содержание режима налогообложения определено нормами главы 12 Таможенного кодекса от 18 июня 1993 г. № 5221-I.

Таким образом, с начала 1996 г. Калининградская область стала одновременно обладать несколькими статусами:

свободной экономической зоны, который сам по себе не влечет за собой никаких налоговых последствий на федеральном уровне (постановление № 497 «О первоочередных мерах по развитию свободных экономических зон в Калининградской и Читинской областях»);

Особой экономической зоны, формально устанавливающий на территории области особый режим инвестиций и предпринимательской деятельности, но также не влекущий каких-либо ощутимых экономических последствий (закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области»);

территории, на которой действует специальный режим налогообложения, в первую очередь в части порядка взимания НДС (закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области», глава 12 «Свободная таможенная зона. Свободный склад» Таможенного кодекса от 18 июня 1993 г. N 5221-I.);

свободной таможенной зоны (глава 12 «Свободная таможенная зона. Свободный склад» Таможенного кодекса от 18 июня 1993 г. N 5221-I.).

В отношении статуса свободной таможенной зоны необходимо оговориться особо. В соответствии с новым Таможенным Кодексом, вступившим в силу 1 января 2004 г., глава 12 «Свободная таможенная зона. Свободный склад» Таможенного кодекса от 18 июня 1993 г. N 5221-I. продолжает действовать вплоть до вступления в силу федерального закона, регулирующего правоотношения по установлению и применению таможенного режима свободной таможенной зоны (свободного склада) (статья 438 Таможенного кодекса от 28.05.2003 № 61-ФЗ). Статья 76 главы 12 определяет, что свободная таможенная зона создается только по решению Правительства Российской Федерации. Никакого нормативного акта Правительства, касающегося создания свободной таможенной зоны на территории области нет. Однако статья 3 нового Таможенного кодекса устанавливает, что таможенное законодательство состоит из Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов. В связи с изложенным, непротиворечиво установить режим свободной таможенной зоны можно только посредством одновременного действия двух актов по данному предмету: акта правительства и федерального закона.

Необходимо также отметить, что федеральный закон от 23.12.2003 № 186-ФЗ,  приостанавливающий действие с 1 января по 31 декабря 2004 г. подпункты 2 и 5 части первой статьи 7 закона «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» в части льгот по уплате акцизов и налога на добавленную стоимость на подакцизные товары, ввозимые из других стран на территорию Особой экономической зоны и федеральный закон от 23.12.2003 № 186-ФЗ противоречит ст. 83 главы 12 Таможенного кодекса, которая в частности устанавливает, что при ввозе иностранных товаров в свободные таможенные зоны, налоги не взимаются и меры экономической политики не применяются.

В связи с изложенными противоречиями в законодательстве, а также отсутствием у органов государственной власти единой позиции по вопросу статуса Калининградской области практика применения закона «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» была крайне не стабильна. Так, Государственный  Таможенный комитет от 27 декабря 2000 г. издал Распоряжение № 01-99/1405 «О применении части второй Налогового кодекса Российской Федерации при помещении товаров под таможенные режимы», которым обязал Таможенные органы помещать под таможенный режим выпуска товаров для свободного обращения товары, ранее заявленные в режиме свободной таможенной зоны только при условии уплаты декларантом НДС. Однако данное решение было отменено как незаконное уже 1 февраля 2001 г.

В настоящее время вопрос о будущем статусе Особой экономической зоны в Калининградской области в 2005 г. остается открытым. Это обусловлено тем, что в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2004 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах» Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» утрачивает силу с 1 января 2005 г. В связи с этим, в силу вступит ст. 18 «Специальные налоговые режимы» Налогового кодекса в редакции, утвержденной законом № 95-ФЗ. Налоговый кодекс закрепляет, что к специальным налоговым режимам, предусматривающим особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождения от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, будут относится только:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

То есть с 2005 г. налоговое законодательство вообще не предусматривает возможности создания свободных экономических зон, в которых бы действовал иной, в том числе льготный, порядок федерального налогообложения.

В отношении же федерального законодательства о статусе особых (свободных) экономических зон вообще, о необходимости принятия которого говорится уже на протяжении нескольких лет, то в ближайшее время вряд ли стоит рассчитывать на принятие специальных федеральных законов по данному вопросу. Проект федерального закона, регулирующего правоотношения по установлению и применению таможенного режима свободной таможенной зоны и проект закона о свободных экономических зонах в настоящее время решением совета Государственной думы сняты с рассмотрения. Следовательно, если в текущем году не произойдет иных изменений в законодательстве, то с 1 января 2005 г. закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» и глава 12 «Свободная таможенная зона. Свободный склад» Таможенного кодекса от 18 июня 1993 г. N 5221-I. вступят в противоречие с Налоговым кодексом. Представляется, что однозначно ответить на вопрос подлежат ли применению в будущем году нормативные акты, противоречащие Налоговому кодексу нельзя. Хотя? на наш взгляд, формально-юридически должен действовать все же Налоговый кодекс. Однако разрешение данной коллизии лежит скорее все же в области политики, а не права. При этом, если правоприменительная практика в 2005 г. все же пойдет по пути применения норм закона «Об Особой экономической зоне в Калининградской области», это не дает никаких гарантий того, что в последующем позиция государственных органов по этому вопросу не измениться, и к субъектам хозяйствования не будут применены штрафные санкции за нарушение налогового законодательства.

 

Сергей Кузичев, юрисконсульт

Материалы рассылки можно использовать только с письменного разрешения правообладателей

 

 

 Меню:                   


Форум             
Авторам          

Обсуждения    


Партнеры       


 

 

 

 

 

 

 Рассылки:          

Просто о налогах и правосудии
Эффективная защита налогоплательщиков

 

 


 

 

Партнеры:

 Нашими партнерам является интернет-рассылка "Эффективная защита налогоплательщиков". Данная рассылка представляет собой еженедельную подборку судебных решений по налоговым спорам. В подборку попадают наиболее свежие, интересные и значимые решения. При выборе решений анализируются решения Федеральных арбитражных судов и высших судебных инстанций. Мы всегда указываем реквизиты решений, чтобы подписчики смогли использовать информацию в своей работе. Каждое решение содержит профессиональный комментарий.

 Подписаться на эту рассылку вы сможете, указав свой почтовый адрес в нижерасположенной форме.

Эффективная защита налогоплательщиков

 

Интересные дискуссии на форуме "Налоговое право"

Уважаемые Коллеги, по итогам обсуждений на форуме Определения КС РФ 169-О сделан обзор высказываний форумян по данной теме под названием "НДС от КС: Борьба с изнасилованиями путем поголовной кастрации". Ознакомиться с обзором можно здесь

      Если Вы хотите обсудить проблемы, затронутые нашей рассылкой, высказать свое мнение, то это можно сделать на нашем форуме "Налоговое право". Вы можете ознакомиться со специальной "Темой-оглавлением", где все обсуждения разбиты по видам налогов и главам НК РФ

Авторам:

 Уважаемые подписчики, Банкир.ру приглашает авторов для написания статей, в частности, касающихся сферы налогообложения. Вы можете присылать свои материалы сюда. Банкир.ру посещает за месяц более 200 000 уникальных посетителей, мало найдется печатных изданий, которые имеют такую аудиторию. Оплата производится на договорной основе. Максимальный размер статьи 20 тыс. знаков.   

Интернет -рассылка "Просто о налогах и правосудии"

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться