Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / В центре внимания / МИЛИЦИИ ВХОД ЗАПРЕЩЕН

МИЛИЦИИ ВХОД ЗАПРЕЩЕН

Изменятся ли взаимоотношения бизнеса и власти при ограничении прав милиции на проведение налоговых проверок? Отвечают эксперты Российского налогового поратала.

13.11.2008
Российский налоговый портал

С неожиданной инициативой выступили депутаты Госдумы: они собираются разработать и принять законопроект, запрещающий милиционерам проводить налоговые проверки, а судам – выдавать разрешение на арест руководителей компании. Казалось бы – вот достойная инициатива, и можно только порадоваться, что народные избранники наконец-то примут полезный закон. Однако, по мнению экспертов нашего клуба, и у этого решения есть свои минусы.

Напоминаем вам, что вы так же можете оставить свой комментарий внизу страницы. Кроме этого, вы можете стать экспертом клуба Taxpravo.

Татьяна Суфиянова, консультант по налогам и сборам ООО "Фирма "Юсисапайл"
13 ноября 2008 г. в 12:58

К инициативе депутатов - запретить милиционерам участие в проверках малого и среднего бизнеса, надо отнестись с осторожностью. Дело в том, что полностью запретить милиции принимать участие в проверках нельзя. Все проверки со стороны милиции можно разделить на такие группы, как:

- проверка финансовой отчетности, документации, участие милиции в выездной документальной проверке предприятия,

- оперативные проверки по вопросам применения ККМ (правила применения ККМ, наличия в торговых точках ККМ и т.п.),

- проверка наличия документов, разрешающих ведение предпринимательской деятельности, наличие соответствующих лицензий.

Надо рассматривать вопрос не запрета для милиции участия в проверках в полном объеме, а вопрос конкретизации прав милиции при проведении таких проверок на предприятиях. В федеральном законе «О милиции» в пункте 25 статьи 11 «Права милиции» указывается, что одно из прав милиции – это, при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, в целях установления оснований для возбуждения уголовного дела, или дела об административном правонарушении по мотивированному постановлению начальника органа внутренних дел производить осмотры складских помещений, транспорта, изучать документы, снимать копии, делать выемку документов и т.п. Так вот возникает самый главный вопрос – при наличии каких данных, кто эти данные дает, порядок передачи данных?

Предприятие проверяет налоговый орган, проверки, согласно налоговому законодательству, бывают камеральные и выездные. Так вот сейчас органы внутренних дел могут прийти одновременно с представителями налогового органа и осуществлять совместно выездную проверку. Это, на мой взгляд, неправильно, причем здесь милиция в начале проверки.

На сегодняшний день достаточно много проводится проверок органами внутренних дел. Проходят эти проверки зачастую без соблюдения определенных правил. На фирму может прийти письмо с предложением предоставить все документы за определенный период, например, подтверждающие правильность расчета НДС. Спрашивается, почему милиция этим вопросом интересуется? Ведь есть налоговая инспекция, которая осуществляет необходимый контроль. Органы внутренних дел могут ответить – по вашему предприятию пришел запрос о проверке. Кто этот запрос написал, зачем, на каком основании?

Самый главный вопрос – четко определить права милиции, а не общей фразой обозначить их – «при наличии данных …».

Но полностью убрать из перечня прав милиции право на осуществление контроля за предпринимательской деятельностью нельзя.

Анна Попова, юрист юридической компании «Версия»
13 ноября 2008 г. в 13:00

В настоящее время обсуждается проект поправок в законодательство Российской Федерации, которые ограничивают внепроцессуальные права милиции, касающиеся проведения проверок субъектов предпринимательской деятельности.

Государственной Думой РФ в первом чтении принят проект № 92985-5 Федерального закона «О внесении изменений отдельные законодательные акты РФ в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел РФ, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности». Данный законопроект лишает милицию прав, касающихся проведения проверок в целях установления оснований для возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении (пункты 25 и 35 части 1 статьи 11 Федерального закона от 18 апреля 1991 г. 1026-1 «О милиции»).

Полагаем, что необходимость подобных изменений назрела уже давно, поскольку большинство проверок, проводимых органами внутренних дел, в настоящее время нельзя назвать иначе как административным произволом.

Закон о милиции предоставляет сотрудникам милиции достаточно широкие полномочия по проведению проверок – от досмотра транспортных средств до полноценных проверок с осмотром помещений, изъятием продукции, ревизией финансовой, хозяйственной и иной деятельности. При этом фактически такие проверки проводятся под видом оперативно розыскных мероприятий, материалы которых не могут быть обжалованы.

Сотрудники органов внутренних дел осуществляют права, предусмотренные подпунктом 25 пункта 2 статьи 11 Закона о милиции, фактически произвольно, а проверки проводят с позиции силовых органов.

Подобные проверки наносят урон деятельности компании, ее внутреннему состоянию, а также серьезно влияют на имидж и деловую репутацию.

Кроме того, проверки, проводимые органами внутренних дел, нередко являются элементом рейдерства или направлены на принуждение к оказанию покровительства.

Рассматриваемые поправки в законодательство, безусловно, защищают интересы субъектов предпринимательской деятельности, поскольку направлены на ослабление давления на бизнес со стороны государства, в лице органов внутренних дел.

Принятие данных поправок является отражением призыва Президента РФ Д.А. Медведева «перестать «кошмарить» бизнес», озвученном им на совещании в Смоленской области в июле 2008 г. «Замучили проверками и всякого рода наездами по коммерческим наводкам» – отметил также Президент (http://www.rian.ru/politics/20080731/115363138.html).

Таким образом, по нашему мнению, необходимо вносить изменения в действующее законодательство, касающееся прав милиции проводить проверки соблюдения предпринимателями налогового, финансового, предпринимательского законодательства. Тем не менее, полное исключение таких прав милиции может привести к бездействию всего механизма выявления, пресечения и расследования экономических преступлений (административных правонарушений).

Полагаем, что следует установить конкретный порядок, механизм реализации внепроцессуальных прав органов внутренних дел РФ, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности.

В настоящее время некоторые направления деятельности правоохранительных органов по противодействию экономическим преступлениям и правонарушениям недостаточно полно урегулированы, а с другой стороны – некоторые направления чрезмерно загромождены процедурно.

В существующем законодательном регулировании правоохранительные органы дублируют друг друга, ряд приоритетных направлений обеспечения экономической безопасности правоохранительными органами остается без должного урегулирования, в связи с этим, меры, принимаемые правоохранительными органами по борьбе с экономическими преступлениями и правонарушениями, носят разрозненный и несистемный характер.

Евгений Акимов, Юридическая компания «ВЕЛЕС Лекс» Член Президиума Ассоциации молодых предпринимателей России
13 ноября 2008 г. в 13:02

Изменения в действующее законодательство, предусматривающие ограничение возможностей правоохранительных органов проводить проверки предпринимателей, были внесены вместе с иными законопроектами, направленными на защиту прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля.

Сейчас, сотрудники милиции могут проверить практически любого без каких-либо причин в целях установления оснований для возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении. При этом они могут изъять документы, технику и т.д., т.е. то, что необходимо для нормальной деятельности организации. Может быть арестован генеральный директор или главный бухгалтер. Очень часто, правоохранительные органы являются инструментом в корпоративной борьбе и служат для рейдерского захвата предприятия. Естественно, при этом говорить о соблюдении всех процедур приходится очень редко. При этом вынужденный простой может крайне негативно отразиться на всем бизнесе компании.

Депутаты предлагают запретить правоохранительным органам проводить проверки предприятий за исключением случаев, когда они расследуют преступления. И естественно, если расследуется налоговое преступление, то при проведении проверки целесообразно привлекать к этому представителей налоговой службы.

Кроме того, обязанность оставлять надлежащим образом заверенные копии документов при изъятии оригиналов, позволит продолжать хозяйственную деятельность даже во время проведения проверки.

Замена ареста на внесение залога или подписку о невыезде также положительно скажется на развитии предпринимательства в нашей стране. Полностью согласен с первым зампредом комитета государственной думы по законодательству Владимиром Груздевым, что экономические преступления в большинстве своем неопасны для общества.

Безусловно, законопроект, исключающий внепроцессуальные права органов внутренних дел, касающиеся проверок субъектов предпринимательства и регламентирующий четкую процедуру проверок и изъятия документов, является своевременным и прогрессивным шагом.

Принятие и дальнейшее неукоснительное соблюдение данного законопроекта в комплексе с проектом закона, направленного на защиту прав субъектов предпринимательской деятельности при проведении мероприятий гос. контроля, и пакетом антикоррупционных законопроектов позволит сократить проверки малого и среднего бизнеса и положительно скажется на развитии отечественного предпринимательства.

Alex
13 ноября 2008 г. в 17:03

Хочется сделать комплимент уважаемой Татьяне - очень взвешенное мнение. Действительно, нельзя так огульно подходить: милиционеры - воры, давайте им все запретим

Ушакова Лидия Николаевна, директор ООО "РАЙДЕЛ"
13 ноября 2008 г. в 20:02

Давайте возьмем Закон "О Милиции" и прочитаем его внимательно, а так же вооружимся немного здравым смыслом и привлечем свой опыт и своих знакомых, информацией СМИ!

Основная цель милиции лежит далеко за пределами вопросов проверок малого и среднего бизнеса - их задачи совершенно другие: это действия, направленные на защиту жизни, здоровья, права и свободы граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.

Сегодня, прищедшие на проверку, сотрудники милиции - это корыстолюбивые опричники XXI-го века, дестабилизирующие, а то и разрушающие бизнес по заказу или ради собственной корысти. Самое главное, что любые действия милиции сегодня безнаказанны, ни для кого сегодня не секрет, что за деньги можно открыть или закрыть дело...100-200 тыс.любимых российскому глазу и «все в порядке». Как вы думаете, пойдут руководители фирм, чтобы хоть что-то сохранить и не быть уничтоженными?

Очень часто милиция стоит в рядах рейдеров по захвату предприятий...

Каждый должен заниматься своим делом, в том числе и Милиция и ее подразделения, которые необходимо задействовать только по Закону, а его надо существенно корректировать, чтобы с одной стороны, дать Милиции эффективно работать, а с другой стороны, не давать ей лезть не в свое дело.

Нельзя допускать дублирования полномочий Милиции и Налоговой, необходимо четко разграничить законодательно их функции и четко оговорить случаи их совместных действий и оснований к этому, а так же ввести строгую ответственность за нарушение Закона.

Пункт 25 ст.11 Закона о милиции надо конкретизировать — ясно и четко прописать на основании чего может идти проверка и откуда и как получена информация.

Приоритетное право проверок должно быть у Налоговиков, а Милицию надо привлекать, имея серьезные основания и доказательства, отвечая строго за свои действия с персональной ответственностью за ошибку, вплоть до увольнения и судебного разбирательства.

Пусть милиция расследует преступления, а не фабрикует их.

Руслан
25 ноября 2008 г. в 4:30

А почему говорят об изменениях только ст. 11 Закона "О милиции", ведь зачастую документы у предприятия затребуются и на основании п. 2 ст. 6 ФЗ "Об ОРД". И если по ст. 11 Закона "О милиции" можно от требования о предоставлении документов отмахнуться, ссылаясь на отсутствие постановления о проведении проверочных мероприятий, то от п. 2 ст. 6 ФЗ "Об ОРД" отмахнуться не получиться.

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться