Аналитика / Налогообложение / Взаимоотношение офисного бизнеса и органов госэкоконтроля
Взаимоотношение офисного бизнеса и органов госэкоконтроля
Долгое время органы, контролирующие внесение платы за загрязнение окружающей среды, требовали от всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей платить за размещение отходов. Причем под таким размещением Ростехнадзор понимал в числе прочего и временное хранение отходов в мусорных корзинах, контейнерах
01.09.2009«Главная книга»Однако с 30 июня 2009 г. в Законе об отходах производства и потребления разделены понятия "размещение отходов" и "накопление отходов". Под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. Хранение - это содержание отходов в специально оборудованных сооружениях, например на полигонах, для последующего захоронения, обезвреживания или использования. Под захоронением же отходов понимается их изоляция в специальных хранилищах, что делается, если отходы не подлежат дальнейшему использованию.
Понятие "накопление отходов" подразумевает временное складирование отходов на срок не более чем 6 месяцев в обустроенных местах для их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования. И теперь ни у кого не должно остаться сомнений в том, что корзина под офисным столом или контейнер во дворе и загородный мусорный полигон - это далеко не одно и то же.
Таким образом, с 30 июня 2009 г. плата за негативное воздействие не должна взиматься за отходы, находящиеся в мусорном контейнере до их вывоза на полигоны. Конечно, если отходы в этом контейнере не лежат более 6 месяцев, что вряд ли возможно.
А вот после того как отходы вывезены на полигон, плата за их размещение должна быть начислена. Тогда возникает вопрос, кем она должна быть начислена: лицом, в результате деятельности которого образуются отходы, мусоровывозящей организацией или организаций, владеющей полигоном? То есть кто из них размещает отходы на полигоне?
Ростехнадзор пояснил, что лицом, размещающим отходы, является их собственник или лицо, занимающееся их хранением или захоронением в соответствии с договором о конечном размещении, заключенным с собственником отходов. Что же это за договор? Это договор, в соответствии с которым контрагент принимает на себя все обязанности по размещению отходов, расчету платы и ее внесению.
На практике организации и индивидуальные предприниматели обычно заключают со специализированными организациями договоры на вывоз отходов, в которых о плате за загрязнение ничего не сказано. Ничего в них нет и о переходе права собственности на отходы. Поэтому по версии Ростехнадзора такой договор не освобождает от внесения платы.
Причем Президиум ВАС РФ в Постановлении N 8672/08 также считает, что заключение со специализированными организациями договоров на размещение отходов не означает, что автоматически плату должны вносить они. Эта обязанность у специализированных организаций возникает, только если это предусмотрено договором.
На мой взгляд, мнение Ростехнадзора и ВАС РФ о том, что обязанность по уплате платы за негативное воздействие может быть по договору передана специализированной организации, противоречит сути публичного обязательства, которое всегда исполняется лично, его нельзя никому передавать по договору. А уплата обязательного фискального платежа - это публичное обязательство, с этим спорить нельзя.
Однако организации, которая вообще не заключала договор на вывоз мусора, намного проще избежать ответственности за невнесение платы за размещение отходов, вывезенных с ее территории. Ведь контролирующему органу чрезвычайно сложно будет доказать, что отходы образовались у нее, определить, сколько их было и какой у них класс опасности. И получается, что если организация заплатила хоть рубль, но лимитов на размещение отходов не утверждала, то государственным экологам чрезвычайно тяжело будет эту сумму опровергать или как-либо пересматривать.
В том же Постановлении N 8672/08 ВАС РФ также пришел к выводу, что платить за размещение отходов должны те организации, которым утверждены лимиты на размещение отходов.
Наконец, из Постановления Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 N 14561/08 следует, что образование у организации бытовых и канцелярских отходов совсем не означает их размещение. Замечу, что это решение было принято еще по старой редакции Закона об отходах, когда в нем не было понятия "накопление отходов".
И уже тогда судьи пришли к очевидному выводу, что использование бумаги в офисе нельзя отождествлять с содержанием мусорной свалки. Ведь и в предыдущей редакции ст. 12 Закона совершенно недвусмысленно было написано, что размещение отходов - это специализированная деятельность, на которую требуется лицензия. И что отходы размещаются в специально оборудованных местах, которые должны фиксироваться в специальном реестре. И я думаю, что те офисные фирмы, которые вносили плату за отходы до внесения поправок в Закон об отходах, руководствуясь этим Постановлением ВАС, могут требовать возврата уплаченных в бюджет сумм.
Темы: Малый бизнес  
- 14.06.2022 Письмо Минфина России от 29.04.2022 г. № 03-07-08/39839
- 03.05.2017 О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
- 11.11.2016 О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Комментарии