Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Узнайте самые значимые изменения в работе бухгалтеров в 2019 году

практические решения для работы, советы по применению законодательства и кейсы по проверкам и отчетности от лучших спикеров ИРСОТ

Главная неделя для главбуха
   
График мероприятий

Аналитика / Налогообложение / Исполнение обязанностей налогового агента по НДС при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных лиц

Исполнение обязанностей налогового агента по НДС при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных лиц

В статье подробно рассматривается, когда возникают обязанности налогового агента, порядок удержания и исчисления налога, рассматриваются спорные ситуации. // Дмитрий Костальгин. Специально для Банкир.ру

28.04.2005

          1.  Общие положения

При реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория РФ, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в качестве налогоплательщиков в налоговых органах в обязанность по перечислению 2.  Порядок постановки на учет иностранного лица в целях применения п.1-2 ст. 161 НК РФ

По поводу регистрации иностранного лица, не ясно, как должен подтверждаться факт постановки на учет иностранной организации, либо иностранная организация должна предоставить российской организации документ, подтверждающий постановку на учет, либо достаточно наличия самого факта постановки на учет, который фиксируется налоговым органом. Также, не ясно, важна ли для целей статьи 161 НК РФ причина постановки на учет иностранной организации.

Налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению (пункт 1 статьи 83 НК РФ). При этом МНС РФ предоставлено право определять особенности постановки на учет иностранных организаций. Указанные особенности регламентируются Положением «Об особенностях  учета в налоговых органах иностранных организаций» (утв. Приказом МНС РФ от 7 апреля 2000 г. № АП-3-06/124). В частности, указанным Положением предусмотрена постановка на учет иностранной организации в связи с открытием счета в банке.

Иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в Российской Федерации. Постановка на учет в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления иностранной организации (пункт 2 статьи 144 НК РФ). Из статьи 143 НК РФ следует, что под фразой «в качестве налогоплательщика» необходимо понимать именно налогоплательщика 3. Порядок исчисления налога при удержании у налогоплательщика

После того как мы выясним, что организация является налоговым агентом, необходимо определить сумму налога, подлежащую уплате в бюджет. Из пункта 1 статьи 161 НК РФ следует, что налоговой базой будет сумма доходов от реализации товаров (работ, услуг). 21 глава НК РФ не содержит определения понятия «доход». Обращение к статье 41 НК РФ, где содержится общее определение понятия «доход», не дает ответа, поскольку эта статья отсылает к строго определенным главам НК РФ, среди которых 21 Глава НК РФ отсутствует.

Если обратиться к общему порядку исчисления налоговой базы по 3.1. Использование налоговых оговорок

Разногласий с контрагентом, а также налоговых рисков пытаются избежать с помощью соответствующего формулирования условий договора. Обычно такие условия называют налоговыми оговорками. Законодательное определение данного термина отсутствует, тем не менее, в налоговой практике данный термин используется. В экономическом словаре дано следующее определение налоговой оговорки. «Условие во внешнеторговых контрактах, договорах об оказании услуг или в кредитных соглашениях, устанавливающее, что каждая из сторон обязана уплатить за свой счет все налоги и сборы, полагающиеся по данной сделке на территории своей страны. Обычно охватывает таможенные пошлины, акцизы, сборы, налоги на сделки, но по соглашению сторон налоговая оговорка может быть распространена и на подоходные налоги. Такая оговорка весьма выгодна экспортерам, т.к. перекладывает риск от изменения законов по налогообложению и налоговых ставок на импортера.»

Большинство авторов склоняется к тому, что использование налоговых оговорок в российском законодательстве запрещено. Например Пепеляев С.Г. отмечает « Налог уплачивается за счет собственных средств субъекта налогообложения, т.е. налог должен сокращать доходы налогоплательщика. «О налогах не договариваются» — один из основных принципов налогообложения (исключение составляют платежи, взимаемые таможенными органами). Законодательство Российской Федерации запрещает использование налоговых оговорок, в соответствии с которыми обязанность по уплате налога перекладывается на другое лицо.»[4] Такого же мнения придерживаются и другие авторы[5].

Указанные утверждения относятся именно к тем оговоркам, на основании которых одно лицо уплачивает налог за счет своих собственных средств за налогоплательщика. Данное вытекает из определения самого налога (статья 8 НК РФ). В отношении налоговых агентов следует также расценивать такие оговорки как неправомерные, поскольку из смысла императивных норм статьи 24 НК РФ следует, что налоговый агент перечисляет налог, удержанный из средств налогоплательщика.

Мачехин В.[6] выделяет также иной вид налоговой оговорки. Сторона, желающая получить определенный экономический результат от сделки вне зависимости от действующих или будущих налогов, предусматривает в договоре условия, при которых его результат (как правило, уплата цены договора) будет увеличиваться при удержании налоговых платежей таким образом, чтобы окончательная выплата составила определенную фиксированную сумму

Такое условие договора, на наш взгляд, вписываются в рамки гражданского и налогового законодательства. Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон (пункт 1 НДС в сумме 200 долларов США (1200 Х 20 / 120) и перечисляет в бюджет

(продолжение следует)

НДС, действующую до 01.01.2004 (прим. автора)

[2] С.М. Рюмин «Порядок уплаты НДС налоговыми агентами»// Журнал «Налоговый вестник» № 3,4 за 2003 год;

 А.Н. Медведев «Типичные ошибки при возмещении НДС»//"Библиотека журнала "Главбух", 2003).

[3] Ю.А. Лапшина «Налоговые агенты, НДС и переходный период»// Российский налоговый курьер, № 10, 2004 год

[4] Пепеляев С.Г. «Налоговое право» // ИД ФБК – Пресс Москва 2000 год.

[5] О. Коннов «Международные соглашения в области налогообложения и практика получения налоговых освобождений в Российской Федерации»// Налоговый Вестник, декабрь 1997, с. 24.;

О. Гутников. Реорганизация предприятия. Кто должен уплатить налоги. // Главбух. 2000, № 14.

[6] Мачехин В // журнал «Коллегия» №1, 2001

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться