Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Узнайте самые значимые изменения в работе бухгалтеров в 2019 году

практические решения для работы, советы по применению законодательства и кейсы по проверкам и отчетности от лучших спикеров ИРСОТ

Главная неделя для главбуха
   
График мероприятий

Аналитика / Налогообложение / Взаимозависимых сделают зависимыми - от чиновников

Взаимозависимых сделают зависимыми - от чиновников

Законопроект о налоговом регулировании трансфертного ценообразования полон нестыковок и противоречий, которые обернутся против налогоплательщиков

18.03.2010
«КонсультантПлюс»
Автор: Марина Демина, эксперт компании

В феврале 2010 г. Госдума приняла в первом чтении законопроект о внесении изменений в первую часть Налогового кодекса в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения. Проект закона направлен на борьбу с налоговой оптимизацией, которая возможна при заключении сделок с использованием трансфертного ценообразования.

По мнению разработчиков, существующий механизм проверки цен на соответствие их рыночным не позволяет в полной мере противодействовать уклонению от налогообложения при совершении подобных сделок, поскольку ст. 20 НК содержит ограниченный перечень лиц, которые могут быть признаны взаимозависимыми. Несмотря на то что ст. 40 НК предусматривает несколько оснований для проверки цен по сделке, доначислить налоги и пени можно только в одном случае: при отклонении цены сделки на 20 процентов от цены по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного времени.

Что же предлагается теперь?

Разработчики предлагают ввести понятие «контролируемые сделки» и новый вид налогового контроля в отношении таких сделок.

Контролируемыми будут признаваться:

1) сделки между взаимозависимыми лицами, в том числе с участием посредников, когда взаимозависимы конечные звенья цепи;

2) все внешнеторговые сделки, предметом которых является международная биржевая торговля такими товарами, как нефть и нефтепродукты, черные, цветные и драгоценные металлы, а также драгоценные камни;

3) сделки между российскими организациями (российскими представительствами иностранных государств, физическими лицами - налоговыми резидентами РФ) и лицами, местом нахождения (жительства) которых являются офшорные зоны.

Единственное исключение из этого списка - сделки между участниками консолидированной группы налогоплательщиков. Однако отдельный законопроект о такой группе в Госдуму пока не внесен.

Среди перечисленных наиболее широко распространены, конечно же, сделки между взаимозависимыми лицами. При этом такие сделки на внутреннем рынке будут признаваться контролируемыми, если сумма доходов и расходов от всех этих сделок превышает 1 млрд руб. в год, или их предметом является объект обложения НДПИ по адвалорной ставке, или если хотя бы одна сторона платит ЕСХН или ЕНВД. В отношении плательщиков ЕСХН, впрочем, сделки будут признаваться контролируемыми лишь с 2014 г.

Одновременно значительно расширен (до 11 пунктов) список лиц, которые будут признаваться взаимозависимыми. К ним относятся, в частности:

1) организации и их учредители (физические и юридические лица) с долей участия более 20%;

2) организации с одним учредителем, а также организации с одним директором;

3) организация и члены совета директоров этой организации (иных других органов управления);

4) учредители доверительного управления, доверительный управляющий и выгодоприобретатели, а также доверительный управляющий и организация, которой он управляет;

5) лица, представители которых взаимозависимы, а также лица, если одно из них и представитель другого являются взаимозависимыми;

6) лица, состоящие в браке, родстве, свойстве, усыновитель и усыновленный, попечитель (опекун) и подопечный.

Как и ранее, взаимозависимость лиц может установить суд, при этом ограничений здесь практически нет, единственное условие - возможность влияния одной из сторон на цену сделки.

Стоит отметить, что столь широкий и одновременно открытый перечень оснований для признания лиц взаимозависимыми создает возможность увеличения количества сделок, признаваемых контролируемыми, до бесконечности. Фактически единственным ограничением будет сумма доходов и расходов от этих сделок. Проблема в том, что до конца не ясно, какую сумму имел в виду законодатель, вводя формулировку «сумма всех доходов и расходов от сделки». К тому же механизм учета этих доходов и расходов не прописан в законопроекте.

Но наиболее радикально законодатели подошли к вопросу контроля соответствия цен по сделкам рыночным. Налогоплательщик должен сам решить, что совершенная им сделка является контролируемой, и также самостоятельно определить, насколько цена сделки соответствует рыночной, используя один из шести предложенных методов. В случае отклонения цены сделки от рыночной разница между полученными доходами и теми, которые могли быть получены, если бы цены были «правильными», должна быть учтена при налогообложении.

При определении соответствия цены сделки рыночной налогоплательщик должен пользоваться понятиями идентичных и однородных товаров, работ и услуг. Между тем характеристики идентичных работ и услуг по-прежнему не приводятся.

Также в проекте содержится перечень источников информации, из которых можно получать сведения о ценах, чего нет в ст. 40 НК. Однако эти источники в большинстве своем являются малодоступными для налогоплательщиков (например, сведения о бухгалтерской и статистической отчетности организаций, об объектах рыночной оценки), а следовательно, проблема получения информации решена не до конца. Законопроект не устанавливает последовательности и условий использования источников. Все это может повлечь значительные расхождения в определении цены налогоплательщиком и инспекцией.

Ко всем перечисленным трудностям нужно добавить то, что необходимость применения методов для обоснования цен потребует от организаций увеличения штата экономистов, поскольку использование данных методов предполагает значительные временные и ресурсные трудозатраты.

По окончании года в отношении всех контролируемых сделок налогоплательщик должен произвести следующие действия:

1) подготовить для обоснования цен сведения о лицах, заключающих сделку, самой сделке, методах и источниках информации, которые использовались при определении соответствия цены сделки рыночной, с обоснованием выбора и т.п. Перечень сведений является нечетким и открытым, что опять же создает угрозу замечаний налоговых органов в отношении полноты представленных данных. Все документы налогоплательщик должен хранить у себя, а ФНС России может их истребовать не ранее 1 апреля;

2) до 20 мая представить в инспекцию сведения в форме уведомлений обо всех контролируемых сделках, совершенных за год. Данные уведомления должны содержать информацию о налоговом периоде, за который они представляются, предметах и участниках сделок, цене за единицу измерения, применяемых методах и произведенных корректировках налоговой базы, если они были. Опять же не приведены конкретные наименования документов, информация об их количестве и порядке определения степени достаточности, что также может привести к спорам с налоговыми органами.

Наконец, следует остановиться на самом неоднозначном положении законопроекта.

Одним из оснований признания сделки между взаимозависимыми лицами контролируемой будет являться то, что сумма доходов и расходов от всех таких сделок с одним контрагентом превышает 1 млрд в год. А для того чтобы обязать налогоплательщика обосновывать цену и представлять уведомления по контролируемым сделкам, законодатели используют иные цифры: если сумма доходов и расходов по указанным сделкам составит в 2011 году 100 млн руб., в 2012 – 80, в 2013 - 60, в 2014 - 40, в 2015 - 20, далее - 10 млн руб.

Мало того, что сама по себе сумма в 10 млн руб. от всех сделок за год ничтожна даже для среднего бизнеса (если учесть, например, что лимит для применения УСН составляет 60 млн руб. доходов в год), появляется еще и несостыковка сумм при признании сделки с взаимозависимостью контролируемой и появлении обязанности обосновывать цены и представлять сведения.

Но и это не все. Вводится еще один вид проверок - на соответствие цен рыночным, которые будет осуществлять, как планируют разработчики, специально подготовленные для этого специалисты ФНС (штат которых пока отсутствует). Проверка будет проводиться в течение шести месяцев, но срок может быть увеличен до года. По итогам проверки будет составлен акт с указанием всех выявленных фактов отклонения цены сделки от рыночной.

При выявлении отклонения цены от той, которая определена в соответствии с предложенными методами, выносится решение о доначислении налога, при этом сумма недоимки определяется опять же с помощью предложенных методов. Установленная в результате расчетов цена используется при исчислении сумм НДС и налога на прибыль, указанных другими сторонами сделки в налоговых декларациях.

Одновременно налогоплательщик может быть привлечен к ответственности, новые виды которой предусматривает законопроект. В частности, ст. 129.3 НК будет устанавливать штраф в 40 процентов от неуплаченной суммы за неуплату (неполную уплату) налога в результате применения цены, не соответствующей рыночной, и за непредставление при этом по запросу ФНС России сведений, обосновывающих применение цен.

Хочется отметить, что названная сумма штрафа является беспрецедентной, столько сейчас составляет штраф исключительно за умышленную неуплату налога. При этом перечень сведений, за непредставление которых предполагается ответственность, является неконкретным и открытым, нет ни слова о форме вины налогоплательщика, важен лишь сам факт, что опять же в корне противоречит понятию ответственности - как наказания за виновные действия. Также предлагается ввести ответственность за непредставление уведомления о контролируемых сделках - штраф за это будет составлять 5 тыс. руб.

Законопроект предусматривает возможность заключения соглашения о ценообразовании, которое будет закреплять порядок определения цен по контролируемым сделкам (фактически освобождать от проверок), но данная процедура представляется несовершенной и запутанной.

Подать в ФНС России заявление о заключении соглашения смогут только крупнейшие налогоплательщики, приложив к нему, в частности, документы, обосновывающие применяемые по сделкам цены. Налоговый орган, рассмотрев данные документы в течение шести месяцев (срок может быть продлен до года), может заключить соглашение о ценообразовании или отказать в его заключении (но основания для отказа не перечислены). При нарушении условий соглашения налогоплательщику грозят штраф в 1,5 млн руб. и прекращение налоговым органом действия этого соглашения. Так что массовым спасением от нового порядка подтверждения цен оно вряд ли станет. Да и ввести данную главу предлагается лишь с 2012 года.

Если говорить в целом о законопроекте, то он представляется в недостаточной степени проработанным. Возможно, подготовка документа ко второму чтению в Госдуме займет не месяц (как это бывает обычно), а три, в течение которых законодатели и разработчик – Минфин России – выразили готовность выслушать всех заинтересованных лиц с конкретными предложениями по законопроекту.

На заседании Экспертного совета ТПП член Комитета по бюджету Госдумы Самойлов Е.А. высказал мысль о том, что принятие данного закона - дело почти решенное, концепция в целом одобрена, осталось доработать его технически.

Однако принятие этого законопроекта в таком виде, в каком он представлен сейчас, многократно увеличит объем отчетности налогоплательщиков, заставит их разрабатывать новые формы и методы документооборота при заключении сделок, потребует от них расширения штата и набора специалистов со специфическими навыками. Есть опасения, что в силу несовершенства техники законодателя возрастет и налоговая нагрузка на бизнес, поскольку в любом расчете всегда возможны варианты.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться