Аналитика / Налогообложение / Госпошлина для госоргана
Госпошлина для госоргана
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ опубликовал Информационное письмо от 11.05.2010 № 139, вносящее поправки в ранее выпущенные разъяснения о порядке взимания государственной пошлины в арбитражных судах. Основные изменения связаны с расширением перечня случаев освобождения госорганов и органов местного самоуправления от уплаты госпошлины, а также с увеличением ее размеров
09.06.2010ЭЖ «Юрист»Необходимость откорректировать два информационных письма Президиума ВАС РФ (от 25.05.2005 № 91 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» и от 13.03.2007 № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации») назрела в связи с тем, что они слегка отстали от законодательства.
Так, Федеральным законом от 25.12.2008 № 281-ФЗ п. 1 ст. 333.37 НК РФ был дополнен подп. 1.1, согласно которому с 30 января 2009 года государственные органы и органы местного самоуправления освобождаются от уплаты госпошлины во всех случаях, когда они выступают в арбитражном суде в качестве истцов или ответчиков.
До этого момента ситуация была спорной, в результате чего и было принято Информационное письмо № 117. Прежняя редакция подп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ предусматривала, что прокуроры, госорганы, органы местного самоуправления и иные органы освобождаются от уплаты госпошлины только тогда, когда они обращаются в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Нечеткость формулировки порождала разночтения. Налоговики, например, считали, что они как стражи бюджета защищают государственные интересы в любых ситуациях. ВАС же разъяснял, что это так далеко не всегда. Например, если госорганы обращались в суд с требованиями, вытекающими из гражданских правоотношений, либо обжаловали решения, принятые по делам, в которых они выступали в качестве ответчика, то они обязаны были платить госпошлину на общих основаниях.
После принятия Закона № 281-ФЗ ситуация изменилась, что и получило отражение в новой редакции Информационного письма № 117. Теперь госорганы и органы местного самоуправления действительно освобождаются от уплаты госпошлины во всех случаях, когда они участвуют в арбитражном процессе в качестве истцов или ответчиков. Освобождение распространяется на все возможные этапы рассмотрения дела и все возможные процессуальные действия. Иными словами, если, к примеру, налоговый орган вступил в судебный спор с налогоплательщиком в качестве ответчика (как это и происходит последние годы в связи с введением бесспорного порядка взыскания санкций и недоимок с организаций и предпринимателей), то при подаче апелляционной, кассационной либо надзорной жалобы он госпошлину не платит.
Иные органы
Действующая редакция подп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ сохраняет освобождение от уплаты госпошлины в случаях обращения в арбитражные суды в защиту государственных и (или) общественных интересов только для прокуроров и иных органов.
В этой связи Президиум ВАС РФ разъяснил, что под «иными органами» понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции. В частности, таковыми можно считать Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Центральный банк Российской Федерации.
Освобождение этих органов от уплаты госпошлины производится по прежним правилам, т. е. только в том случае, если данные органы были заявителями по делу и выступают в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Что же касается государственных или муниципальных учреждений, то непосредственно для них льгот по уплате государственной пошлины в арбитражных судах не установлено. Однако они могут выполнять одновременно и функции государственного органа (органа местного самоуправления). Поэтому вопрос об их освобождении от уплаты гос-пошлины решается в зависимости от наличия оснований для применения либо подп. 1 либо подп. 1.1 п.1 ст. 333.37 НК РФ.
Судебные расходы
Важно различать уплату госпошлины и возмещение судебных расходов (которые включают в себя согласно ст. 101 АПК РФ государственную пошлину и судебные издержки). Как подчеркивает Президиум, в отношении возмещения судебных расходов никаких льгот для госорганов не установлено. Поэтому если судебное решение по делу, в котором госорган или орган местного самоуправления был ответчиком, будет принято не в его пользу, то будет работать общее правило п.1 ст. 110 АПК РФ — «судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны». То есть затраты на госпошлину, понесенные заявителем при подаче иска в арбитражный суд, проигравшему дело госоргану придется возместить в любом случае.
Без пошлины
ВАС РФ также приводит некоторые непростые ситуации, которые могут сложиться в делах с участием «освобожденных» лиц. Так, согласно подп. 2 п. 2 ст. 333.17 НК РФ ответчик может быть признан плательщиком госпошлины только при одновременном соблюдении двух условий:
- решение суда принято не в пользу ответчика;
- истец освобожден от уплаты госпошлины.
Как быть, если от уплаты госпошлины освобожден ответчик и в его пользу принято постановление суда апелляционной (кассационной или надзорной) инстанции? Новая редакция Информационного письма № 117 разъясняет, что с проигравшего истца в этом случае госпошлина тоже не может быть взыскана, ведь он не подавал соответствующей жалобы и не является ответчиком по делу. Стало быть, платить не будет никто.
Правила подсчета
Недавнее увеличение размеров госпошлины нашло свое отражение в новой редакции Информационного письма ВАС № 91. В частности, Президиум напомнил, что размер пошлины определяется на момент обращения в суд (в том числе и в случаях оставления заявления без движения или предоставления заявителю отсрочки или рассрочки уплаты госпошлины). Если в суд обратился госорган, а за время рассмотрения дела ставки возросли, то в случае взыскания госпошлины с проигравшего ответчика используются ставки, действовавшие на момент обращения «освобожденного» заявителя в суд.
Если же истец увеличил размер исковых требований, то подлежащая доплате в связи с этим госпошлина исчисляется по ставкам, действовавшим на момент увеличения размера исковых требований.
Темы: Государственная пошлина  
- 29.11.2024 Вывозные пошлины на уголь: новые меры для поддержки отрасли
- 15.11.2024 Принят проект о росте госпошлин за регистрацию программ и баз данных
- 16.09.2024 Ввоз алкоголя из недружественных стран: новый расчет ставок повышенных пошлин
- 28.08.2024 Малый бизнес получит льготы по патентным пошлинам: на сколько могут поднять общую планку сбора
- 21.06.2016 КБК 2016: коды бюджетной классификации
- 18.05.2016 Расходы на госпошлину при покупке недвижимости в бухучете
- 25.06.2022 Письмо Минфина России от 08.06.2022 г. № 03-05-06-03/54127
- 25.06.2022 Письмо Минфина России от 07.06.2022 г. № 03-05-06-03/53650
- 06.12.2021 Письмо Минфина России от 18.11.2021 г. № 03-05-06-03/93116
Комментарии
я полностью не согласен с данным налоговым кодексом.
Конституция Российской Федирации ст.19п.1.ст.21.п.2.ст.6 п.2
если у нас РФ, Конституция Российс Федерации вышый указ, то пачему сегодня отделяем простого крестиянияна от чиновника, он что особый персонал.
прошу ВАС дать меня ответ, почему я за когото должен страдать?
С уважением к Вам Абдурахман Алиевич.
Почаще выбирай путина, законы будут ещё не такими!!!!