Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Узнайте самые значимые изменения в работе бухгалтеров в 2019 году

практические решения для работы, советы по применению законодательства и кейсы по проверкам и отчетности от лучших спикеров ИРСОТ

Главная неделя для главбуха
   
График мероприятий

Аналитика / Налогообложение / Машина или регистрация?

Машина или регистрация?

В условиях продолжающегося финансового кризиса федеральный законодатель активно изыскивает пути повышения собираемости бюджетных доходов. Этому, в частности, должно способствовать увеличение ставок транспортного налога. Вместе с тем порядок его исчисления и уплаты носит, мягко говоря, спорный характер, порождая на практике многочисленные дискуссии

15.12.2009
ЭЖ «Юрист»
Автор: Александр Демин, доцент кафедры коммерческого, предпринимательского и финансового права Юридического института ФГУ «Сибирский федеральный университет», к. ю. н.

Транспортный налог взимается при наличии транспортного средства и его государственной регистрации. Получается, что только зарегистрированный транспорт выступает объектом налогообложения. Рассмотрим ситуации, которые могут возникнуть на практике:

— «нет транспорта — нет регистрации»;

— «есть транспорт — есть регистрация»;

— «нет транспорта — есть регистрация»;

— «есть транспорт — нет регистрации».

С первыми двумя ситуациями все понятно: если фактический состав отсутствует, то налог платить не нужно; если оба юридических факта налицо, возникает обязанность по уплате транспортного налога. Что касается последних двух ситуаций, они вызывают многочисленные разногласия в толковании норм налогового права.

Нет транспорта — есть регистрация

Как быть, если транспортное средство фактически выбыло из владения налогоплательщика, но с регистрационного учета еще не снято? Финансовые органы исходят из того, что обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость именно от регистрации транспортного средства, а не от его фактического наличия у налогоплательщика (письма Минфина России от 26.11.2008 № 03-05-06-04/71, от 03.07.2008 № 03-05-06-04/39, от 06.05.2006 № 03-06-04-04/15 и от 01.04.2008 № 03-05-05-04/05).

Данную позицию поддерживают и суды, по мнению которых, главой 28 НК РФ не предусмотрено освобождение налогоплательщика от уплаты транспортного налога в случае, если у него отсутствует зарегистрированный на это лицо объект обложения транспортным налогом. Поскольку обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах (ст. 44 НК РФ), то лицо, на котором зарегистрировано транспортное средство, является плательщиком соответствующего налога независимо от фактического владения данным транспортным средством (постановления ФАС СЗО от 03.09.2007 № А56-50465/2006; ФАС УО от 27.10.2008 № Ф09-7763/08-СЗ, от 04.09.2008 № Ф09-6258/08-СЗ, от 18.10.2007 № Ф09-8501/07-СЗ).

Получается, что обязанность уплачивать транспортный налог возникает даже в том случае, если транспортное средство физически не существует (например, сгорело или полностью износилось и утилизировано), но документы о снятии его с учета налогоплательщиком еще не оформлены.

 

Есть транспорт — нет регистрации

Отсутствие госрегистрации даже при доказанности факта владения незарегистрированным транспортным средством (в том числе нахождение его на балансе организации, получение транзитных номеров и т.п.) признается судами обстоятельством, освобождающим владельца транспортного средства от налогообложения (Постановление ФАС ВВО от 30.01.2006 № А43-16227/2005-35-548). Это порождает массовые злоупотребления со стороны недобросовестных автовладельцев.

Так, все большее распространение приобретает практика, когда физическое лицо, купив автомобиль и получив транзитные номера, годами его эксплуатирует без регистрации, не уплачивая транспортный налог на вполне законных основаниях. А как же ответственность за подобное правонарушение? Ведь транспортное средство подлежит регистрации в течение пяти суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных. Возможный штраф за отсутствие регистрации автомобиля по  КоАП РФ в сотни раз меньше транспортного налога. Причем максимальный административный штраф для граждан — 5000 рублей (п. 1 ст. 3.5 КоАП РФ).

 

Выход из зазеркалья

Получается парадоксальная ситуация налогового зазеркалья: нет транспорта, но есть его регистрация — нужно платить налог; есть транспорт, но нет его регистрации — налог платить не нужно. Хотя с точки зрения теории объекта налогообложения все должно быть наоборот. Выход видится в совершенствовании норм налогового законодательства.

Согласно п. 3 ст. 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Тем самым предполагается, что в объекте налогообложения всегда выражается некоторое материальное благо экономического характера, значимое для налогоплательщика. Применительно к нашему случаю таким материальным благом является имущество, то есть само транспортное средство. Именно владение транспортным средством нужно взять за основу обложения транспортным налогом.

 На наш взгляд, единственным фактом, порождающим налоговые обязанности, должно выступать фактическое обладание транспортным средством на правах собственника или других законных основаниях. Факт же госрегистрации лишь свидетельствует с высокой степенью вероятности о владении налогоплательщиком транспортным средством, и, наоборот, отсутствие регистрации заставляет предполагать, что соответствующее имущество у налогоплательщика отсутствует.

То есть с точки зрения налогового права госрегистрация должна стать фактом сугубо техническим, в лучшем случае — правоподтверждающим (причем не безусловным, а лишь вероятностным). Отметим, что с гражданско-правовой точки зрения право собственности на транспортное средство по умолчанию возникает при его передаче (ст.223 ГК РФ), а не с момента регистрации. Подтверждает это и судебная практика (Решение ВС РФ от 29.07.99 № ГКПИ99-547).

Таким образом, из ст. 358 НК РФ следует исключить указание на госрегистрацию транспортных средств, изложив ее в следующей редакции: «Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства».

Требует изменения и ст. 357 НК РФ, где налогоплательщиками следует признавать собственников транспортных средств либо лиц, от имени собственников владеющих, пользующихся или распоряжающихся на законных основаниях транспортными средствами, также без указания на государственную регистрацию. Причем именно право собственности на транспортное средство, а не факт его регистрации следует брать за основу обложения транспортным налогом. Об этом, кстати, свидетельствуют и позиции финансовых органов, которые в случае регистрации транспорта одновременно на нескольких лиц (например, при лизинге) признают налогоплательщиком именно собственника транспортного средства (письма Минфина России от 24.03.2009 № 03-05-05-04/01, от 30.06.2008 № 03-05-05-04/14).

А как же факт госрегистрации? Представляется возможным закрепить нормативно или в официальных разъяснениях две взаимосвязанные юридические презумпции: «Наличие государственной регистрации транспортного средства свидетельствует о его владении налогоплательщиком, пока не доказано обратное. Отсутствие государственной регистрации транспортного средства свидетельствует об отсутствии объекта налогообложения, пока не доказано обратное».

Как видим, обе презумпции носят опровержимый характер. В первом случае опровержение презюмируемого факта  возлагается на налогоплательщика, во втором — на налоговый орган. Именно налогоплательщик должен доказать, что транспортное средство у него отсутствует, хотя с учета оно еще не снято; в случае доказанности такого факта его налоговые обязанности должны быть скорректированы в сторону понижения. Это справедливо: нет объекта — нет налога.

В свою очередь, на налоговые органы возлагается бремя доказывания того, что налогоплательщик является собственником и фактически владеет транспортным средством, уклоняясь от его регистрации. Такая мера даст налоговым органам возможность:

  • проводить налоговые проверки и выявлять лиц, уклоняющихся от налогообложения путем использования транспортных средств без надлежащей регистрации;
  • на законных основаниях доначислять указанным лицам недоимки и пени, а также привлекать их к ответственности за неуплату транспортного налога.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться