Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Вокруг да около автотранспорта

Вокруг да около автотранспорта

Центр подготовки персонала ФНС России провел несколько отраслевых семинаров. Особенности ведения учета и составления отчетности в той или иной сфере деятельности бухгалтерам разъясняли инспекторы городского налогового Управления и специализированных МИФНС. Первыми были озвучены новинки транспортного налога — 2008 и даны соответствующие рекомендации транспортным же организациям

15.07.2008
«Главбух»
Автор: Т. Сидорова

Используем новые налоговые ставки

С 2008 года ставки транспортного налога в Санкт-Петербурге увеличились только для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (далее - л.с.) включительно. Городской Закон от 26 сентября 2007 г. № 416-81 предусматривает для них ежегодное повышение платы на два рубля. Сейчас ставка равна 20 руб. (в 2007 году было 18 руб.), в 2009 году вырастет до 22 руб., в 2010 - до 24 руб. Таким образом, годовая сумма налога будет возрастать не более, чем на 200 руб. в год.

По всем иным видам транспортных средств плата в течение 2008-2010 годов останется неизменной.

Точно определяем категорию автомобиля

Для классификации транспортного средства необходимо пользоваться Конвенцией о дорожном движении, принятой на Конференции ООН 8 ноября 1968 г. в Вене (см. приказ от 23 июня 2005 г. МВД России № 496, Минпромэнерго № 192, Минэкономразвития и торговли № 134).

Согласно этому документу к легковым автомобилям относятся транспортные средства с максимальной массой до 3,5 т и количеством мест, помимо водительского, не более восьми. Автобусы предназначены для перевозки пассажиров и имеют свыше восьми мест (не считая водительского). Грузовыми считаются автомобили с разрешенной максимальной массой больше 3,5 т. А самоходные машины - это транспортные средства специального назначения, развивающие скорость до 50 км/ч.

Автокраны рассматриваем, скорее, как грузовики, нежели самоходки

Одна из самых ярких спорных ситуаций - определение категории автокранов. Куда их относить: к грузовым автомобилям или к прочим самоходным транспортным средствам? Существует две точки зрения.

Первая гласит, что в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) ОК 013-94 (утв. постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359) грузовые автомобили входят в подкласс 15 3410020 подраздела 15 0000000 «Средства транспортные». Краны же общего назначения на автомобильном ходу находятся в подклассе 14 2915242 ОКОФ и отнесены к подъемно-транспортному подвижному оборудованию подраздела 14 0000000 «Машины и оборудование». Классификация основных средств, данная в постановлении Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1, тоже не включает автокраны в число грузовых автомобилей. Получается, что автокраны надо относить к самоходным машинам.

Согласно другой позиции автокран является грузовиком, так как подъемное оборудование устанавливается на базе грузового автомобиля. А само оборудование рассматривается как груз. Дополнительный аргумент - обязательная регистрация автокранов в органах ГИБДД. Данной точки зрения, в частности, придерживается Высший Арбитражный суд РФ.

Арбитры говорят следующее. Порядок регистрации транспортного средства определен постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938. Пункт 2 этого документа гласит: все автомобили, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, предназначенные для движения по автодорогам общего пользования, регистрируются в ГИБДД, а все иные машины, включая самоходные и передвигающиеся со скоростью 50 км/час и менее, - в органах Гостехнадзора.

Значит, обобщают судьи, если транспортное средство зарегистрировано в ГИБДД, независимо от его предназначения и характеристик установленного оборудования, оно не является «другим самоходным транспортным средством», указанным в пункте 1 статьи 361 Налогового кодекса РФ (см. постановления ВАС РФ от 17 июля 2007 г. № 2965/07 и № 2620/07). Аналогичные выводы содержатся и в некоторых решениях Федерального Арбитражного Суда Северо-Западного Округа (см. постановление ФАС СЗО от 14 июня 2007 г. № А05-10855/2006-18).

Кроме того, при разрешении подобных споров судьи нередко подчеркивают, что ОКОФ не является нормативно-правовым актом и предназначен для обеспечения задач статистики. И значит, его использование для целей главы 28 по транспортному налогу Налогового кодекса РФ возможно лишь в части, не противоречащей вышеназванной международной Конвенции.

Во избежание проблем налогоплательщикам лучше ориентироваться на вторую трактовку, согласно которой автокран - это грузовое авто. Хотя бы потому, что Минфин России в ответе на запрос ФНС России занял именно такую позицию (см. письмо от 17 января 2008 г. № 03-05-04-01/1). По мнению финансистов, категория транспортного средства в целях налогообложения должна определяться исходя из его типа, указанного в паспорте. Если данная информация там отсутствует, налоговые органы вправе обращаться с соответствующими запросами в компетентные органы и организации, уполномоченные выдавать паспорта транспортных средств (к производителям).

Инспекторы при проверках будут опираться на эти аргументы. Несогласие налогоплательщика означает прямую дорогу в суд.

Правильно заполняем декларацию и расчеты

Если говорить об ошибках, то чаще всего плательщики транспортного налога «спотыкаются» на следующих моментах.

Месяц регистрации автомобиля, как и месяц снятия его с регистрации, считается полным месяцем. В случае постановки или снятия с учета в течение месяца в расчет все равно берется один полный месяц. Например, транспортное средство было зарегистрировано на организацию 10 марта. Тогда расчет по авансовым платежам за первый квартал будет содержать десятичную дробь, соответствующую коэффициенту 1/3 (расчет налога за один месяц (март) из трех (январь, февраль, март) месяцев первого квартала; март считается полностью). Декларация по итогам года (за четвертый квартал не подается; сразу - годовая) включает десятичную дробь 10/12 (12 месяцев года за исключением января и февраля). Конечно, если автомобиль по-прежнему будет зарегистрирован на данного налогоплательщика. Если нет, новый владелец составит свой расчет.

Если в паспорте автомобиля мощность указана не в лошадиных силах, а в метрических единицах, необходимо сделать пересчет: мощность двигателя, выраженная в КВт, умножается на переводной коэффициент 1,35962. Полученная величина и есть мощность двигателя в лошадиных силах (п. 19 Методических рекомендаций, утв. приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. № БГ-3-21/177).

Транспортный налог платится, пока автомобиль зарегистрирован на конкретного налогоплательщика. В случае угона или кражи владелец - организация или физическое лицо - должен представить в налоговый орган документ, подтверждающий данный факт (например, справку из ГИБДД). Тогда за соответствующий период будет сделан перерасчет налога.

При заполнении раздела I декларации (расчета) следует вписывать именно начисленные суммы с учетом результатов налоговых проверок, а не те, которые были уплачены ранее.

В графе 2 раздела 2 необходимо проставить код вида транспортного средства. Напомним, что легковые автомобили соответствуют коду 51004, грузовые - 52001, автобусы - 54003, самоходные машины - 57001 или 57000.

В графе 9 раздела II нужно указать коэффициент, определяемый как отношение числа полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Показатель вписывается в виде десятичной дроби с точностью до сотых долей.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться