Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Эффективная защита налогоплательщика / Рассылка "Эффективная защита налогоплательщиков" № 138 от 21.11.2005

Рассылка "Эффективная защита налогоплательщиков" № 138 от 21.11.2005

Сегодня в выпуске: вправе ли налоговые агенты применить вычет по НДС при отсутствии счета-фактуры?

21.11.2005

21 Ноября 2005
Выпуск № 138
Рассылку подготовил и составил
Дмитрий Костальгин

Интересные дискуссии на форуме «Налоговое право»
Самая горячая тема недели:
Налоги глазами конституционного суда РФ на CD-ROM

Если Вы хотите обсудить проблемы, затронутые нашей рассылкой, высказать свое мнение, то это можно сделать на нашем форуме "Налоговое право". Вы можете ознакомиться со специальной " Темой-оглавлением", где все обсуждения разбиты по видам налогов и главам НК РФ

Эффективная защита налогоплательщиков
В соответствии со статьей 161 НК РФ на налоговых агентов возлагается обязанность исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика. При этом в силу пункта 3 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, уплаченные в соответствии со статьей 173 настоящего Кодекса покупателями - налоговыми агентами. В связи с этим возникает вопрос является необходимым условием для получения вычета налоговым агентом наличие счета-фактуры от иностранного контрагента. Налоговые органы считают, что счет-фактура обязателен, и отказывают в праве на вычет в случае его отсутствия. Правомерность такого подхода рассматривали в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 27 июня 2005 года Дело N Ф04-3896/2005(12390-А27-25):

Цитата:

    В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 9 по Кемеровской области (правопреемник ответчика по делу) просит вынесенные по делу судебные акты отменить как незаконные и необоснованные, указывая в обоснование своих требований, что именно счет-фактура является документом, служащим согласно Налоговому кодексу Российской Федерации основанием для предъявленных сумм НДС к вычету, отсутствие которого лишает налогоплательщика права на применение вычета.

    В порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на кассационную жалобу ОАО "Яшкинский пищекомбинат" не представило.

    Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.

    Из материалов дела следует, что по результатам камеральной налоговой проверки ОАО "Яшкинский пищекомбинат" на основе уточненной налоговой декларации по НДС за январь 2004 года налоговым органом вынесено решение от 10.06.2004 N 637, согласно которому обществу предложено уплатить сумму доначисленного НДС в размере 2525455 руб. и пени в сумме 31459,64 руб.

    Основанием доначисления соответствующих размеров НДС и пеней явилось то обстоятельство, что, по мнению инспекции, сумма налога, подлежащая перечислению ОАО "Яшкинский пищекомбинат" как налоговым агентом, должна быть исчислена и уплачена в одном налоговом периоде согласно пункту 3 статьи 171, пункту 1 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации, а предъявлена к вычету в следующем.

    Не согласившись с указанным решением инспекции, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

    Удовлетворяя заявленные требования, суд обеих инстанций, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принял законные и обоснованные судебные акты, в которых указал, что заявитель обосновал правомерность предъявления им к вычету НДС в сумме 2525455 руб., в связи с чем у налогового органа отсутствовали основания для отказа в возмещении указанной суммы налога, а также правомерно отклонил довод ответчика относительно отсутствия за обществом права на налоговый вычет вследствие отсутствия счета-фактуры. Кассационная инстанция поддерживает выводы арбитражного суда, при этом исходит из следующего.

    Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ОАО "Яшкинский пищекомбинат" поставлено на учет в налоговом органе как плательщик НДС, одновременно является налоговым агентом иностранного поставщика, не состоящего на налоговом учете на территории Российской Федерации.

    В соответствии со статьей 161 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты обязаны исчислять, удерживать у налогоплательщика налоги и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные главой 21 Кодекса.

    Из материалов дела усматривается, что ОАО "Яшкинский пищекомбинат" по контракту N 03/200 от 15.03.2002, заключенному с фирмой ФРАНЦ ХААС ВАФЕЛЬМАШИНЕН, перечислило последнему 635690,59 Евро (22721425,59 руб.); оплата произведена согласно графику платежей, установленному приложением N 8 к указанному контракту; оборудование и услуги по шеф-монтажу оприходованы заявителем; являясь налоговым агентом фирмы ФРАНЦ ХААС ВАФЕЛЬМАШИНЕН, общество в срок, установленный пунктом 6 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации, перечислило в бюджет НДС в сумме 2525455 руб. по данному контракту, что подтверждается соответствующими документами и не оспаривается налоговой инспекцией.

    Согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиками товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов, в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса.

    В силу пункта 3 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, уплаченные в соответствии со статьей 173 Кодекса покупателями - налоговыми агентами.

    Порядок и сроки уплаты налога в бюджет определены пунктом 4 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае реализации работ (услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, уплата производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств налогоплательщикам.

    Из содержания указанных норм, а также позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 02.10.2003 N 384-О, следует, что счет-фактура не является единственным документом для предоставления налогоплательщику вычетов по НДС. Налоговые вычеты в данном случае могут предоставляться и на основании иных документов, подтверждающих уплату налога.

    Такой подход согласуется с конституционно-правовым смыслом вычетов по НДС, выявленных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 20.02.2001 по делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 7 Федерального закона "О налоге на добавленную стоимость".

    Таким образом, выводы суда о том, что счет-фактура не является единственным условием принятия сумм налога к вычету, наряду с такими факторами, определяющими право налогоплательщика на вычет сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), как их производственное назначение, фактическое наличие, учет и оплата, являются обоснованными и соответствующими действующему законодательству.

Выводы
Пункт 1 статьи 172 предусматривает, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ. Таким образом, в общем случае для применения вычета счет-фактура необходим, но при применении вычета налоговым агентом предусмотрен специальный порядок (пункт 3 статьи 171 НК РФ). Иными словами, отсутствие счета-фактуры не может лишить налогового агента права на вычет.

Для усиления своей позиции налоговым агентам необходимо ссылаться на Определение Конституционного суда в РФ от 2 октября 2003 г. № 384-О, в котором отмечается, что счет-фактура не является единственным документом для предоставления налогоплательщику вычетов по налогу на добавленную стоимость. Налоговые вычеты в данном случае могут предоставляться и на основании иных документов, подтверждающих уплату налога на добавленную стоимость. Такой подход согласуется с конституционно-правовым смыслом вычетов по налогу на добавленную стоимость, выявленных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 20 февраля 2001 года по делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 7 Федерального закона "О налоге на добавленную стоимость".

Учитывая изложенное, налоговый агент вправе применить вычет по НДС и при отсутствии счета-фактуры. Действия налоговых органов в данном случае неправомерны.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Темы: Юкос