Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Проверки ККТ: какие контрольные мероприятия могут проводить в 2023 году

Проверки ККТ: какие контрольные мероприятия могут проводить в 2023 году

В 2023 году в России действует мораторий на проверки ККТ. Но некоторые случаи не подпадают под «проверочный» мораторий. Какие контрольные мероприятия по ККТ ФНС может проводить в этом году, и к кому проверяющие придут в первую очередь?

12.09.2023

В 2023 году действует мораторий на проверки ККТ. Однако есть случаи, которые не подпадают под «проверочный» мораторий. Расскажем, какие контрольные мероприятия по ККТ налоговики могут проводить в 2023 году, и к кому проверяющие придут в первую очередь.

Виды проверок ККТ

Соблюдение правил работы с кассами контролируют налоговые органы. При этом проверки носят исключительно внеплановый характер — на основании информации о нарушениях. Плановые контрольные или надзорные мероприятия в этой сфере не проводятся. На это указано в пункте 1 статьи 7 Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ о применении ККТ.

Внеплановые проверки бывают пяти видов. Они перечислены в пункте 18 Положения о госконтроле за соблюдением законодательства о ККТ (утв. постановлением правительства РФ от 28.02.22 № 272, далее — Положение № 272.

К внеплановым проверкам относятся: 

  • контрольная закупка;
  • документарная проверка;
  • выездная проверка;
  • наблюдение;
  • выездное обследование. 

Первые три мероприятия предполагают взаимодействие контролеров с пользователем ККТ. А последние два проводятся без участия владельца кассы. Это следует из положений пунктов 2 и 3 статьи 56 Федерального закона от 31.07.20 № 248-ФЗ о государственном и муниципальном контроле в РФ (далее — Закон № 248-ФЗ). 

Мораторий на проверки ККТ в 2023 году

По общему правилу, в 2023 году внеплановые проверки ККТ проводятся по решению руководителя ФНС или его заместителя, и только при условии согласования с прокуратурой. Исключение — контрольная закупка, поводом для которой стали нарушения, выявления в ходе выездного обследования. В такой ситуации отдельного согласия прокурора на закупку не требуется. Об этом прямо сказано в подпункте «а» пункта 3 постановления правительства РФ от 10.03.22 № 336 (далее — постановление № 336). 

Также без разрешения прокуратуры проходят контрольные мероприятия, не требующие непосредственного взаимодействия с проверяемым (п. 10 постановления № 336). Напомним, что к ним относятся наблюдение и выездное обследование. В рамках наблюдения инспекторы собирают и анализируют данные (документы, фото, видео), которые поступают из разных источников. При этом у пользователя ККТ никакой дополнительной информации не запрашивается. А в ходе выездного обследования контролеры могут инкогнито посетить торговую точку и осмотреть общедоступные (открытые для посещения) места. Если при этом будут обнаружены нарушения в работе с ККТ, инспекторы вправе тут же, без согласования с прокуратурой, провести контрольную закупку.

Таким образом, несмотря на «проверочный» мораторий, в 2023 году контрольная закупка может проходить без согласования с прокурором. Для этого нужно, чтобы налоговики обнаружили нарушение в ходе выездного обследования. А для такого обследования разрешение прокуратуры также не требуется. 

Кого проверят в первую очередь

Первыми в список на проверку попадут недобросовестные пользователи ККТ. Ими считают тех, у кого вообще нет зарегистрированной кассы (при наличии такой обязанности), а также тех, кто зарегистрировал ККТ, но не применяет ее. При этом важно, чтобы эти лица ранее привлекались к ответственности за данные нарушения или получили от налоговой предостережение, но не исполнили его. Такие критерии недобросовестности указаны в письме ФНС от 05.05.23 № Д-5-20/32@.

Кроме того, имеется общий перечень индикаторов риска нарушения правил применения ККТ. Он утвержден приказом Минфина от 06.06.23 № 88н. Индикаторами риска являются:

  • отсутствие в течение 60 календарных дней фискальных документов в АИС налоговиков (при наличии зарегистрированной ККТ);
  • доля чеков с признаком расчета «Возврат прихода» составляет 30% и более от общего количества чеков с признаком расчета «Приход», сформированных в течение 30 календарных дней (исключение сделано для ломбардов);
  • доля чеков коррекции (БСО коррекции) составляет 30% и более от общего количества фискальных документов, сформированных в течение 30 календарных дней.

Как проходит проверка ККТ

Начнем с описания документарной проверки. Она предполагает удаленное, то есть без личного общения, взаимодействие с пользователем ККТ (п. 1 ст. 72 Закона № 248-ФЗ). Основанием для нее может быть наличие информации о неприменении кассы (письмо ФНС от 30.01.23 № Д-5-20/7@). Во время документарной проверки инспекторы вправе запросить необходимые документы и пояснения (п. 3 ст. 72 Закона № 248-ФЗ). Их надо передать в налоговую в течение 10 рабочих дней со дня получения требования (п. 4 и 5 ст. 72 Закона № 248-ФЗ). Документы можно принести в инспекцию, направить по почте заказным письмом, либо передать в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика (ст. 21 и 80 Закона № 248-ФЗ). Кроме того, в рамках документарной проверки могут назначаться экспертизы.

В рамках выездной проверки полномочия инспекторов гораздо шире. Они могут не только назначать экспертизы, истребовать документы и пояснения, но и проводить осмотры, опросы и эксперименты (п. 28 Положения № 272). А значит, во время такой ревизии контролеры вправе находиться на территории проверяемой организации (ИП).  Добавим, что основанием для нее может быть наличие указанных выше индикаторов риска, поступление жалобы или другие обстоятельства. При этом согласование с прокуратурой обязательно.

Что касается контрольной закупки, то она бывает двух видов: дистанционной или «с выходом». В первом случае покупка оформляется без посещения торговой точки — по телефону или через интернет. Во втором случае инспекторы приходят в место продажи товаров (работ, услуг). Такая закупка должна проходить в присутствии двух свидетелей или двух налоговиков, либо с применением видеозаписи (ст. 67 Закона № 248-ФЗ, п. 23 Положения № 272). В обоих случаях самого проверяемого о проведении контрольной закупки предварительно не уведомляют (п. 23 Положения № 272).

В ходе закупки налоговики приобретают и оплачивают товары (работы, услуги), как обычные покупатели. Задача — проверить выдачу кассовых чеков и других документов, подтверждающих прием денег. При этом контролеры могут вести аудио- и видеозапись (п. 4 ст. 67 Закона № 248-ФЗ).

После приобретения товара проверяющие должны объявить о том, что состоялась контрольная закупка, предъявить копию решения о ее проведении и служебные удостоверения (п. 7 ст. 67 Закона № 248-ФЗ). При этом купленный товар возвращается продавцу. А он, в свою очередь, должен вернуть контролерам деньги, внесенные за товар (п. 8 ст. 67 Закона № 248-ФЗ). 

В рамках контрольной закупки ИФНС может дополнительно проверять исправность кассовой техники; соответствие времени на чеке реальному; реквизиты в чеке; совпадение фактического места установки ККТ с тем, который указан в документах. Если выявлены нарушения, проверяющие могут потребовать сформировать и напечатать фискальный документ — отчет о текущем состоянии расчетов (п. 23 Положения № 272).

Штрафы за кассовые нарушения

Неприменение ККТ — это административное нарушение, за которое установлен штраф в размере, кратном сумме расчета (от ¼ до 1). При этом санкция не может быть меньше минимальной величины: для ИП — 10 000 руб., для организаций — 30 000 руб. (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ). 

Отдельный штраф в размере от 1 500 до 10 000 руб. установлен за применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям или неправильно зарегистрирована (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ). Такой же штраф назначат, если отпечатанный чек содержит недостоверные или неполные сведения (например, о времени операции, способе расчета, применяемой системе налогообложения или о кассире). 

Избежать штрафа можно, если добровольно заявить в ИФНС о допущенном нарушении и исправить его (направить чек коррекции) до того, как будет вынесено постановление о штрафе (примечание к ст. 14.5 КоАП РФ). Но индульгенция действует только в том случае, если на дату подачи такого заявления ИФНС еще не располагала сведениями о нарушении. Спастись от штрафа не получится, если пробить чек коррекции и подать заявление после того, как инспекция вынесет предостережение о недопущении нарушения или составит акт проверки. 

Как обжаловать результаты проверок

Организация (ИП) вправе оспорить результат внеплановой проверки, в том числе контрольной закупки. Сначала нужно подать жалобу в досудебном порядке — руководителю инспекции или в вышестоящий налоговый орган. Это правило действует с 1 января 2023 года (п. 2 ст. 39, п. 3 ст. 98 Закона № 248-ФЗ). Подать жалобу можно только в электронном виде через портал Госуслуг (п. 1 ст. 40 Закона № 248-ФЗ). 

Жалоба подается не позднее 30 календарных дней с момента, когда владелец ККТ узнал или должен был узнать о нарушении своих прав (п. 5 ст. 40 Закона № 248-ФЗ).

В общем случае жалобу должны рассмотреть в течение 20 рабочих дней (п. 2 ст. 43 Закона № 248-ФЗ). В этот срок не входит время, отведенное заявителю на предоставление документов, запрошенных в ходе изучения дела (п. 3 ст. 43 Закона № 248-ФЗ). При необходимости срок рассмотрения жалобы могут продлить еще на 20 дней (п. 2 ст. 43 Закона № 248-ФЗ). 

Если результат досудебного обжалования не устроит компанию (ИП), то дело можно передать в арбитражный суд. Соответствующее заявление нужно подать в течение трех месяцев (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).

 

 

 

 

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Темы: Проверки