Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Скидка для арендатора в период пандемии: будут ли налоговые риски?

Скидка для арендатора в период пандемии: будут ли налоговые риски?

Каждый арендодатель является самостоятельным экономическим субъектом и самостоятельно определяет экономическую целесообразность в предоставлении скидки в том или ином размере

04.08.2020
Российский налоговый портал

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Лазарева Ирина

Ответ прошел контроль качества

В долевой собственности юридического лица (80%) и ИП (20%) находится нежилое здание (торгово-офисный центр). Соглашение о порядке пользования имуществом между долевыми собственниками не заключено, доли не выделены в натуре. Помещения в этом здании сдаются в аренду. Договоры аренды заключаются со множественностью лиц на стороне арендодателей. Арендатор вносит арендную плату, установленную договором, на расчетные счета арендодателей в размере, пропорциональном доле в праве собственности арендодателей на здание. В связи с пандемией коронавируса арендатор попросил предоставить скидку, при этом арендодатель-1 (юридическое лицо) согласен предоставить скидку в размере 80% от размера арендной платы, причитающейся арендодателю-1, а арендодатель-2 (ИП) согласен предоставить только 50% от размера арендной платы, причитающейся арендодателю-2.

Если между сторонами будет заключено соответствующее соглашение, не повлечет ли это налоговых рисков для арендодателя, который предоставляет большую скидку?

На наш взгляд, само по себе непропорциональное уменьшение арендной платы арендодателями не влечет налоговых рисков, в частности для арендодателя-1, предоставившего большую скидку.

Во всяком случае, при отсутствии взаимозависимости цена сделки для целей налогообложения считается рыночной (п. 1 ст. 105.3 НК РФ). При этом в общих случаях положениями НК РФ не предусмотрено оснований для налогообложения в рамках УСН "недополученного" дохода (п. 1 ст. 41, ст. 248, ст. 346.15 НК РФ). Выручка от реализации услуг изначально определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за услуги (п. 1 ст. 249, ст. 346.17 НК РФ).

Тем более что каждый арендодатель является самостоятельным экономическим субъектом и налогоплательщиком, и при отсутствии законодательных ограничений для применения приведенного в вопросе механизма предоставления скидки самостоятельно определяет экономическую целесообразность в предоставлении скидки в том или ином размере.

Полагаем, главное в данном случае учитывать положения ст. 54.1 НК РФ, не допускающие уменьшение налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни. То есть не допускать обстоятельств, дающих налоговому органу повод усомниться в реальности сделок (скидок, цен), или предположить умысел их совершения исключительно в целях неуплаты налога (п. 2 ст. 54.1, п. 5 ст. 82 НК РФ).

Говорить о судебной практике по налоговым спорам в подобных ситуациях пока не приходится (близкие к рассматриваемой ситуации нами не обнаружены). На наш взгляд, сложившаяся в период пандемии COVID-19 экономическая ситуация, связанная с ограничением осуществления деятельности в отдельных отраслях, в том числе в розничной торговле, дает возможность обосновать разумность решения арендодателей о временном снижении арендной платы в целях сохранения действующих арендаторов, что в конечном счете может способствовать сохранению доходов от аренды в будущем.

К сведению:

Положения ст. 40 НК РФ, до 2012 г. устанавливавшие принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения, применяются исключительно к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаны в соответствии с главой 25 НК РФ до 1 января 2012 года (части 1, 6 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ).

С указанной даты в НК РФ введен раздел V.1, на сегодняшний день регламентирующий в т.ч. общие положения о ценах и налогообложении, налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. В частности, введено понятие контролируемых сделок (ст. 105.14 НК РФ) и регламентирован порядок и основания контроля цен в сделках между взаимозависимыми лицами. При этом положений, аналогичных пп. 4 п. 2 ст. 40 НК РФ, устанавливавших порог в 20% для контроля налоговыми органами цен в сделках, в раздел V.1 НК РФ не включено.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться