
Аналитика / Налогообложение / Национальная система прослеживаемости товаров – что это такое?
Национальная система прослеживаемости товаров – что это такое?
Законопроектом вносятся изменения в НК РФ, устанавливающие положения о прослеживаемости товаров
20.07.2020Российский налоговый порталНа рассмотрение в Госдуму поступил проект Федерального закона № 991147-7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (о создании национальной системы прослеживаемости товаров)».
Как отмечают авторы, законопроект направлен на создание национальной системы прослеживаемости товаров, предусмотренной Соглашением о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза (заключено в г. Нур-Султане 29.05.2019, ратифицировано Федеральным законом от 2 декабря 2019 года № 386-ФЭ).
Согласно статье 1 Соглашения под прослеживаемостью понимается организация учета товаров, подлежащих прослеживаемости, и операций, связанных с оборотом таких товаров, с использованием национальных систем прослеживаемости в целях реализации Соглашения.
Соглашением установлено, что национальная система прослеживаемости – это информационная система государства – члена Евразийского экономического союза, обеспечивающая сбор, учет и хранение сведений о товарах, подлежащих прослеживаемости, и операциях, связанных с оборотом таких товаров.
В целях обеспечения готовности национальной системы прослеживаемости в Российской Федерации и апробации контрольных функций необходимо обеспечить начало осуществления прослеживаемости в Российской Федерации до вступления в силу Соглашения.
В связи с этим законопроектом предлагается внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, устанавливающие общие положения о прослеживаемости, а также:
- обязанности и меры ответственности налогоплательщиков, совершающих операции с товарами, подлежащими прослеживаемости;
- порядок уведомления налогоплательщиками о перемещении товаров, подлежащих прослеживаемости;
- порядок уведомления налогоплательщиками об остатках товаров, подлежащих прослеживаемости.
Законопроектом предлагается наделить Правительство полномочиями по утверждению перечня товаров, подлежащих прослеживаемости, по установлению критериев, применяемых при отборе отдельных видов товаров, для включения в данный перечень, а также по установлению перечня субъектов, принимающих участие в организации и функционировании национальной системы прослеживаемости товаров.
Законопроектом предусмотрено, что прослеживаемость товаров осуществляется на документарном принципе без нанесения на товар, подлежащий прослеживаемости, контрольно-идентификационных знаков.
Товарам, подлежащим прослеживаемости, присваивается регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости. В отношении товаров, подлежащих прослеживаемости, ввезенных с территории иностранных государств, РНПТ формируется из регистрационного номера декларации на товары и порядкового номера товара из такой
декларации или аналогичных показателей заявлений о выпуске товаров до подачи декларации на товары.
В отношении товаров, ввозимых с территории государств - членов ЕАЭС, а также товаров, ранее ввезенных с территории иностранных государств и находящихся на территории Российской Федерации, предусмотрено формирование РНПТ налоговыми органами в течение одного дня с момента получения соответствующего документа.
Законопроектом предусмотрено, что при реализации товара, подлежащего прослеживаемости, соответствующий РНПТ включается налогоплательщиком в счет-фактуру (для плательщиков налога на добавленную стоимость (далее НДС) или документ об отгрузке товаров (для лиц, не являющихся плательщиками НДС), составляемые в электронной форме.
Согласно законопроекту прослеживаемость прекращается при исключении товаров, подлежащих прослеживаемости, из перечня, утвержденного Правительством Российской Федерации, а также в случаях:
- выбытия товаров, подлежащих прослеживаемости, не связанного с реализацией, в результате которого у налогоплательщика прекращается право собственности на товар, включая передачу в производство, захоронение, утилизацию или уничтожение, безвозвратную утрату товаров вследствие действия непреодолимой силы, конфискации;
- реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, для личных, семейных и иных целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
- фактического вывоза с территории Российской Федерации товаров, подлежащих прослеживаемости, в соответствии с таможенной процедурой экспорта (реэкспорта);
- вывоза товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории Российской Федерации на территорию государств – членов ЕАЭС.
При этом законопроектом предусмотрено, что прослеживаемость возобновляется в случае возврата товара, подлежащего прослеживаемости, из производства, а также возврата в торговый оборот товаров, подлежащих прослеживаемости, ранее переданных или отчужденных физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, в личных, семейных и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской
деятельности.
Информацию об окончании прослеживаемости товара по причинам его утилизации, переработки или реализации физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, налогоплательщики обязаны включать в специализированный ежеквартальный отчет, представляемый в налоговый орган.
Информация об операциях купли-продажи прослеживаемого товара между налогоплательщиками будет включаться в декларации по НДС (для налогоплательщиков НДС) или вышеуказанный отчет (для лиц, не являющихся плательщиками НДС) и представляться в налоговый орган ежеквартально.
В части мер ответственности налогоплательщиков, совершающих операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, предусмотренных законопроектом, необходимо отметить, что неотражение сведений о товарах, подлежащих прослеживаемости, в счете-фактуре и (или) в документе об отгрузке выводит из-под контроля партию товара, подлежащего прослеживаемости, что, в свою очередь, может привести к необоснованным потерям доходов федерального бюджета в виде неуплаты НДС.
Темы: Полезная информация для налогоплательщика  
- 07.10.2024 Промостраница поможет физическим лицам разобраться в налоговых уведомлениях, направленных в 2024 году
- 25.12.2023 Приглашаем к участию в XIX Всероссийском конкурсе «Правовая Россия»
- 26.09.2023 В Москве прошел VII Всероссийский юридический форум «Гражданско-правовое регулирование имущественного оборота: основные проблемы и практические рекомендации»
- 26.03.2025 Мишустин заявил о преодолении ВВП отметки в 200 трлн
- 06.10.2024 Договор с самозанятым – порядок бухгалтерского и налогового учета
- 14.02.2024 Переплата платежа по налогу на сверхприбыль – как зачесть, как вернуть?
- 26.05.2025 Письмо Минфина России от 10.03.2025 г. № 03-04-05/23590
- 23.05.2025 Письмо Минфина России от 24.04.2025 г. № 03-07-07/41507
- 21.05.2025 Письмо УФНС по г. Москве от 11.03.2025 г. № 20-07/023666@
Комментарии