Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Национальная система прослеживаемости товаров – что это такое?

Национальная система прослеживаемости товаров – что это такое?

Законопроектом вносятся изменения в НК РФ, устанавливающие положения о прослеживаемости товаров

20.07.2020
Российский налоговый портал

На рассмотрение в Госдуму поступил проект Федерального закона № 991147-7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (о создании национальной системы прослеживаемости товаров)».

Как отмечают авторы, законопроект направлен на создание национальной системы прослеживаемости товаров, предусмотренной Соглашением о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза (заключено в г. Нур-Султане 29.05.2019, ратифицировано Федеральным законом от 2 декабря 2019 года № 386-ФЭ).

Согласно статье 1 Соглашения под прослеживаемостью понимается организация учета товаров, подлежащих прослеживаемости, и операций, связанных с оборотом таких товаров, с использованием национальных систем прослеживаемости в целях реализации Соглашения.

Соглашением установлено, что национальная система прослеживаемости – это  информационная система государства – члена Евразийского экономического союза, обеспечивающая сбор, учет и хранение сведений о товарах, подлежащих прослеживаемости, и операциях, связанных с оборотом таких товаров.

В целях обеспечения готовности национальной системы прослеживаемости в Российской Федерации и апробации контрольных функций необходимо обеспечить начало осуществления прослеживаемости в Российской Федерации до вступления в силу Соглашения.

В связи с этим законопроектом предлагается внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, устанавливающие общие положения о прослеживаемости, а также:

  • обязанности и меры ответственности налогоплательщиков, совершающих операции с товарами, подлежащими прослеживаемости;
  • порядок уведомления налогоплательщиками о перемещении товаров, подлежащих прослеживаемости;
  • порядок уведомления налогоплательщиками об остатках товаров, подлежащих прослеживаемости.

Законопроектом предлагается наделить Правительство полномочиями по утверждению перечня товаров, подлежащих прослеживаемости, по установлению критериев, применяемых при отборе отдельных видов товаров, для включения в данный перечень, а также по установлению перечня субъектов, принимающих участие в организации и функционировании национальной системы прослеживаемости товаров.

Законопроектом предусмотрено, что прослеживаемость товаров осуществляется на документарном принципе без нанесения на товар, подлежащий прослеживаемости, контрольно-идентификационных знаков.

Товарам, подлежащим прослеживаемости, присваивается регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости. В отношении товаров, подлежащих прослеживаемости, ввезенных с территории иностранных государств, РНПТ формируется из регистрационного номера декларации на товары и порядкового номера товара из такой

декларации или аналогичных показателей заявлений о выпуске товаров до подачи декларации на товары.

В отношении товаров, ввозимых с территории государств - членов ЕАЭС, а также товаров, ранее ввезенных с территории иностранных государств и находящихся на территории Российской Федерации, предусмотрено формирование РНПТ налоговыми органами в течение одного дня с момента получения соответствующего документа.

Законопроектом предусмотрено, что при реализации товара, подлежащего прослеживаемости, соответствующий РНПТ включается налогоплательщиком в счет-фактуру (для плательщиков налога на добавленную стоимость (далее НДС) или документ об отгрузке товаров (для лиц, не являющихся плательщиками НДС), составляемые в электронной форме.

Согласно законопроекту прослеживаемость прекращается при исключении товаров, подлежащих прослеживаемости, из перечня, утвержденного Правительством Российской Федерации, а также в случаях:

  1. выбытия товаров, подлежащих прослеживаемости, не связанного с реализацией, в результате которого у налогоплательщика прекращается право собственности на товар, включая передачу в производство, захоронение, утилизацию или уничтожение, безвозвратную утрату товаров вследствие действия непреодолимой силы, конфискации;
  2. реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, для личных, семейных и иных целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
  3. фактического вывоза с территории Российской Федерации товаров, подлежащих прослеживаемости, в соответствии с таможенной процедурой экспорта (реэкспорта);
  4. вывоза товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории Российской Федерации на территорию государств – членов ЕАЭС.

При этом законопроектом предусмотрено, что прослеживаемость возобновляется в случае возврата товара, подлежащего прослеживаемости, из производства, а также возврата в торговый оборот товаров, подлежащих прослеживаемости, ранее переданных или отчужденных физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, в личных, семейных и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской

деятельности.

Информацию об окончании прослеживаемости товара по причинам его утилизации, переработки или реализации физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, налогоплательщики обязаны включать в специализированный ежеквартальный отчет, представляемый в налоговый орган.

Информация об операциях купли-продажи прослеживаемого товара между налогоплательщиками будет включаться в декларации по НДС (для налогоплательщиков НДС) или вышеуказанный отчет (для лиц, не являющихся плательщиками НДС) и представляться в налоговый орган ежеквартально.

В части мер ответственности налогоплательщиков, совершающих операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, предусмотренных законопроектом, необходимо отметить, что неотражение сведений о товарах, подлежащих прослеживаемости, в счете-фактуре и (или) в документе об отгрузке выводит из-под контроля партию товара, подлежащего прослеживаемости, что, в свою очередь, может привести к необоснованным потерям доходов федерального бюджета в виде неуплаты НДС.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться