Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Расходы на услуги компании из ОАО: налоговая отказывает в принятии затрат

Расходы на услуги компании из ОАО: налоговая отказывает в принятии затрат

Сам по себе факт оказания услуг контрагентом, зарегистрированным в ОАЭ, не может являться основанием для отказа в учете расходов на приобретение этих услуг в целях налогообложения прибыли

21.08.2019
Автор: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Вахромова Наталья

Налоговая инспекция отказывает в учете расходов на приобретение услуг в целях налогообложения прибыли на том основании, что эти услуги оказывались организацией, зарегистрированной в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ).

Правомерен ли такой отказ?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Сам по себе факт оказания услуг контрагентом, зарегистрированным в ОАЭ, не может являться основанием для отказа в учете расходов на приобретение этих услуг в целях налогообложения прибыли.

Если рассматриваемые расходы экономически обоснованы, документально подтверждены и направлены на получения дохода, то претензии налогового органа не обоснованы.

Обоснование позиции:

В целях формирования налогооблагаемой прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), под которыми понимаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ). Первые, в свою очередь, подразделяются на материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации и прочие расходы (п. 2 ст. 253 НК РФ).

Так, на основании пп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на консультационные и иные аналогичные услуги.

При этом в НК РФ не предъявляется никаких специальных требований к консультационным услугам, кроме общих требований, установленных п. 1 ст. 252 НК РФ.

Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) включены в перечень офшорных зон (далее - Перечень), утвержденный приказом Минфина России от 13.11.2007 N 108н (п. 30 названного Перечня). При этом нормами гл. 25 НК РФ не установлено запрета на учет расходов на приобретение товаров (работ, услуг) у контрагентов, зарегистрированных в государствах и на территориях, упомянутых в Перечне.

Так, затраты, не учитываемые в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, перечислены в ст. 270 НК РФ. Данная статья не содержит норм, указывающих на невозможность учета затрат на приобретение товаров (работ, услуг), в случае их приобретения у иностранных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), зарегистрированных в офшорных зонах.

Поэтому расходы на оплату консалтинговых услуг, оказанных контрагентом, зарегистрированным в ОАЭ, учитываются в целях налогообложения прибыли в общеустановленном порядке. Главное требование - это соблюдение положений п. 1 ст. 252 НК РФ (п. 49 ст. 270 НК РФ).

Подтверждением тому является анализ арбитражной практики.

Так, например, в постановлении Шестнадцатого ААС от 16.12.2016 N 16АП-2938/16 суд признал правомерной позицию налогового органа в том, что расходы на уплату агентского вознаграждения резиденту офшорной зоны не могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль ввиду их несоответствия требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ. Налоговый орган доказал в суде притворность сделки и направленность ее исключительно на оптимизацию налогообложения (постановлением АС Северо-Кавказского округа от 28.03.2017 N Ф08-1425/17 в указанной части оставлено без изменения).

В постановлении Девятого ААС от 07.09.2016 N 09АП-36020/16 суд также поддержал налоговый орган, где основанием для отказа в принятии затрат на приобретение товаров у поставщика - резидента офшорной зоны послужило доказательство налоговым органом не соответствия затрат п. 1 ст. 252 НК РФ. Экономически необоснованными расходы были признаны на основании того, что товары приобретались по завышенной цене у взаимозависимого лица, который являлся резидентом офшорной зоны (смотрите также постановление Тринадцатого ААС от 10.05.2017 N 13АП-33742/16).

При этом ни налоговыми органами, ни судами, не указывалось на невозможность учета затрат лишь по причине того, что контракты были заключены с резидентами офшорных зон.

Таким образом, если консультационные услуги приобретались для производственных или управленческих целей организации, цена на них соответствует рыночному уровню цен (экономически обоснованы), у организации имеются первичные документы, подтверждающие факт оказания услуг, то расходы на оплату данных услуг организация может учесть в целях налогообложения (п. 1 ст. 252 НК РФ). В таком случае отказ налогового органа в учете затрат на оплату услуг лишь по причине того, что исполнитель зарегистрирован в ОАЭ, является неправомерным.

Обратим также внимание на положения ст. 54.1 НК РФ.

Пунктом 1 ст. 54.1 НК РФ установлено, что не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.

Как указывает налоговая служба, данные положения следует применять в случае доказывания умышленных действий самого налогоплательщика, выразившихся в сознательном искажении сведений о фактах хозяйственной жизни. При отсутствии доказательств такого умысла у налогоплательщика методологическая (правовая) ошибка сама по себе не может признаваться искажением в целях применения п. 1 ст. 54.1 НК РФ (письмо ФНС России от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@, далее - Письмо N ЕД-4-9/22123@).

Согласно п. 2 ст. 54.1 НК РФ при отсутствии обстоятельств, предусмотренных п. 1 данной статьи, по имевшим место сделкам (операциям) налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу, в частности, в соответствии с правилами гл. 25 НК РФ при соблюдении одновременно следующих двух условий:

1) основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;

2) обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.

В письме N ЕД-4-9/22123@ разъясняется, что для применения положений пп.пп. 1 и 2 п. 2 ст. 54.1 НК РФ налоговому органу следует доказывать, что основной целью заключения налогоплательщиком сделки (операции) являлось не получение результатов предпринимательской деятельности, а получение налоговой экономии (при выявлении фактов несоблюдения условий, указанных в пп. 1 п. 2 ст. 54.1 НК РФ), и (или) что сделка (операция) не исполнена заявленным контрагентом и налогоплательщик использовал формальный документооборот в целях неправомерного учета расходов и заявления налоговых вычетов по спорной сделке (операции) (при выявлении фактов несоблюдения условий, установленных в пп. 2 п. 2 ст. 54.1 НК РФ).

При установлении обстоятельств, свидетельствующих, что основной целью заключения налогоплательщиком сделки (операции) являлось не получение результатов предпринимательской деятельности, а получение налоговой экономии, налоговые органы должны доказать, что такая сделка (операция) не имеет какого-либо разумного объяснения с позиции хозяйственной необходимости ее заключения и совершения, а имеет своей целью лишь уменьшение налоговых обязательств и (или) является частью схемы, основной целью которой является уменьшение налоговых обязательств.

При этом необходимо учитывать, что положения НК РФ не ограничивают само право налогоплательщиков проводить свои хозяйственные операции так, чтобы налоговые последствия были минимальными, однако в избранном налогоплательщиком варианте сделки (операции) не должно присутствовать признака искусственности, лишенной хозяйственного смысла. Кроме того, налоговый орган не вправе настаивать на том, что налогоплательщик должен был выбрать тот или иной вариант построения хозяйственных операций.

Как видим, налоговый орган может отказать в учете расходов в целях налогообложения прибыли, если заподозрит признаки нереальности сделки.

Для подтверждения реальности факта оказания консультационных услуг целесообразно иметь максимально подробно оформленный акт или отчет об оказанных услугах. Желательно, чтобы в документах было расшифровано, какие именно услуги и в каком объеме оказывались, а также цена каждой услуги и т.д.

В данном случае необходимо также учитывать, что сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в Перечень, приравниваются к сделкам между взаимозависимыми лицами (пп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ). И если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей, то сделка признается контролируемой (п. 7 ст. 105.14 НК РФ).

О совершенных в календарном году контролируемых сделках, указанных в ст. 105.14 НК РФ, налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы в порядке, установленном ст. 105.16 НК РФ.

ГАРАНТ

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться