Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Узнайте самые значимые изменения в работе бухгалтеров в 2019 году

практические решения для работы, советы по применению законодательства и кейсы по проверкам и отчетности от лучших спикеров ИРСОТ

Главная неделя для главбуха
   
График мероприятий

Аналитика / Налогообложение / Налоговый орган отказывает в уточнении платежа: какие действия должен совершить налогоплательщик?

Налоговый орган отказывает в уточнении платежа: какие действия должен совершить налогоплательщик?

Отказ налогового органа в уточнении платежа, а также отказ в пересчете пеней может быть обжалован организацией в вышестоящий налоговый орган

06.12.2018
Российский налоговый портал

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Вахромова Наталья

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член РСА, профессиональный бухгалтер Макаренко Елена

В результате технической ошибки авансовые расчеты по налогу на имущество по объектам недвижимости были направлены в ответственную налоговую инспекцию (Инспекция 1), а не в налоговую инспекцию по местонахождению данных объектов недвижимости (Инспекция 2).

Оплата была направлена своевременно, тоже в ответственную налоговую инспекцию.

Обе налоговые инспекции находятся в одном регионе.

После выявления ошибки в Инспекцию 2 были направлены: авансы, штраф за несвоевременное представление авансовых расчетов и пени и сами авансовые расчеты.

В Инспекцию 1 были направлены уточненные авансовые расчеты.

После отражения в карточке по расчетам с бюджетом в Инспекции 2 авансовых расчетов и оплаты по ним было направлено письмо о пересчете (сторнировании) пени на основании п. 7 ст. 45 НК РФ, так как в целом бюджет региона не пострадал, и все было оплачено своевременно в Инспекцию 1.

На что получен ответ из Инспекции 2 с рекомендацией уточнить платежи (получателя платежа) в Инспекции 1, иначе пересчет невозможен.

В Инспекцию 1 было написано письмо об уточнении получателя платежей в платежных поручениях на оплату аванса, но только в определенной части суммы, причитающейся Инспекции 2 (порядок цифр: миллионы в Инспекцию 1 и десяток тысяч в Инспекцию 2).

На это был получен ответ из Инспекции 1, что они не могут этого сделать, так как в поле получателей нельзя указать несколько ИНН/КПП получателей.

Правомерен ли отказ налоговой инспекции?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

При условии правильного указания в платежном поручении счета Федерального казначейства пени подлежат пересчету.

Отказ налогового органа в уточнении платежа, а также отказ в пересчете пеней может быть обжалован организацией в вышестоящий налоговый орган.

Обоснование позиции:

В рассматриваемой ситуации вопрос о возможности пересчета пеней по налогу решается с учетом факта исполнения обязанности по уплате налога.

1. Об исполнения обязанности по уплате налога.

Уплата налога на имущество организаций (авансовых платежей по налогу) исходя из кадастровой стоимости производится в налоговый орган по месту нахождения соответствующих объектов имущества (ст. 385, п. 13 ст. 378.2 НК РФ).

Обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление денежных средств на соответствующий счет Федерального казначейства при наличии на счете достаточного денежного остатка на день платежа (пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ).

При этом ст. 45 НК РФ не связывает признание обязанности налогоплательщика по уплате налога (авансовых платежей) исполненной с правильным указанием ОКТМО, равно как и реквизитов налогового органа (постановления Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 N 784/13).

Отметим, что НК РФ установлены две процедуры для перенаправления перечисленных налоговых платежей:

1) путем уточнения платежа в соответствии с п. 7 ст. 45 НК РФ;

2) путем зачета суммы переплаты в соответствии со ст. 78 НК РФ.

Уточнение платежа осуществляется в случаях, если обнаруженные налогоплательщиком ошибки в платежном поручении не повлекли неперечисления налога на соответствующий счет Федерального казначейства.

Решение об уточнении платежа принимается налоговым органом на основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки расчетов (при условии ее проведения). При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога за период со дня его фактической уплаты до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа (п. 7 ст. 45 НК РФ).

Поскольку речь идет о налоге на имущество организаций, необходимо учитывать, что этот налог является региональным. При этом с учетом п.п. 1, 5 ст. 56 БК РФ он может зачисляться не только в доходы бюджетов субъектов РФ, но и в доходы бюджетов муниципальных образований по установленным субъектами РФ нормативам.

Если такое межбюджетное распределение сумм налога не предусмотрено в субъекте РФ и налогоплательщик своевременно уплатил налог (авансовые платежи по налогу) не по месту нахождения имущества, а по месту нахождения организации, но на соответствующий счет Федерального казначейства, что подтверждено в установленном порядке, то в этом случае начисленные суммы пени по налогу по местонахождению объекта недвижимого имущества подлежат пересчету (письмо Минфина России от 11.12.2017 N 03-05-04-01/82413 (доведено до нижестоящих налоговых органов письмами ФНС России от 13.12.2017 N БС-4-21/25301@, от 14.12.2017 N БС-4-21/25426).

Так, например, согласно Закону Краснодарского края от 20.12.2017 N 3722-КЗ "О краевом бюджете..." налог на имущество организаций зачисляется в бюджет края без распределения в бюджеты муниципальных образований, то есть не является источником формирования доходов местных бюджетов (бюджетов муниципальных образований). В таком случае отсутствует факт потерь регионального бюджета, и оснований для начисления пеней нет.

Следует учитывать, что п. 7 ст. 45 НК РФ устанавливает только сроки принятия решения об уточнении платежа и сообщения о принятом решении, не регламентируя порядок принятия решения об уточнении платежей, а также не устанавливая основания для отказа в уточнении платежей.

При этом уточнить возможно основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика. Возможность уточнения реквизитов в части суммы платежного поручения прямо не следует из положений ст. 45 НК РФ. А с учетом правил заполнения платежных поручений на перевод платежей в бюджетную систему РФ можно сделать вывод, что уточнение реквизитов платежа возможно только в отношении всей суммы, указанной в платежном поручении.

Вместе с тем из Порядка заполнения формы решения об уточнении платежа в части заполнения полей "Код причины уточнения" и "Сумма" можно предположить, что возможно уточнить реквизиты платежа и в отношении части суммы платежного поручения.

Разъяснения и судебную практику по вопросу возможности уточнения части платежа нам найти не удалось. В то же время суды указывают, что подача налогоплательщиком заявления об уточнении платежа возможна при любых ошибках в платежном поручении, за исключением тех, которые повлекли неперечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства (постановления Четвертого ААС от 18.12.2017 N 04АП-6344/17, АС Северо-Кавказского округа от 19.12.2014 N Ф08-8575/14 по делу N А20-1185/2014).

О зачете суммы налога в порядке ст. 78 НК РФ в рассматриваемой ситуации, по нашему мнению, речь не может идти, поскольку данная процедура применяется в случае, когда ошибка в платежном поручении приводит к возникновению переплаты по налогу, а в нашей ситуации налог считается надлежаще уплаченным.

Такая процедура применяется, например, при неправильном указании в платежном поручении номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя (письмо Минфина РФ от 29.03.2010 N 03-02-07/1-132).

В случае подачи заявления о зачете в рассматриваемой ситуации не исключаем возможность отказа налоговым органом в пересчете пеней, поскольку в таком случае обязанность по уплате налога считается исполненной со дня вынесения налоговым органом решения о зачете (пп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ), а ст. 78 НК РФ не обязывает налоговые органы пересчитывать пени.

Судьи при рассмотрении подобной ситуации по другому налогу пришли к выводу, что сам по себе факт подачи обществом заявления о зачете, а не об уточнении платежа не может иметь такие правовые последствия, как отказ в перерасчете пени, поскольку налоговой инспекции было известно о факте ошибочного перечисления налога (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.06.2011 N А58-1756/10).

2. О пересчете пеней.

В рассматриваемом случае без анализа документов и не имея достаточной информации по ситуации, мы не имеем возможности оценить правомерность отказа налогового органа в проведении уточнения платежей и пересчета пеней.

Вместе с тем отмечаем, что порядок пересчета пеней в случае, когда обязанность по уплате налога считается исполненной с учетом вышеприведенных положений НК РФ, не установлен и регулируется внутренними документами.

Из раздела VIII Единых требований к порядку формирования информационного ресурса "Расчеты с бюджетом" и других разделов следует, что пересчет производится в Карточке расчетов с бюджетом (КРСБ) после принятия соответствующего решения налогового органа об уточнении платежей или о зачете.

Согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 23.07.2013 N 784/13, пени могут быть начислены только на неуплаченную сумму налога. Учитывая, что в платежных документах счет Федерального казначейства указан правильно, сумма налога поступила в соответствующий бюджет. Поэтому налог считается уплаченным, то есть отсутствует недоимка. Соответственно, начисление пеней является неправомерным.

В связи с изложенным полагаем, что в рассматриваемой ситуации действия/бездействие должностных лиц налоговых органов нарушают права организации. Поэтому организация может обжаловать такие действия/бездействие, подав в вышестоящий налоговый (УФНС по региону) две жалобы: на отказ Инспекции 1 о уточнении платежа и на решение Инспекции 2 об отказе в пересчете пеней в порядке, установленном разделом VII НК РФ.

Заметим, что жалоба в вышестоящий налоговый орган подается в письменной форме (с учетом требований ст. 139.2 НК РФ) через налоговый орган, акты, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются.

В свою очередь, налоговый орган, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан:

- в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 139 НК РФ);

- принять меры по устранению нарушения прав лица, подавшего жалобу, и в случае устранения таких нарушений сообщить об этом в вышестоящий налоговый орган в течение трех дней со дня такого устранения с приложением подтверждающих документов (при их наличии) (п. 1.1 ст. 139 НК РФ).

Жалоба может быть подана в течение одного года со дня получения письма об отказе в уточнении платежа (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться