Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Новый майский указ Президента РФ 2018 года

Новый майский указ Президента РФ 2018 года

Переизбранный Президент РФ подписал указ, определяющий направления развития страны на ближайшие шесть лет. Новые ориентиры заданы и для отраслей социальной сферы – прежде всего здравоохранения, образования и культуры. Однако национальные цели сформулированы так, что работу по их достижению предстоит вести и в сферах физкультуры и спорта, социальной защиты. Что именно планируется сделать для совершения прорыва?

18.06.2018
Автор: Зайцева Г.Г., главный редактор журнала

Новый майский указ[1], как и президентские указы 2012 года[2], – это программный документ, устанавливающий ключевые направления развития экономики (в том числе социальной сферы). Раньше большинство целей и задач сводились к преобразованиям внутри отраслей – по сути, к созданию для организаций условий для качественной работы. Вспомним хотя бы меры, прописанные в Указе № 597, – повышение зарплаты отдельным категориям работников бюджетной сферы, обеспечение прозрачности оплаты труда руководителей учреждений и установление для них обязанности ежегодно подавать справки о доходах, внедрение профессиональных стандартов и механизма независимой оценки качества оказания услуг.

Сейчас цели, касающиеся бюджетного сектора, заявлены иначе: с усовершенствования работы системы акцент сместился на удовлетворение потребностей гражданина. Помимо прорыва в научно-технологическом и социально-экономическом развитии страны в указе говорится об увеличении численности населения, повышении уровня жизни граждан, создании условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека. И это как раз те задачи, которые стоят перед отраслями социальной сферы.

В основе – национальные цели.

В достижении тех или иных глобальных ориентиров, получивших статус национальных целей, будут участвовать одна или несколько отраслей. Например, задачи по обеспечению устойчивого естественного роста численности населения страны и повышению средней продолжительности жизни до 78 лет (пп. «а», «б» п. 1 Указа № 204) могут решаться одновременно в сферах здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания. К ускорению технологического развития (пп. «е» п. 1 Указа № 204) из отраслей социальной сферы причастно здравоохранение – посредством внедрения инновационных медицинских технологий. И для всех актуальна задача ускоренного внедрения цифровых технологий (пп. «ж» п. 1 Указа № 204).

Чтобы национальные цели стали более понятны исполнителям, Правительство РФ должно до 1 октября 2018 года определить механизмы и ресурсное обеспечение достижения этих целей, а также разработать (скорректировать) совместно с органами государственной власти субъектов РФ национальные проекты (программы) по 12 направлениям. К бюджетному сектору имеют отношение 7. Остановимся на некоторых из них.

Деятельность в каких отраслях повлияет на демографию?

Согласно п. 3 Указа № 204 в сфере демографического развития планируется достигнуть целевых показателей, свидетельствующих об увеличении к 2024 году:

  • ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет;
  • суммарного коэффициента рождаемости до 1,7;
  • доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, а также систематически занимающихся физкультурой и спортом (во втором случае – до 55%).

В достижении этих ориентиров будут задействованы сферы социального обслуживания (начнет реализовываться программа системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения), образования (к 2021 году должна быть обеспечена 100%-ная доступность яслей для детей в возрасте до трех лет), физкультуры и спорта (для всех групп населения должны быть созданы условия для физкультурных занятий, в том числе за счет роста числа объектов спорта). Сферы здравоохранения, физкультуры и спорта могут быть причастны к выполнению такой задачи, как формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек.

Медицине прописали доступность.

Национальный проект в сфере здравоохранения должен охватить несколько направлений (п. 4 Указа № 204). Среди них – борьба с наиболее распространенными группами заболеваний, обеспечение доступности медицинской помощи для населения, переориентация системы здравоохранения и граждан с поздней диагностики и лечения заболеваний на их профилактику. В рамках нацпроекта продолжится и ранее начатая работа, но теперь она сосредоточится на медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.

К 2024 году в поликлиниках нужно ликвидировать кадровый дефицит (о необходимости обеспечить медицинские организации квалифицированными кадрами говорилось еще в майских указах 2012 года), повысить доступность поликлиник для жителей – в том числе в населенных пунктах, расположенных в отдаленных местностях. Для этого потребуется завершить формирование сети медицинских организаций первичного звена, охватывающей населенные пункты с численностью от 100 до 2 000 жителей (здесь будут строиться врачебные амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты) и менее 100 человек (станут использоваться мобильные медицинские комплексы).


В достижении национальных целей будут участвовать одна или несколько отраслей. Например, обеспечивать устойчивый естественный рост численности населения и повышать продолжительность жизни могут одновременно сферы здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания.


Кроме того, работа этих организаций должна быть оптимизировала так, чтобы процедура записи на прием к врачу упростилась, а время ожидания в очереди сократилось. Напомним, что эти цели помимо прочих поставлены в реализуемом сегодня приоритетном проекте «Бережливая поликлиника»[3].

Еще одно направление работы в рамках будущего нацпроекта – цифровизация здравоохранения. Предполагается, что медицинские организации начнут взаимодействовать на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (она уже создана), а также использовать в своей деятельности цифровые технологии (например, дистанционный мониторинг состояния здоровья пациентов).

Школы и колледжи ждет модернизация.

В сфере образования предполагается реализовать за шесть лет не менее амбициозные планы, в числе которых – обеспечение глобальной конкурентоспособности отечественного образования, вхождение России в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования. Для этого на уровнях основного и среднего общего образования потребуется внедрить новые методы обучения и воспитания, образовательные технологии, обеспечивающие освоение обучающимися базовых навыков и умений, а кроме того, повысить мотивацию к обучению и вовлеченность учеников в образовательный процесс. Будет повышаться и квалификация педагогов. Как отмечается в пп. «б» п. 5 Указа № 204, не менее 50% учителей общеобразовательных организаций должно быть вовлечено в работу национальной системы профессионального роста педагогических работников (планируется создать и такую).

Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся, – еще одна задача, поставленная перед образовательными организациями (в первую очередь, школами). Что же касается профессионального образования, его тоже ожидает модернизация, в том числе за счет введения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ.

Наконец, внедрение цифровых технологий станет актуально для образовательных организаций. Планируется создать современную и безопасную цифровую образовательную среду, обеспечивающую высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.

Культуру в глубинке поддержат.

Национальная программа в сфере культуры будет ориентирована на улучшение материально-технической базы учреждений, создание условий, обеспечивающих доступ к культурным ценностям как можно большему числу граждан, и подготовку кадров для организаций культуры (п. 12 Указа № 204). В частности, планируется:

  • создать (реконструировать) культурно-образовательные и музейные комплексы, включающие в себя концертные залы, театральные, музыкальные, хореографические и другие творческие школы, а также выставочные пространства;
  • модернизировать региональные и муниципальные театры юного зрителя и кукольные театры, выделив средства на их капремонт;
  • обеспечить детские музыкальные, художественные, хореографические школы, училища и школы искусств необходимыми инструментами, оборудованием и материалами (о важности сохранения и развития детских школ искусств Минкультуры заявляло еще в 2017 году[4]).

На строительство новых объектов, улучшение материальной базы учреждений, решение их кадровых проблем будет направлена только часть усилий. Основное – это выведение на принципиально новый уровень профильной деятельности.


Многое предполагается сделать для популяризации культурного продукта в малых городах и на селе. Например, на территориях сельских поселений построят (реконструируют) культурно-досуговые организации клубного типа, а в населенных пунктах с численностью до 500 тыс. жителей обеспечат условия для показа национальных кинофильмов в кинозалах. Виртуальные концертные залы будут созданы не менее чем в 500 городах страны. Также планируется развивать муниципальные библиотеки.

В будущее с «цифрой».

Создание цифровой экономики – «сквозная» программа, охватывающая все отрасли, включая социальные. Одна из целей, поставленных в пп. «а» п. 11 Указа № 204, сформулирована так: создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств. Иными словами, часть средств будущей программы направят на обеспечение возможности пользоваться цифровой широкополосной связью, что затронет и учреждения.

Вторая масштабная цель – использование преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями – предусматривает, что бюджетный сектор начнут переводить на российский софт. В сектор госуправления и оказания государственных услуг будут внедрять цифровые технологии и платформенные решения, за счет чего некоторые отрасли (здравоохранение, образование) должны претерпеть существенные преобразования.

Услуги на экспорт.

Национальная программа в сфере развития международной кооперации и экспорта, казалось бы, никак не связана с социальной сферой. Однако в число экспортеров войдут и учреждения. Среди целевых показателей, предусмотренных пп. «а» п. 14 Указа № 204, значится такой: достижение в 2024 году объема экспорта оказываемых услуг в размере 100 млрд долл. США в год.

В свою очередь, в нацпроектах в сфере здравоохранения и образования установлены аналогичные показатели. Так, объем экспорта медицинских услуг предполагается нарастить не менее чем в четыре раза по сравнению с 2017 годом (в 2024 году – до 1 млрд долл. США в год), а число иностранцев, обучающихся в российских вузах и научных организациях, – не менее чем в два раза. Лучших из иностранных студентов планируется трудоустроить в России – для этого разработают соответствующий комплекс мер.

* * *

Указ № 204 определяет «персональные» цели и задачи лишь для некоторых отраслей социальной сферы, да и в этих случаях установленные ориентиры нуждаются в уточнении. Конкретные меры и объемы финансирования будут включены в национальные программы и проекты, разрабатываемые во исполнение указа.

Но уже сейчас ясно: на строительство новых объектов социальной инфраструктуры, улучшение материальной базы учреждений, решение их кадровых проблем будет направлена только небольшая часть усилий государства. Основное – это выведение на принципиально новый уровень профильной деятельности, результативность которой теперь оценят с точки зрения получателей услуг (будь то доступность здравоохранения, качество школьного образования или раскрытие талантов каждого человека).


[1] Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее – Указ № 204).

[2] Указы Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее – Указ № 597), № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения», № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» и др.

[3] Паспорт приоритетного проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 26.07.2017 № 8).

[4] Подробнее об этом – в статье М. Е. Смолевой «Детским школам искусств повысят статус», № 1, 2018.

Руководитель автономного учреждения, №6, 2018 год

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться