Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Аренда и продажа имущества казенного учреждения: обложение НДС

Аренда и продажа имущества казенного учреждения: обложение НДС

Казенное учреждение предоставляет в аренду имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления. Облагается ли данная операция НДС?

Указанная операция казенного учреждения не облагается НДС

27.04.2018
Автор: Никитин В, аудитор КГ «Аюдар»

Обоснование. По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (п. 1 ст. 606 ГК РФ).

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ.

В то же время пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ предусматривается, что не является объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями. Следовательно, в рассматриваемой в вопросе ситуации объект обложения не возникает.

Контролирующие органы в официальных разъяснениях придерживаются аналогичной позиции, согласно которой не возникает объекта налогообложения:

  • при оказании казенными учреждениями услуг по аренде государственного (муниципального) имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления (письма ФНС РФ от 14.12.2017 № СД-4-3/25449@, Минфина РФ от 11.07.2017 № 03‑07‑11/43774, от 26.01.2016 № 03‑07‑11/2939, от 23.07.2012 № 03‑07‑15/87 (направлено Письмом ФНС РФ от 19.10.2012 № ЕД-4-3/17737@));
  • при предоставлении имущества в аренду органами государственной власти (местного самоуправления), являющимися казенными учреждениями, государственного (муниципального) имущества (письма ФНС РФ от 05.10.2017 № СД-3-3/6555@, от 19.07.2017 № СД-4-3/14076@, от 09.09.2016 № СД-4-3/16866, Минфина РФ от 10.04.2015 № 03‑07‑15/20611).

Здесь отметим, что положения п. 4.1 ч. 2 ст. 146 НК РФ не применяются в случае, когда соответствующий орган действует в публичных интересах в качестве наделенного определенными полномочиями представителя соответствующего публично-правового образования, а не в качестве казенного учреждения, наделенного гражданской правоспособностью. При таких условиях база по НДС устанавливается в соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ как сумма арендной платы с учетом налога. А налоговыми агентами по НДС признаются арендаторы указанного имущества. Эти лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. По данному вопросу смотрите Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19.07.2017 № Ф09-4041/17 по делу № А60-53184/2016.

Вопрос:

Казенное учреждение арендует у органа государственной власти земельный участок, составляющий государственную казну публично-правового образования. Является ли казенное учреждение налоговым агентом по НДС, если осуществляемые им виды деятельности не признаются объектами налогообложения на основании пп. 4.1 п. 2 ст. 161 НК РФ?

В данной ситуации казенное учреждение выступает в качестве налогового агента и обязано исчислить, удержать налог из доходов арендодателя и уплатить его в бюджет.

Обоснование. Согласно пп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектами налогообложения операции по реализации земельных участков (долей в них). Так как в рассматриваемом вопросе речь идет не о реализации, а об аренде земельных участков, данная норма не применима.

Иные положения гл. 21 НК РФ не освобождают налогоплательщика от обложения налогом аренды земли, поэтому рассматриваемая операция облагается НДС. Аналогичное мнение высказано в Письме ФНС РФ от 18.06.2015 № ГД-3-3/2391@.

В соответствии с абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ при предоставлении на территории РФ органами государственной власти и управления в аренду федерального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества, обязанные исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет сумму налога.

Следовательно, при предоставлении органом государственной власти в аренду федерального имущества (земельного участка), составляющего государственную казну и не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, арендатор должен исполнить обязанности налогового агента.

Отметим, что ст. 161 НК РФ при возложении обязанностей налогового агента по НДС на арендатора не предусматривается каких‑либо исключений, в том числе для казенных учреждений. Следовательно, по нашему мнению, в рассматриваемой ситуации арендатор – казенное учреждение должно выступать в качестве налогового агента.

Схожий подход был описан в Письме ФНС РФ от 14.12.2017 № СД-4-3/25449@. В нем уточняется, что данная позиция согласована с Минфином и аналогичный вывод следует из определений ВС РФ от 15.11.2017 № 309‑КГ17-16472, от 27.09.2017 № 301‑КГ17-13104, от 26.03.2015 № 310‑КГ15-1150.

Вопрос:

Операции казенного учреждения не признаются объектами обложения НДС. При аренде имущества оно выступает в качестве налогового агента. Нужно ли ему представлять декларацию по НДС? Если да, то какие разделы заполнять?

В рассматриваемой ситуации казенное учреждение обязано представлять декларацию по НДС, в которой оно в качестве налогового агента должно заполнить разд. 2 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента».

Обоснование. Форма налоговой декларации по НДС и порядок ее заполнения утверждены Приказом ФНС РФ от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@. Согласно порядку декларация представляется организациями-налогоплательщиками, а также лицами – налоговыми агентами, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджетную систему РФ НДС, в налоговые органы по месту своего учета в качестве налогоплательщика (налогового агента).

Отметим, что казенное учреждение, которое применяет общий режим налогообложения и на которое не распространяется действие ст. 145 «Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика» и 145.1 «Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов» НК РФ,признается плательщиком НДС и обязано представлять декларацию по НДС независимо от того, являются его операции объектами налогообложения или нет.

При выполнении обязанностей в качестве налогового агента по НДС в декларации нужно дополнительно заполнять разд. 2 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента».

Вопрос:

Облагается ли НДС реализация муниципальным казенным учреждением муниципального имущества, закрепленного за ним? Если да, то применяется ли в этом случае ст. 161 «Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами» НК РФ?

Данная операция облагается НДС. При этом положения ст. 161 НК РФ не применяются, а налог начисляет и уплачивает в бюджет казенное учреждение.

Обоснование. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, и никаких послаблений для казенных учреждений не установлено.

Следовательно, при реализации муниципального имущества применяется общий порядок налогообложения: казенное учреждение самостоятельно начисляет и уплачивает в бюджет НДС по данной операции.

Стоит отметить, что в абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ говорится о реализации на территории РФ муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования. Налоговая база по НДС в этом случае определяется как сумма дохода от реализации имущества с учетом налога. А налоговыми агентами признаются покупатели указанного имущества, которые обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. Поэтому в нашей ситуации данная норма не применима, как и другие положения ст. 161 НК РФ.

Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение, №5, 2018 год

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Темы: НДС