Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Порядок применения ККТ в случае оплаты физлицом через систему Клиент-банк

Порядок применения ККТ в случае оплаты физлицом через систему Клиент-банк

По мнению ФНС, при расчетах с физлицами, осуществляемых через систему, аналогичную Онлайн-банку, у продавца возникает обязанность по применению ККТ

22.09.2017
Автор: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Арыков Степан

Организация оказывает строительно-монтажные работы физическим лицам. Расчеты за оказанные услуги производятся через банк на основании заключенного договора между банком и организацией.

Клиенты организации - физические лица не являются ИП. Клиенты знают платежные реквизиты организации и самостоятельно производят оплату следующими способами:

- наличными в кассу банка;

- через банкомат банка наличными или банковской картой;

- через Онлайн-Банк: банковское мобильное приложение, установленное на телефоне клиента, или через компьютер на сайте банка в сети Интернет.

Организация не имеет терминала, позволяющего ей принимать для оплаты платежные карты. Кроме того, организация не имеет сайта в сети Интернет, с использованием которого клиенты могут произвести оплату. Клиенты могут производить оплату в выходные дни, но о поступлении платежей организация узнает только в рабочий день на основании банковской выписки, которая не позволяет идентифицировать, каким конкретно образом клиент осуществил оплату.

Обязана ли организация применять контрольно-кассовую технику?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

При оплате физическим лицом выполняемых работ, оказываемых услуг с использованием системы дистанционного банковского обслуживания ("Клиент-банк", "Интернет-банкинг", "Мобильный банкинг"), относящейся к электронными средствами платежа, продавец или уполномоченное им лицо с покупателем (клиентом) непосредственно (прямо) или дистанционно не взаимодействует и денежных средств с использованием электронного средства платежа не принимает, что дает основания предполагать отсутствие у продавца (исполнителя, подрядчика) обязанности по применению ККТ.

При оплате через банкомат, который в целях осуществления перевода денежных средств имеет признаки электронного средства платежа, обеспечивается возможность дистанционного взаимодействия физического лица с банком, но с не с организацией или индивидуальным предпринимателем, которые реализуют товары, выполняют работы, оказывают услуги. Это, как и в предыдущем варианте оплаты выполняемых работ, оказываемых услуг, дает основания предполагать отсутствие у продавца (исполнителя, подрядчика) обязанности по применению ККТ.

При внесении покупателем (клиентом) наличных в кассу банка и переводе денежных средств без открытия банковских счетов электронное средство платежа не используется (клиент передает распоряжение о переводе денежных средств лично), а получатель средств (организация или индивидуальный предприниматель, которые реализуют товары, выполняют работы, оказывают услуги) не осуществляет приема денежных средств с использованием наличных средств платежа.

Это, как и в предыдущих вариантах оплаты товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, дает основания предполагать отсутствие у продавца (исполнителя, подрядчика) обязанности по применению ККТ.

В то же время, если руководствоваться логикой Минфина России и ФНС России, которые безналичный расчет (через банковский счет) классифицируют как расчет с использованием электронного средства платежа без его предъявления, то при расчетах с физическими лицами, осуществляемых через кассу банка, банкомат и системы, аналогичные Онлайн-Банку, у получателя средств (организации и (или) индивидуального предпринимателя) обязанность по применению ККТ возникает.

Однако такая обязанность у организации появится только с 01.07.2018.

Обоснование позиции:

В соответствии с п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника (далее также - ККТ) применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Законом N 54-ФЗ.

Под расчетами для целей Закона N 54-ФЗ понимаются, в частности, прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги (ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ).

Согласно п. 2 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты).

Под пользователем для целей Закона N 54-ФЗ понимается организация или индивидуальный предприниматель, применяющие ККТ при осуществлении расчетов (ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ).

В соответствии с п. 5 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ пользователи при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом, и применением устройств, подключенных к сети Интернет и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом при осуществлении этих расчетов (далее также - расчеты с использованием электронных средств платежа в сети Интернет), обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом), до совершения расчетов. При этом кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе пользователем не печатается.

Закон N 54-ФЗ не содержит определения понятия электронного средства платежа. Для определения этого понятия следует руководствоваться п. 19 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Закон N 161-ФЗ), в соответствии с которым электронное средство платежа - средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств (смотрите, например, письма Минфина России от 01.03.2017 N 03-01-15/11635, от 01.03.2017 N 03-01-15/11627, от 10.02.2017 N 03-01-15/7516, ФНС России от 21.03.2017 N ЕД-3-20/1911, от 02.02.2017 N ЕД-4-20/1850@).

Оператор по переводу денежных средств осуществляет перевод денежных средств по распоряжению клиента (плательщика или получателя средств), оформленному в рамках применяемой формы безналичных расчетов (далее также - распоряжение клиента) (часть 1 ст. 5 Закона N 161-ФЗ). Перевод денежных средств осуществляется за счет денежных средств плательщика, находящихся на его банковском счете или предоставленных им без открытия банковского счета (часть 2 ст. 5 Закона N 161-ФЗ).

В соответствии с частью 5 ст. 5 Закона N 161-ФЗ перевод денежных средств, за исключением перевода электронных денежных средств, осуществляется в срок не более трех рабочих дней начиная со дня списания денежных средств с банковского счета плательщика или со дня предоставления плательщиком наличных денежных средств в целях перевода денежных средств без открытия банковского счета.

Распоряжение клиента может передаваться, приниматься к исполнению, исполняться и храниться в электронном виде, если иное не предусмотрено законодательством РФ, нормативными актами Банка России, нормативными правовыми актами РФ или договором, заключенным оператором по переводу денежных средств с клиентом или между операторами по переводу денежных средств (часть 2 ст. 8 Закона N 161-ФЗ).

Перевод денежных средств осуществляется банками по распоряжениям клиентов, взыскателей средств, банков в электронном виде, в том числе с использованием электронных средств платежа, или на бумажных носителях (п. 1.9 Положения Банка России от 19.06.2012 N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" (далее - Положение N 383-П)).

Отметим, что на основании п. 9 ст. 2 Закона N 54-ФЗ ККТ не применяется при осуществлении расчетов с использованием электронного средства платежа без его предъявления между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями.

Как мы видим, Закон N 54-ФЗ разделяет расчеты с использованием электронного средства платежа на расчеты с его предъявлением и без его предъявления. При этом положения Закона N 54-ФЗ не раскрывают, что следует понимать под осуществлением расчетов с использованием электронного средства платежа без его предъявления.

Налоговые органы возможность применения п. 9 ст. 2 Закона N 54-ФЗ связывают с безналичными расчетами (через банковский счет) между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями (смотрите следующий материал: Вопрос: Обязана ли организация при совершении розничной продажи другому юридическому лицу по безналичному расчету (через банковский счет) использовать ККТ? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", сентябрь 2016 г.)).

Таким образом, по мнению налоговых органов, безналичный расчет (через банковский счет) классифицируется как расчет с использованием электронного средства платежа без его предъявления, а на основании п. 9 ст. 2 Закона N 54-ФЗ ККТ не применяется при осуществлении таких расчетов только между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями. Расчеты с использованием электронного средства платежа с физическими лицами таким освобождением не наделяются. В таком случае все расчеты с участием физических лиц с использованием электронного средства платежа (как с его предъявлением, так и без предъявления) должны осуществляться с применением ККТ.

Так, с учетом п. 9 ст. 2 Закона N 54-ФЗ в письме ФНС России от 02.02.2017 N ЕД-4-20/1848@ было сообщено, что организация при приеме денежных средств с использованием электронных средств платежа от физического лица (покупателя/клиента) за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги обязана применять ККТ.

Позднее, в письме Минфина России от 28.04.2017 N 03-01-15/26324 (далее - Письмо N 03-01-15/26324) было разъяснено, что Законом N 54-ФЗ не предусмотрено особых условий (исключений) в отношении применения ККТ для пользователя (продавца) при оплате покупателем товара посредством платежного поручения через кредитную организацию.

Онлайн-банк

Системы дистанционного банковского обслуживания ("Клиент-банк", "Интернет-банкинг", "Мобильный банкинг"), позволяющие составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств, являются электронными средствами платежа (п. 4 письма Банка России от 06.03.2012 N 08-17/950). При использовании системы дистанционного банковского обслуживания перевод денежных средств осуществляется банком по распоряжениям клиента в электронном виде (п. 1.9 Положения N 383-П).

Согласно абзацу третьему п. 3 ст. 16.1 Федерального закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) при оплате товаров (работ, услуг) путем перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в сумме, указанной в распоряжении о переводе денежных средств, с момента подтверждения его исполнения обслуживающей потребителя кредитной организацией.

Минфин России и ФНС России исходят из того, что при осуществлении расчета в сети Интернет электронными средствами платежа организация обязана применять ККТ с момента подтверждения исполнения распоряжения о переводе электронных средств платежа кредитной организацией (смотрите, например, письма Минфина России от 21.04.2017 N 03-01-15/24312, от 16.03.2017 N 03-01-15/15261, от 16.03.2017 N 03-01-15/15260, от 25.01.2017 N 03-01-15/3480, ФНС России от 02.02.2017 N ЕД-4-20/1850@, письмо ФНС России от 02.02.2017 N ЕД-4-20/1848@).

Применяя логику приведенных выше разъяснений, можно прийти к выводу, что при оплате физическим лицом выполняемых работ, оказываемых услуг с использованием "Интернет-банкинга" и "Мобильного банкинга", являющихся электронными средствами платежа, у подрядчика (исполнителя) возникает обязанность по применению ККТ.

Минфин России отмечает, что для применения оплаты товаров или услуг в сети Интернет с использованием электронных средств платежа, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя с продавцом, необходима специальная онлайн-касса. По вопросам технической реализации указанных расчетов рекомендует обращаться в ФНС России (смотрите, например, письмо Минфина России от 01.03.2017 N 03-01-15/11618).

Мы полагаем, что вопросы о том, как в таком случае обеспечить взаимодействие между банком и организацией (получение подтверждения исполнения распоряжения покупателя о переводе электронных средств платежа кредитной организацией) организация может попробовать также уточнить у обслуживающего банка.

Вместе с тем к вопросу о необходимости применения ККТ при использовании "Интернет-банкинга" и "Мобильного банкинга", на наш взгляд, возможен и альтернативный подход, заключающийся в том, что по смыслу п. 5 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ расчет с использованием электронных средств платежа в сети Интернет осуществляется с применением устройств, подключенных к сети Интернет и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом (используются электронные средства платежа, исключающие возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом).

В свою очередь, при использовании "Интернет-банкинга" и "Мобильного банкинга" продавец или уполномоченное им лицо с покупателем (клиентом) непосредственно (прямо) или дистанционно не взаимодействует, что может давать предпосылки считать, что при использовании покупателем (клиентом) "Интернет-банкинга" и "Мобильного банкинга" у продавца (исполнителя, подрядчика) не должно возникать обязанности по применению ККТ. Системы дистанционного банковского обслуживания связаны с совершением клиентами банковских операций, непосредственно продавец (исполнитель, подрядчик) денежные средства с использованием электронного средства платежа не принимает.

Банкомат

В соответствии с п. 28 ст. 3 Закона N 161-ФЗ банкомат - автоматическое (без участия уполномоченного лица кредитной организации, или банковского платежного агента, или банковского платежного субагента) устройство для осуществления расчетов, обеспечивающее возможность выдачи и (или) приема наличных денежных средств, в том числе с использованием электронных средств платежа, и по передаче распоряжений кредитной организации об осуществлении перевода денежных средств.

При оплате через банкомат физическое лицо передает кредитной организации распоряжение об осуществлении перевода денежных средств.

Отметим, что в понимании Закона N 161-ФЗ банкомат является самостоятельным устройством. Однако применение электронного средства платежа допускает использование иных технических устройств (п. 19 ст. 3 Закона N 161-ФЗ), а применяемое в банкомате программное обеспечение, позволяющее составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств, имеет признаки электронного средства платежа (смотрите также п. 4 письма Банка России от 06.03.2012 N 08-17/950).

Если исходить из представленной выше логики налоговых органов и Минфина России (в частности, Письмо N 03-01-15/26324), то при оплате через банкомат получатель средств (организация или индивидуальный предприниматель, реализующие товары, выполняющие работы, оказывающие услуги) обязан применять ККТ.

Подход уполномоченных органов представляется небесспорным. Применяемое для осуществления операции по передаче распоряжения кредитной организации об осуществлении перевода денежных средств устройство (банкомат) обеспечивает возможность дистанционного взаимодействия физического лица с банком, но не с организацией или индивидуальным предпринимателем, которые реализуют товары, выполняют работы, оказывают услуги.

При оплате через банкомат получатель средств не осуществляет прием денежных средств с использованием наличных средств платежа. Денежные средства на расчетный счет получателя зачисляются банком в рамках банковской операции, поэтому квалификация зачисленных банком денежных средств в качестве принятых с использованием электронного средства платежа непосредственно получателем не в полной мере соответствует определению расчета в понимании Закона N 54-ФЗ.

В качестве косвенного подтверждения такой позиции можно привести заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству от 15.02.2016 N вн3.8-14/207, в котором законодатели указывали, что: "...функциональное направление использования банкоматов, связанное с использованием клиентами банковских операций, которое не связано с осуществлением расчетов с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары (работы, услуги)...".

Внесение наличных в кассу банка

Кредитные организации осуществляют перевод денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе с использованием электронных средств платежа, посредством, в частности, приема наличных денежных средств, распоряжения плательщика - физического лица и зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств (п. 1.4 Положения N 383-П).

Если исходить из представленной выше логики налоговых органов и Минфина России (в частности, Письмо N 03-01-15/26324), то при внесении наличных в кассу банка получатель средств (организация или индивидуальный предприниматель, реализующие товары, выполняющие работы, оказывающие услуги) обязан применять ККТ.

Такой подход не представляется бесспорным. При внесении покупателем (клиентом) наличных в кассу банка получатель средств не осуществляет приема денежных средств с использованием наличных средств платежа. При внесении наличных в кассу банка электронное средство платежа в понимании п. 19 ст. 3 Закона N 161-ФЗ не используется (клиент передает распоряжение о переводе денежных средств лично, т.е. не применяется средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств).

В соответствии с абзацем вторым п. 3 ст. 16.1 Закона N 2300-1 при оплате товаров (работ, услуг) путем перевода предоставляемых потребителем наличных денежных средств без открытия банковского счета обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в размере внесенных денежных средств с момента внесения потребителем наличных денежных средств кредитной организации либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющим деятельность в соответствии с законодательством РФ о национальной платежной системе.

Вопрос о том, как обеспечить взаимодействие между банком и организацией (момент внесения потребителем наличных денежных средств кредитной организации), вероятно, следует уточнять у налоговых органов, а также у обслуживающего банка.

Дата возникновения обязанности по применению ККТ

В письмах Минфина России от 01.03.2017 N 03-01-15/11635, от 01.03.2017 N 03-01-15/11627, ФНС России от 21.03.2017 N ЕД-3-20/1911 представлено мнение о том, что организации или индивидуальные предприниматели при расчетах в сети Интернет посредством электронных средств платежа (за исключением платежных карт), использование которых в соответствии с Законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 290-ФЗ)) не предусматривало применение ККТ, обязаны применять ККТ после 01.07.2018.

Такой подход Минфин России и ФНС России обосновывают тем, что:

- Закон N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 290-ФЗ) не содержал положений, освобождающих от применения ККТ налогоплательщиков, осуществляющих продажу товаров в сети Интернет посредством наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием такого вида электронного средства платежа, как платежная карта;

- в случае, если организации или индивидуальные предприниматели в соответствии с Законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 290-ФЗ) вправе не применять ККТ, такое право сохраняется за ними до 01.07.2018 (часть 9 ст. 7 Закона N 290-ФЗ).

Если применять приведенную выше логику Минфина России и ФНС России, то можно прийти к выводу, что при расчетах с физическими лицами, осуществляемых через кассу банка, банкомат, Онлайн-Банк и системы, аналогичные Онлайн-Банку, у организации (конечного получателя денежных средств) обязанность по применению ККТ возникнет только с 01.07.2018.

ГАРАНТ

Разместить:
123
25 сентября 2017 г. в 12:31

Кто-нибудь может объяснить зачем применение ККМ при безналичных расчетах через сайты, банкоматы, платежные терминалы и т.д. Смысл ККМ было вывести наличный оборот из тени. Но когда платежи проходят через банк, то они уже "белые".

Суфиянова Татьяна
Суфиянова Татьяна
26 сентября 2017 г. в 9:00

Российский налоговый портал, Консультант по налогам и сборам

Это загадка века. Никогда не понимала этой процедуры.

Бухгалтер
6 августа 2018 г. в 17:21

Идиотизм во всей его красе. Как минимум, с нас требуют, чтобы мы дважды выполняли одну и ту же работу, фиксируя поступления денег и по банку и по кассе.

Или я невнимательно читала закон, или тупо не понимаю, как я могу пробить кассовый чек сразу после списания денег со счёта покупателя, еще не зная об этом, да еще если в организации НЕТ ККТ?

По итогу, или Закон будет доработан (и когда это случится - одному Богу известно), или нас специально заставляют поголовно покупать онлайн кассы, чтобы кто-то на этом бизнесе поднимал деньги.

Людмила
20 марта 2019 г. в 15:32

Во всем мире освобождаются от наличных денег ,а у нас все наоборот.Плати наличными,чтобы оправдать этот закон 54

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться