Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Проверок станет меньше… что изменится?

Проверок станет меньше… что изменится?

Вновь мы затрагиваем тему проверок

13.06.2017

В вопросе поможет разобраться сервис, помогающий вести бухгалтерию в облаке – компания СервисКлауд.

Наш повышенный интерес к ней объясняется тем, что за любыми инспекциями стоит прямой интерес государства. По их качеству и количеству можно судить, какой тренд выбрало правительство в адрес хозяйственных субъектов, какой оно ожидает получить результат по итогам всех четырех кварталов в года. В настоящий момент в стране осуществляется порядка 200 видов всевозможных проверок, начиная от плановых, находящихся в ведомстве ФНС и заканчивая всевозможными противопожарными инспекциями и посещениями компаний сотрудников из Роспотребнадзора. В особенности от их разнообразия, а точнее, от намерений самих инспекторов страдают крупные компании, где заинтересованным лицам, скажем так, «есть, чем поживиться». Одна наша коллега в приватном разговоре сформулировала достаточно простую и очевидную мысль: «У нас, как введут что-то новое, то сразу обращаются в те организации, где большие обороты… Правильно ведь, что им есть, что с них взять»? Не согласиться очень трудно. Федеральный и региональные бюджеты сегодня переживают не самые благоприятные времена с точки зрения их «финансового здоровья». Затраты на оборону страны, на выплату социальных пособий, пенсий, зарплат бюджетникам существенно сказываются на «аппетитах» фискальных органов и только по этому (возможно, мы не правы) перечень существующих штрафов в сфере ведения бизнеса перешагивает за все мыслимые и немыслимые границы.

Недавно появилась новость, что количество проверок планируется снизить с 200 штук до меньшего количества. Что же именно хотят убрать, чем вызвана такая потребность, как это сочетается с логикой государства и что же, собственно, от этого должно измениться – далее в нашей статье.

Кто и что проверяет

На сегодняшний день все контроллеры, которые в разные периоды времени посещают компанию, прикреплены по меньшей мере за 30-ю ведомствами. В этот список входят и полицейские, и пожарники, и сотрудники МЧС и многие другие. Суть проверки, как мы уже сообщили это выше, формально сводится к некому аудиту компании на законность ее работы, на соответствие технических норм производства, а по факту – к выписке очередного штрафа. Насколько это выгодно самому государству? Судя по комментариям самих же чиновников, выходит, что не настолько, как это может показаться на первых взгляд. Как вы сами понимаете, на осуществление очередного выезда, на создание протоколов, зарплату инспекторам уходят значительные денежные суммы. «Наказав» фирму на 10 000 рублей, ведомство может понести затрат на сумму, превышающую штраф. Выходит, что «профит» фискального органа «уходит в минус». Таким положением дел всерьез обеспокоились «наверху», ввиду чего, по нашему мнению, количество проверок и хотят сократить. В связи с этим смеем предположить, что на сегодняшний день существуют, как прибыльные, так и не прибыльные проверки, если можно так выразиться. Как вы считаете, от каких из них следует отказаться правительству?

Еще один интересный момент: компании, так или иначе, должны быть довольны происходящим. Любое посещение инспектора станет для фирмы затратным. Если уж ее и не обяжут выплачивать штраф, то, по крайней мере, придется оторвать от своих непосредственных обязанностей часть сотрудников, готовить документы тем самым нести определенные расходы. Представьте, что часть проверок отменят. По логике вещей, организациям должно стать «легче дышать», ведь любое посещение инспектора для них – это всегда невыгодно.

Не все так сразу

Следует понимать, что любая оптимизация законодательства – процесс длительный и всегда рассчитан на долгосрочную перспективу. По данной теме мы ознакомились с интервью Елены Рыбниковой, руководителя отдела контроля качества услуг и методологии компании «Интеркомп», откуда позволим себе позаимствовать цитату, в емкой форме характеризующую замысел и представления законодателя о данной теме. Елена Рыбникова сообщает: «Распоряжение Правительства №559-р – это большой шаг к совершенствованию системы контроля бизнеса в России, но надо понимать, что, встав на этот путь, процесс реформирования системы будет достаточно длительным и не ранее, чем к 2020 году, станут заметны положительные результаты оптимизации законодательства». В данном случае становится не совсем понятным, каким образом положительные результаты оптимизации могут стать заметными не ранее, чем через 3 года, более того не совсем ясно, для кого именно они должны стать таковыми: для государства или для хозяйствующих субъектов? По нашему мнению речь все-таки идет о государстве, следовательно, о благосостоянии его бюджета. Однако, это не исключает того, что действительно к 2020 году многие организации смогут привыкнуть к снизившемуся количеству проверок и смогут больше заниматься своими непосредственными делами, чем «обслуживанием» инспекторов.

Кстати говоря, еще одним поводом для оптимизации текущего законодательства можно признать острую потребность государства в зарубежных инвестициях. Как известно, прозрачная система налогообложения, льготы для иностранных резидентов, как правило, положительно сказываются на экономическом климате в стране. Правительство это прекрасно понимает, соответственно, текущая инициатива с большей долей вероятности направлена именно на это.

В чем подвох?

Как мы писали выше, порой, фискальным органам самим не выгодно проводить проверки в особенности, когда они сами несут затраты, превышающие суммы выписываемых штрафов. С другой стороны, регулярный приток денежных средств не может быть невыгодным по определению. Отказаться от него в силу повышенных затрат ведомств также может быть нецелесообразным. Есть предположение, что раз уж не будет n-ной части проверок, то и некоторые штрафы чиновники должны будут упразднить. Это вполне возможно, хотя судить об этом пока рано. Если же некоторые «поборы» отменят, то чем тогда, компенсировать тот приток денежных средств, от которого намереваются отказаться? Что-то нам подсказывает, что если сейчас профильные ведомства делают ставку на количестве штрафов, то теперь акцент будет сделан на их «качестве». Тысяча рублей может превратиться в три тысячи рублей, а пятьсот рублей за некорректно оформленный расчет 6-НДФЛ в 700 рублей, например. Подчеркиваем, что это только догадки, т.к. таких сведений, разумеется, никто предоставлять заблаговременно не станет. В защиту данного предположения мы руководствуемся той логикой, что государству будет сложнее справляться с экономическим кризисом, если поступления в бюджет будут сокращены.

От каких проверок мы сейчас отказываемся?

Этот вопрос нас интересует не в меньшей степени, чем остальные. К большому сожалению, Постановление Правительства №559-р, хоть и является «большим шагом» по мнению Елены Рыбниковой, и все же не содержит в себе информацию о том, на какую почву он будет совершен. Как правило, за постановлением Правительства следует всегда ряд инициатив, позволяющих осуществить задуманную идею. Таких инициатив мы пока не встретили. Естественно, от камеральных и выездных налоговых проверок никто отказываться не станет – это ведь «классика жанра». А вот от внеплановых проверок Роспотребнадзора или пожарной службы почему бы и не отказаться? Множество добросовестных предпринимателей сетуют на то, что их просто «замучили» регулярные контакты с инспекторами, которые «только отвлекают от работы» - как нам сообщил один знакомый ИП. Более того, это особенно актуально для вновь созданных юридических лиц, которые по Закону освобождены от плановых налоговых проверок в течение первых трех лет работы, но при этом остаются уязвимыми перед лицом всех прочих ведомств. В данном случае, хочется надеяться на то, что благодаря оптимизации законодательства путем внедрения действительно «качественных» инициатив, работа субъектов малого и среднего бизнеса станет более отлаженной и динамичной, ибо «поборы» всячески тормозят их потенциал – в этом мы нисколько не сомневаемся.

Заключение

Если посмотреть на разбираемый нами вопрос со стороны, то станут видны его масштабы. Вообще, многие новости почему то не имеют должного позитивного отклика от лиц, которых они касаются напрямую. Мы опросили своих коллег и уточнили, что они думают о текущей инициативе законодателя. К сожалению, многие об этом даже и не слышали, а те, кто все же удосужился прочитать текст Постановления, сошлись во мнении, что разговоры об этом ходили уже давно, но до конкретных шагов дело так и не доводилось. В свою очередь, мы ответили, что, мол, есть уже документ и за этими самыми «конкретными шагами» дело не постоит. «Бросьте! Когда у нас что-либо доводили до конца в том первозданном виде, о котором говорилось с самого начала! Посмотрят, посчитают и в конечном итоге сделают не 200, а 300 проверок под каким-нибудь очень весомым предлогом. Вы что, наше государство не знаете?» - вот так ответил один из наших респондентов. При всем очевидном разочаровании налоговых агентов в «заботе» государства о хозяйствующих субъектах все же хочется надеяться на то, что через короткие три года предприниматели по достоинству смогут оценить нынешние новшества. А пока нам ничего не остается делать, как просто ждать и еще раз ждать.

Больше интересных и актуальных новостей в законодательстве и не только вы найдёте в финансовом блоге компании СервисКлауд. Можно оформить подписку и получать полезную информацию каждую пятницу.

Воспользуйтесь удобным сервисом 1С в Облаке 14 дней бесплатно. Нет необходимости в переплатах за обновления, сервер и лицензии. Программа 1С доступна в облачном режиме через минуту после регистрации. 

Следите за новостями и всего вам хорошего, дорогие читатели!

Разместить:
Просто Мария
16 июня 2017 г. в 17:28

Нет чтобы упростить налоговую систему, чтобы было выгоднее заплатить налоги, чем заниматься "оптимизацией", а впоследствии снизить количество чиновников - вот и деньги найдутся

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Темы: Проверки