Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Пояснения на требование налоговой при камеральной проверке

Пояснения на требование налоговой при камеральной проверке

Инспекторы в рамках камеральной налоговой проверки вправе истребовать пояснения об операциях (имуществе), к которым применены налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ в ред. Федерального закона от 01.05.2016 № 130-ФЗ (далее - Закон № 130-ФЗ)). Положения п. 6 ст. 88 НК РФ затрагивают только организации и индивидуальных предпринимателей (далее - ИП). Непосредственно на физических лиц, не признаваемых ИП, они не распространяются. Рассмотрим основания для истребования пояснений, а также ответственность за неисполнение требования о представлении пояснений

19.01.2017
Автор: Сергей Разгулин, действительный государственный советник РФ 3 класса

В части имущества статьи, посвященные льготам и применимые для целей камерального контроля, содержатся в главах 28 «Транспортный налог"», 30 «Налог на имущество организаций» и 31 «Земельный налог» Налогового кодекса. Причем применительно к транспортному налогу льготы Налоговым кодексом прямо закреплены только для физлиц (ст. 361.1 НК РФ). Льготы могут быть установлены законами субъектов РФ (ст. 356 НК РФ). Поскольку декларации по транспортному налогу представляют только юрлица, то истребовать пояснения инспекция может при камеральной проверке декларации по транспортному налогу, в которой организация отразила льготы, установленные законом соответствующего субъекта РФ.

Главы 25.3 «Государственная пошлина» и 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса используют понятие «налоговые льготы» («льготы по сбору»), но не предусматривают представление декларации (расчета). Следовательно, камеральная проверка в отношении указанных сбора и налога не проводится. Кроме того, как уже было сказано выше, на физических лиц положения п. 6 ст. 88 НК РФ не распространяются.

Таким образом, инспекторы могут потребовать пояснения в части заявленных в декларации (расчете) льгот по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу. На практике большинство требований касается пояснений в отношении движимого имущества организаций, принятого на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 года (п. 25 ст. 381 НК РФ).

Что касается операций, по которым могут быть истребованы пояснения, то вопрос признания налоговыми льготами освобождений от налогообложения, в том числе освобождений, установленных для операций, которыми изначально занимаются только определенные категории лиц, является неурегулированным.

Операции по реализации являются объектом обложения НДС и акцизами. В главах 21 «Налог на добавленную стоимость» и 22 «Акцизы» Налогового кодекса имеется перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).

Льготами по налогам признают предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками (п. 1 ст. 56 НК РФ).

Не являются налоговой льготой исключения из объекта налогообложения, пониженная налоговая ставка. Это самостоятельные элементы налогообложения (ст. 17 НК РФ).

Пленум ВАС РФ относит к налоговым льготам некоторые из оснований освобождения от налогообложения, перечисленные в статье 149Налогового кодекса, когда такое освобождение предоставляет определенной категории лиц преимущества по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции (пост. Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 (далее - Постановление № 33)).

В пункте 14 Постановления № 33 приведены примеры льгот в отношении операций, осуществляемых:

  • столовыми образовательных и медицинских организаций (подп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • религиозными организациями (подп. 1 п. 3 ст. 149 НК РФ);
  • общественными организациями инвалидов (подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ);
  • коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро, адвокатскими палатами (подп. 14 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Таким образом, при проверке декларации по НДС, в которой отражены указанные выше «налоговые льготы», пояснения могут быть истребованы.

Кроме того, в судебной практике есть примеры признания налоговой льготой:

  • реализации медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и ИП, осуществляющими медицинскую деятельность (подп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ) (по мнению судей, данное освобождение является налоговой льготой, поскольку установлено в отношении не всех налогоплательщиков, оказывающих подобные услуги (пост. АС ВСО от 10.07.2015 № Ф02-3231/15, от 01.07.2015 № Ф02-3026/15));
  • реализации коммунальных услуг и услуг (выполнения работ) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем (подп. 2930 п. 3 ст. 149 НК РФ) (судьи считают, что освобождение от обложения НДС имеет своей целью предоставление определенной категории лиц преимуществ по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции (пост. АС ПО от 15.10.2015 № Ф06-1532/15)).

Вместе с тем суды отклоняют доводы инспекторов о том, что освобождение от НДС операций по ремонту и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов, в том числе медицинских товаров, в период гарантийного срока их эксплуатации (включая стоимость запасных частей для них и деталей к ним), оказываемых без взимания дополнительной платы (подп. 13 п. 2 ст. 149 НК РФ), предусмотрено в отношении определенной категории лиц - предприятий, уполномоченных на принятие претензий от потребителя, а также для выполнения гарантийного ремонта и технического обслуживания (пост. АС УО от 24.02.2015 № Ф09-579/15).

В связи с отсутствием единообразного подхода при представлении пояснений относительно применения освобождений по статье 149Налогового кодекса во внимание может приниматься сложившаяся судебная практика об истребовании документов, подтверждающих налоговые льготы. Например, суды признают освобождение операций займа не налоговой льготой, а специальным правилом налогообложения, что означает запрет на истребование пояснений и документов об этих операциях (Постановление № 33).

Процедура истребования пояснений: изменения

С 1 января 2017 года для лиц, представляющих декларацию по НДС в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (п. 3 ст. 80п. 5 ст. 174 НК РФ), вводится обязанность представлять пояснения, причем только по ТКС и в формате, установленном ФНС России (п. 3 ст. 88 НК РФ в ред. Закона № 130-ФЗ).

Поводом для направления требования о представлении пояснений при этом признают (п. 3 ст. 88 НК РФ):

  • ошибки в декларации и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных в инспекцию документах;
  • несоответствие сведений, представленных компанией, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у инспекции, и полученным ей в ходе налогового контроля;
  • изменение показателей декларации при представлении уточненной декларации, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной декларацией.

С 2017 года при камеральной проверке декларации по НДС стало невозможным направление пояснений в виде письма произвольной формы с содержанием о том, что, по мнению налогоплательщика, ошибок нет.

Ответственность за непредставление пояснений

С 1 января 2017 года вводится штраф в размере 5000 рублей за непредставление пояснений в течение пяти рабочих дней (п. 1 ст. 129.1НК РФ в ред. Закона № 130-ФЗ). Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, повлекут взыскание штрафа в размере 20 000 рублей.

Изменения распространяются на пояснения на требования, предусмотренные пунктом 3 статьи 88 Налогового кодекса и направленным инспекторами после 31 декабря 2016 года. При этом новые правила коснутся деклараций (расчетов), проверки которых могут продолжаться в 2017 году (будут осуществляться с 2017 г.), то есть в том числе деклараций, представляемых за налоговые периоды, предшествующие 2017 году (в частности, по НДС за III и IV кварталы 2016 г.), а также уточненных деклараций.

Для целей привлечения к ответственности согласно статье 129.1 Налогового кодекса не будут считаться представленными пояснения на бумажном носителе к декларации по НДС. В данном случае законодатель посчитал, что форма важнее содержания.

При этом неясно, как будет складываться правоприменительная практика, поскольку, с одной стороны, представление пояснений на бумаге относительно декларации по НДС может быть признано смягчающим ответственность обстоятельством (подп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ). С другой - использование таких пояснений при налоговом контроле вряд ли допустимо в силу прямого указания о запрете использования доказательств, полученных с нарушением норм Налогового кодекса (п. 4 ст. 101 НК РФ).

Избежать штрафа можно, представив не пояснения на требование, а уточненную декларацию в течение пяти рабочих дней с даты получения требования о представлении пояснений (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Обратите внимание, что за непредставление пояснений об имуществе (операциях), по которым применены налоговые льготы (п. 6 ст. 88НК РФ), ответственность не установлена.

Однако более существенным фактором является то, что Налоговый кодекс, в том числе в редакции Закона № 130-ФЗ, вступившей в силу с 1 января 2017 года, трактует дачу пояснений на требование, включая пояснения относительно декларации по НДС, как право компании, а не ее обязанность (подп. 7 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Привлечение к ответственности за то, что налогоплательщик не воспользовался своим правом, может быть признано судом неправомерным (п. 7 ст. 3 НК РФ).

Актуальная бухгалтерия

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться