Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Нелишние деньги, или законные способы оптимизации налогообложения

Нелишние деньги, или законные способы оптимизации налогообложения

Основная цель организации – это получение прибыли. Увеличить прибыль можно двумя способами – повышая доходы или уменьшая расходы. Снизить расходы можно в том числе путем уменьшения суммы налогов и сборов, подлежащих уплате, либо отсрочки времени их уплаты (с учетом временной стоимости денег). Данная задача осуществляется путем грамотного налогового планирования и оптимизации налогообложения.

04.10.2016
Автор: Автор: Бережнов Роман Георгиевич, консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению

N.B.! Три основных правила

Стоит ли говорить, как важно избегать всевозможных серых схем? Это чрезвычайно опасно и ставит под удар и саму организацию и участников таких сомнительных «оптимизаций». Гораздо надежнее использовать законные способы оптимизации налогообложения, основанные на применении льгот, специальных налоговых режимов и т.д. При этом применяя легальные, разрешенные законодательством способы оптимизации налогообложения, необходимо придерживаться определенных правил.

Можно выделить три основных правила оптимизации налогообложения:

  1. Сделки не должны быть связаны исключительно со снижением налогового бремени, т.е. в сделках должна прослеживаться деловая цель.
  2. Стороны сделки не должны быть взаимозависимыми и аффилированными.
  3. Сделки должны быть оформлены соответствующими документами.

Положены ли вам льготы?

Законодательство о налогах и сборах содержит множество льгот и преференций для бизнеса. Зачастую грамотное использование этих абсолютно законных механизмов уже само по себе решает для организации задачу уменьшения налогового бремени.

Пример: упрощенная система налогообложения является льготным режимом, позволяющим сэкономить на уплате налогов. В соответствии с п. 1 ст. 346.20 НК РФ, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6%. При этом законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6% в зависимости от категорий налогоплательщиков. Таким образом, регистрируя организацию в том или ином субъекте Российской Федерации (осуществляя мероприятия по налоговой оптимизации на стадии организации бизнеса), собственник организации может выбрать вариант, позволяющий по максимуму использовать льготное облегчение налогового бремени.

Чем поможет Верховный суд?

Для понимания путей налоговой оптимизации важно анализировать практику Верховного суда РФ. Именно он принимает окончательное решение по тем спорным вопросам, по которым нижестоящие арбитражные суды не могут сформулировать единое мнение. При этом решения Верхового суда РФ значимы и авторитетны и для представителей контролирующих органов.

Пример: когда в Определении ВС РФ от 04.03.2015 № 302-КГ14-3432 был сделан вывод, что «само по себе наличие у общества посредника при установленных судами фактических обстоятельствах взаимоотношений организаций, участвующих в цепочке поставки товара, не позволяет расценивать действия общества в рамках спорных хозяйственных операций как совершенные с намерением получить необоснованную налоговую выгоду», то многие эксперты в области налогообложения пришли к выводу, что риски налоговой оптимизации с помощью посреднических сделок значительно понизились.

Следите за законодательством

При применении льгот с целью налоговой оптимизации нужно отслеживать изменения налогового законодательства. Это необходимо и для отслеживания новых возможностей, и для защиты уже применяемых методов оптимизации. Так, очередное изменение налогового закона может существенно изменить условия пользования льготы. Об этом, в частности, напоминает Определение ВС РФ от 17.12.2015 № 307-КГ15-13106.

Иногда методы налоговой оптимизации основываются на определенных особенностях законодательства.

Пример: согласно п. 2 ст. 269 НК РФ если налогоплательщик – российская организация имеет непогашенную задолженность по долговому обязательству перед иностранной организацией, прямо или косвенно владеющей более чем 20% уставного (складочного) капитала (фонда) этой российской организации, либо по долговому обязательству перед российской организацией, признаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации аффилированным лицом указанной иностранной организации, а также по долговому обязательству, в отношении которого такое аффилированное лицо и (или) непосредственно эта иностранная организация выступают поручителем, гарантом или иным образом обязуются обеспечить исполнение долгового обязательства российской организации, и если размер контролируемой задолженности перед иностранной организацией более чем в 3 раза (для банков, а также для организаций, занимающихся исключительно лизинговой деятельностью, – более чем в 12,5 раза) превышает разницу между суммой активов и величиной обязательств налогоплательщика – российской организации на последнее число отчетного (налогового) периода, при определении предельного размера процентов, подлежащих включению в состав расходов, применяются специальные правила. Данные правила могут существенно увеличить налоговое бремя организаций. Формулировки п. 2 ст. 269 НК РФ имеют свои особенности – согласно этой правовой норме задолженность может стать контролируемой только в том случае, если кредитором выступает организация. Если кредитором выступает физическое лицо, контролируемая задолженность не возникает. На этом и может быть выстроена схема налоговой оптимизации. Например, между иностранным учредителем и заемщиком может быть размещен еще один субъект взаимоотношений – физическое лицо (гражданин РФ). Иностранный учредитель будет выдавать заем физическому лицу, а физическое лицо уже будет выдавать заем организации заемщику. Такая цепочка позволяет избежать появления контролируемой задолженности.

Уже из краткого описания метода видно, что для целей оптимизации налогообложения необходимо проводить расчеты. На практике часто расчеты производятся в таблице Excel, который является простым, распространенным, но надежным и гибким инструментом налогового планирования. Произведя расчеты можно получить стоимостную характеристику выгоды налоговой оптимизации, а также просчитать тот или иной сценарий работы.

Так, например, думая над режимом налогообложения, организации часто выбирают между общим режимом налогообложения, упрощенной системой налогообложения с объектом налогообложения «доходы» и упрощенной системой налогообложения с объектом налогообложения «доходы минус расходы». Иногда к этим вариантам добавляют еще специальный режим ЕНВД (если он возможен для применения организацией). В такой ситуации целесообразно, исходя из планируемых показателей деятельности организации, осуществить расчет налогового бремени (по всем уплачиваемым налогам и сборам) и выбрать наиболее оптимальный вариант.

Об учетной политике

Мощным методом налоговой оптимизации является ее учетная политика для целей налогообложения.

Согласно п. 2 ст. 11 части первой НК РФ налоговое законодательство определяет учетную политику для целей налогообложения как выбранную налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Грамотно выбирая тот или иной разрешенный законодательством способ (метод) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, учета показателей, налогоплательщик может значительно повлиять на размер уплачиваемых им налогов.

Иногда целью налоговой оптимизации является не уменьшение размера уплачиваемых налогов и сборов, а отсрочка их уплаты (перенос на более поздний срок). Это имеет большое значение с учетом временной ценности денег и их обесценения вследствие инфляции. Для примера можно привести такие интересные инструменты налогового планирования, как резервы для целей налогообложения прибыли или амортизационную премию.

В рамках одной статьи сложно рассмотреть все вопросы, которые касаются путей и идей налоговой оптимизации. Когда речь идет о движении денежных потоков, так или иначе затрагиваются интересы различных субъектов экономики. Это делает тему весьма динамичной и быстро меняющейся. Мы со своей стороны надеемся, что настоящая статья поможет чуть лучше осознать пути и идеи налоговой оптимизации.

Источник Аскон

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться