Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Как легализуют налоговую базу

Как легализуют налоговую базу

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ иных обязательных платежей (п. 1 ст. 30 НК РФ).

17.05.2016

С целью выполнения своих функций налоговые органы имеют право вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

При работе налоговый орган может создавать вспомогательные комиссии в составе внутренней службы налоговых органов, которые призваны помогать инспекции в части контроля за уплатой налогов и сборов. Они призваны способствовать выявлению сомнительных хозяйственных операций, их пресекать, вести работу по легализации (приданию законной основы) хозяйственным операциям налогоплательщика. Отсюда – название специальных комиссий налоговых органов - «комиссии налоговых органов по легализации налоговой базы», чей статус, порядок формирования и работы определены Письмом Минфина России и ФНС России от 17.07.2013 г. № АС-4-2/12722 «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы».

Целью работы комиссии является увеличение поступлений налогов в бюджет путем побуждения налогоплательщиков, в отношении которых установлены факты (либо имеются достаточные основания полагать о наличии фактов) неполного отражения в учете хозяйственных операций, несвоевременного перечисления налога на доходы физических лиц, фальсификации налоговой и бухгалтерской отчетности, или отсутствуют объяснимые причины тех или иных результатов деятельности налогоплательщика к самостоятельному уточнению налоговых обязательств и недопущению нарушений налогового законодательства в последующих периодах (гласит Письмо). Предметом рассмотрения являются различные налоги, которые уплачиваются всеми налогоплательщиками или субъектами специальных налоговых режимов.

В состав комиссии подлежат включению начальники (либо сотрудники, в должностные обязанности которых входит перечень вопросов, подлежащих рассмотрению) структурных подразделений, выполняющих следующие функции:

- проведение камеральных проверок;

- проведение выездных налоговых проверок;

- проведение предпроверочного анализа;

- принятие мер по урегулированию задолженности.

В Письме № АС-4-2/12722 закреплен алгоритм работы таких комиссий:

- отбор налогоплательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на заседаниях комиссий на основании информации, имеющейся в налоговом органе и информационных ресурсах;

- проведение аналитических и контрольных мероприятий в отношении налогоплательщиков;

- направление информационных писем налогоплательщикам в целях побуждения их к самостоятельной оценке представленной отчетности и внесения изменений в налоговую отчетность, погашению задолженности по НДФЛ, иным действиям;

- подготовка материалов для рассмотрения на комиссии;

- рассмотрение деятельности налогоплательщиков на заседаниях комиссий;

- мониторинг показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, чья деятельность рассмотрена на комиссиях;

- подготовка информации в отношении налогоплательщиков, не принявших меры по устранению выявленных нарушений налогового законодательства, с целью повторного рассмотрения их деятельности на заседаниях комиссий при управлениях ФНС России по субъектам Российской Федерации или межведомственных комиссиях в органах местного самоуправления субъектов Российской Федерации, а также для рассмотрения вопроса о назначении выездной налоговой проверки.

Данный документ подробно разъясняет, что из себя представляет каждый из этапов.

Стоит заметить, что наличие у инспекции данных о совершении налогоплательщиком сомнительных операций, завышении убытков, завышении вычетов НДС выше определенного предела, применении более низкой ставки НДС, снижении сумм уплаченного НДФЛ по сравнению с предыдущими периодами (задолженность по НДФЛ) и др. признаков скорее всего приведет к вызову налогоплательщика «на ковер».

Аналитическая работа

В ходе второго этапа (аналитической работы) налоговый орган пользуется предоставленными ему законодательством РФ полномочиями, запрашивает, получает, анализирует и сопоставляет различную информацию о налогоплательщиках (аналогичных налогоплательщиках) (см. более подробно Письмо).

По итогам аналитической работы налогоплательщику направляется информационное письмо с предложением исправить выявленные инспекцией моменты (до заседания комиссии), т.е. уплатить налог, уточнить показатели и т.п. В случае непредставления уточненных налоговых деклараций, увеличивающих налоговые обязательства (уменьшающих убыток), непогашения задолженности по НДФЛ, непредставления пояснений, в которых приводятся аргументированные причины, объясняющие отсутствие оснований приглашения на комиссию, налоговым органом оформляется уведомление о вызове налогоплательщика по форме, утвержденной приказом ФНС России от 31.05.2007 г. № ММ-3-06/338@.

Суть заседания Комиссии

Суть заседания Комиссии заключается в том, что по результатам рассмотрения деятельности налогоплательщика на заседании комиссии должен быть составлен протокол, в котором фиксируются рекомендации налогоплательщику и срок для устранения нарушений (искажений) в ведении учета, повлекших занижение налоговой базы. В случае неявки по неуважительной причине надлежащим образом уведомленных налогоплательщиков на комиссию к ним в обязательном порядке применяются меры ответственности, предусмотренные статьей 19.4 КоАП РФ.

Важно учитывать, что в случае, если по результатам мониторинга, проведенного в отношении налогоплательщиков, положительных тенденций не выявлено и при этом должностными лицами (индивидуальными предпринимателями, физическими лицами) не представлено обоснованных пояснений, весь пакет документов по данным налогоплательщикам передается в отдел предпроверочного анализа для рассмотрения вопроса о включении в план выездных налоговых проверок. В ином случае все проходит для налогоплательщика без последствий.

В Письме № АС-4-2/12722 закреплены показатели налоговой нагрузки (общие методики), оценки деятельности налогоплательщика, по которым работают комиссии по легализации налоговой базы. Во избежание налоговых рисков советуем самостоятельно ознакомиться с данными критериями.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться