
Аналитика / Налогообложение / НДС с раздачи рекламных материалов
НДС с раздачи рекламных материалов
Минфин России официально признает, что в случае раздачи рекламных материалов (вне зависимости от их стоимости) НДС возникать не будет. Насколько тверда позиция министерства и безопасно ли следовать его рекомендациям?
08.12.2015По мнению Минфина России раздачу рекламных материалов не облагают НДС (письмо Минфина России от 19.09.2014 № 03-07-11/46938 (далее - Письмо № 03-07-11/46938)). В своих разъяснениях ведомство ссылается на постановление пленума Высшего Арбитражного Суда РФ (п. 12 пост. Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33), в котором говорится, что распространение рекламных материалов, являющееся частью деятельности компании по продвижению на рынке товаров в целях увеличения объема продаж, не может рассматриваться в качестве операции, формирующей самостоятельный объект налогообложения. А все потому, что эти рекламные материалы не отвечают признакам товара, то есть имущества, предназначенного для реализации в собственном качестве.
Ранняя позиция: раздача рекламных материалов облагается НДС
Данные разъяснения, безусловно, радуют налогоплательщиков, ведь отпала необходимость исчислять НДС с распространяемых рекламных материалов. Между тем следует отметить, что совсем недавно чиновники придерживались прямо противоположной позиции. В разъяснениях они "подводили" бесплатную раздачу буклетов, листовок и тому подобных рекламных материалов под безвозмездную передачу товаров, которая является объектом обложения НДС (письма Минфина России от 04.06.2013 № 03-03-06/2/20320, от 16.07.2012 № 03-07-07/64, от 10.06.2010 № 03-07-07/36). То есть такую раздачу чиновники из Минфина России рассматривали раньше в качестве самостоятельной операции, признаваемой объектом обложения НДС.
Очевидно, что на изменение позиции повлияло вышеупомянутое постановление Пленума ВАС РФ. Надо сказать, что и до выхода указанного документа суды в большинстве своем принимали сторону компаний (пост. ФАС МО от 04.04.2014 № Ф05-2119/14, ФАС СЗО от 07.02.2013 № Ф07-8644/12, Девятого ААС от 16.04.2013 № 09АП-9665/13). Арбитры отмечали, что передача товаров в рекламных целях потенциальным покупателям не может быть квалифицирована как безвозмездная передача товара, поскольку в качестве возмещения при передаче товаров в рамках рекламных акций фирма получает определенные экономические выгоды, связанные с привлечением внимания к его услугам, поддержанием интереса к компании и ее товарам, продвижением услуг на рынке и т.д. К таким выгодам, например, относится реализация рекламируемой продукции в будущем в большем объеме, чем без использования рекламных акций и без распространения товаров при их проведении.
Но наличие арбитражной практики, складывающейся в пользу компаний, не дало такого результата, как появление постановления Пленума ВАС РФ. И теперь, учитывая официальную позицию Минфина России, компании могут смело не начислять НДС со стоимости распространяемых рекламных материалов.
О раздельном учете НДС с раздачи рекламных материалов
Учитывая, что в качестве рекламных материалов выступают, как правило, дешевые носители (ручки, бумага, пакеты и т.п.), то в этих случаях НДС не начисляли и раньше. Дело в льготе: от НДС освобождают передачу в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 рублей (подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ). То есть для компаний, использующих дешевые материалы для нанесения рекламной информации, ничего не изменилось. Но это только на первый взгляд. Положения Налогового кодекса предписывают вести раздельный учет при осуществлении как облагаемых, так и не облагаемых НДС операций. И если распространение дешевых рекламных материалов рассматривать в качестве отдельной не облагаемой НДС операции, то, учитывая наличие льготы в отношении рекламных товаров стоимостью не дороже 100 рублей за единицу, фирмам, использующим данную льготу, приходилось вести раздельный учет по НДС.
Теперь же чиновники официально признали, что в случае распространения рекламных материалов (вне зависимости от их стоимости) НДС возникать не будет. И дело тут не в льготе, а в том, что рекламные материалы не отвечают признакам товара, то есть имущества, предназначенного для реализации в собственном качестве. Это означает, что исчезла обязанность в ведении раздельного учета НДС.
Как быть с вычетами НДС с раздачи рекламных материалов?
Также чиновники пояснили, что оснований для принятия к вычету сумм НДС, предъявленных продавцами (изготовителями) указанных рекламных материалов, не имеется (Письмо № 03-07-11/46938).
Честно говоря, совершенно не понятно, к чему это разъяснение. Ведь, во-первых, рекламные материалы распространяют среди неопределенного круга лиц, и это лица в основном физические. Очевидно, что у последних не возникнет вопроса с вычетом НДС в отношении полученных материалов. Во-вторых, даже если компания, распространяющая рекламу, исчислит НДС с раздаваемых рекламных материалов, то НДС этот не будет предъявлять, поскольку материалы распространяют бесплатно.
А вот вопрос с вычетом НДС у компании-распространителя не был затронут. И зря. Ведь компания покупает предметы (ручки, пакеты и т.п.), на которые будут наносить рекламную информацию. И в стоимости этих носителей, которые пока таковыми не являются, может "сидеть" входной НДС. А если речь идет о рекламных буклетах, листовках и брошюрах, то НДС может входить в стоимость услуг типографии по распечатке этой продукции. Так вот, возникает вполне резонный вопрос: а могут ли компании принять к вычету этот НДС? К сожалению, на данный момент, учитывая изменившееся мнение Минфина России по поводу НДС с распространяемых рекламных материалов, не совсем ясно, что компаниям делать с "входным" НДС, относящимся к распространяемым рекламным носителям. Отметим, что раньше "входной" НДС либо учитывался в расходах при исчислении налога на прибыль - в отношении рекламных материалов стоимостью не выше 100 рублей за единицу, либо принимался к вычету - в отношении более дорогих рекламных материалов.
На наш взгляд, "входной" НДС компании, распространяющие рекламные буклеты, листовки и т.п., имеют право принять к вычету вне зависимости от суммы расходов на эти рекламные носители. Ведь, по сути, расходы по приобретению материалов, на которые будут наносить рекламу и которые впоследствии будут раздавать бесплатно, относятся к основной деятельности, а значит, условия для вычета соблюдены.
Комментарии