Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Интервью / Кто такой финансовый директор?

Кто такой финансовый директор?

Вы когда-нибудь задумывались над тем, чтобы сменить работу в бухгалтерии на кресло финансового директора? Насколько смежны эти должности и так ли легко перестроиться и смотреть на вещи под другим углом? О том, что подразумевает под собой должность финансового директора, мы спросили Гаяне Асатрян, финансового директора международной производственной компании.

Как оказалось, финансовый директор должен обладать навыками стратегического менеджмента, инвестиционного управления, знаниями бухгалтерского учета и налогового планирования. Насколько глубоки должны быть знания в разных областях, какими еще навыками должен обладать финансовый директор, а также в чем заключается его основная работа, узнаете из интервью

31.07.2015
Автор: Гаяне Асатрян, финансовый директор международной производственной компании

— Финансовый директор - из кого, каких специальностей, профессий может вырасти грамотный специалист?

— Я не могу ничего плохого сказать о людях, которые пришли в профессию из смежных областей, все зависит от человека и его желания осваивать новое. Однако считаю, что человек с профильным образованием имеет больше преимуществ. Именно в университете закладывают фундаментальные знания, на которые потом накладываются новые методики и практики. Человек, закончивший курсы или получивший знания по специальности по мере работы, в любом случае будет иметь пробелы в определенной сфере профессиональной деятельности. Мои наблюдения показывают, что специалист, вышедший из казначейства, в должности финансового директора будет больше времени уделять управлению денежными средствами и ориентироваться на отчет о движении денежных средств, нежели специалист, вышедший из бухгалтерии. Важно, чтобы специалист смог перенастроиться и смотреть на вещи под другим углом. Например, разговаривая с главными бухгалтерами, я понимаю, что вопросы управления рабочим капиталом, включая вопросы эффективного управления денежными средствами, для них существуют не на первом месте и они зачастую приносят их в жертву, хотя для компании это жизненно важный вопрос.

Роль финансового директора в компаниях может сильно отличаться. В одних компаниях от финансового директора требуют в большей мере компетенции в области бухгалтерского учета и налогообложения, тогда как в других компаниях требуют навыки стратегического менеджмента либо инвестиционного управления. На западе в зависимости от степени сложности выполняемых функций руководителей финансов подразделяют на финансовых контроллеров, менеджеров, директоров и главных финансовых директоров.

— В чем основная работа, функционал? Какими навыками должен обладать финдиректор? Они для всех сфер предпринимательской деятельности одинаковы или могут отличаться в зависимости от отрасли?

— Роль финансового директора - в координации работы финансовых служб и взаимодействии с другими отделами компании. Он наряду с другими топ-менеджерами компании несет ответственность за финансовые результаты компании и ее финансовую устойчивость. Одним из важнейших задач финансового директора является бесперебойное обеспечение компании денежными средствами для своевременного выполнения своих обязательств перед сотрудниками, государством и поставщиками. Основная работа финансового директора связана с планированием и бюджетированием, анализом данных, управлением рабочим капиталом, коммуникацией с банками, аудиторами, аналитиками и представителями государственных служб. Он же обычно возглавляет проекты по автоматизации, изменениям бизнес-процессов. Как и любой руководитель, финансист должен иметь навыки управления людьми, ведения переговоров и презентации данных. Работа финансового директора в принципе универсальна, смещаются только акценты в работе. Исключением, на мой взгляд, являются только финансовый и страховой секторы. Переход в эти сферы из других отраслей достаточно затруднителен.

— Антикризисный управляющий - кто он? Это отдельная специфика? Что понимать под кризисом? Как его прогнозировать и подготовиться заранее (именно в свете работы антикризисного управляющего)?

— Любой финансовый директор периодически становится антикризисным менеджером в связи с цикличностью экономики и трудностями, которые возникают в деятельности компании. Я не разделяю взгляды специалистов, которые считают, что финансовых менеджеров делят на антикризисных менеджеров и обычных, которые могут управлять компанией только в период подъема экономики. Это, скорее, говорит о том, что последние - неэффективные управленцы.

Кризис - своего рода лакмусовая бумага, отражающая все проблемы компании, на которые она не обращала внимания, когда экономика была на подъеме. Задача финансового директора - определить эти самые слабые стороны фирмы и сконцентрироваться на их решении. В кризис мы имеем одни и те же проблемы - рост курса валют, сокращение ликвидности, значительное снижение рентабельности и продаж. Соответственно, необходимо укрепить финансовое положение компании в период экономического роста, снизить валютные риски путем обеспечения закрытой валютной позиции, увеличивать долю на рынке и рентабельность бизнеса, инвестируя в бизнес и обеспечивая диверсификацию, быть консерватором в вопросе внешнего заимствования, не допуская перекредитования бизнеса. Когда появляются первые признаки кризиса, необходимо аккумулировать определенную часть ликвидности на счетах в качестве страховых резервов, а также при возможности закрыть кредиты, особенно в валюте.

— Лидер изменений - кто это? Какие черты характера, навыки и знания присущи данной категории специалистов? Какие задачи решает такой специалист?

— Лидером изменений можно быть как формально, так и неформально. Неформальный лидер обычно является авторитетом в глазах коллег, умеет объединять людей, мотивировать их и обладает определенной харизмой. Формальный лидер - тот человек, которого официально назначают руководителем проекта. Обычно проекты связаны с изменениями, и лидер проекта должен уметь управлять всеми этапами проекта, включая работу с сопротивлениями и саботажем сотрудников. Лидер проекта должен разбираться во всех аспектах деятельности, связанной с проектом, предвидеть возможные проблемы и включать в план действий меры по предотвращению рисков, должен правильно спланировать этапы проекта, обеспечить их контроль и исполнение в установленные сроки и бюджеты. Лидер изменений должен иметь хорошие организационные способности, уметь договариваться и убеждать людей, а также выбирать подходящих людей в команду проекта.

— Как современные реалии, достижения в сфере электронного документооборота влияют на работу финдиректора и его приоритеты? Можно ли говорить о том, что сейчас целесообразнее оптимизировать денежные потоки за счет автоматизации учетных и бизнес-процессов, чем пытаться "выжать" экономию только традиционными способами управления затратами и т.д.?

— В нашу сферу все больше и больше проникают ИТ-технологии, которые облегчают работу финансистов. Однако до сих пор степень автоматизации оставляет желать лучшего. Мы продолжаем в большом объеме использовать электронные таблицы. Это ведет к неэффективному использованию трудовых ресурсов и снижению производительности труда. Необходимо по максимуму стараться автоматизировать техническую работу, в этом случае должно сократиться количество людей, необходимых для выполнения работы.

Одним из важных шагов вперед, связанных с полным отказом от бумаги, является введение электронного документооборота на законодательном уровне. Совершать обмен первичными документами, договорами и официальными письмами с поставщиками, покупателями и государственными службами теперь можно мгновенно. Электронный документооборот значительно облегчает работу по предоставлению документов по запросу налоговой инспекции - достаточно сделать выборку из электронного архива и отправить его по каналам связи.

— Насколько важную роль в работе финдиректора играет оперативность в принятии решений? Всегда важно быстро отреагировать на изменившуюся ситуацию или иногда надо взять тайм-аут и подождать?

— В наше время темп жизни значительно ускорился, и связано это с огромными потоками информации, доступными каждому человеку в любом месте и в любое время. Бизнесу важно успевать за этим темпом и быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию. Особенно это чувствуется в медийной сфере. С момента наступления события до распространения информации по всему миру проходят считанные минуты. Медийный бизнес сумел адаптироваться под изменения и перестроить работу с информацией, чего не скажешь о компаниях из других отраслей. Многие крупные компании погрязли в бюрократии, стали неповоротливыми и медлительными, на решение важных стратегических вопросов могут уходить месяцы и годы. Когда же в конечном итоге решение приводят в действие, оказывается, что это уже неактуально на рынке. Так шаг за шагом компания теряет свои преимущества перед конкурентами и медленно и болезненно погружается в пучину проблем, убытков и банкротства. Поэтому важно иметь доступ к надежным источникам информации, получать ее своевременно и оперативно принимать решения. Это касается не только глобальных вопросов. Приведу простой пример. Наше налоговое законодательство постоянно меняют, поправки могут влиять на финансовое положение компании, а неисполнение новых законов может привести к большим штрафам. Для того чтобы своевременно реагировать на изменения, можно подписаться на электронные рассылки правовых систем и информационных ресурсов о проектах новых законов и изменениях существующих законов.

Актуальная бухгалтерия

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться