Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Начисление амортизации на проектную амортизацию: советы специалиста

Начисление амортизации на проектную амортизацию: советы специалиста

Подведомственное учреждение «Управление капитального строительства Администрации города» передало через Департамент имущественных и земельных отношений (далее - Департамент) Администрации муниципального образования города (далее - Администрация) проектную документацию по планировке города на сумму 10 млн. руб. в оперативное управление. Передача проектной документации в оперативное управление Администрации осуществляется из муниципальной казны, учет которой осуществляет Департамент. Передача осуществляется в рамках одного бюджета. Департамент и Администрация имеют различных главных распорядителей.

Проектная документация создавалась в рамках исполнения договора, заключенного Управлением капитального строительства со специализированной организацией. Условиями договора предусмотрено, что после полной оплаты право собственности на разрабатываемую документацию принадлежит заказчику.

1. Какие документы (извещение, акт приема-передачи, приказ) нужны от Департамента имущественных и земельных отношений при принятии к учету проектной документации?

2. Какими проводками нужно отразить поступление проектной документации?

3. Нужно ли начислять амортизацию на проектную документацию?

4. Нужно ли отражать поступление в форме 125 «Справка по консолидируемым расчетам»?

5. Является ли проектная документация объектом налогообложения?

15.05.2015
Автор: Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Левина Ольга, Миллиард Мария

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

1. Передача проектной документации в оперативное управление Администрации следует оформить Актом о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма 0306001). При этом для обеспечения достоверности учета как у передающей, так и у принимающей стороны может быть оформлено Извещение (форма 0504805). Дополнительный перечень прилагаемых документов при передаче имущества муниципальной казны в оперативное управление учреждений может содержаться в нормативных актах публично-правового образования, регламентирующих документооборот, применяемый в целях учета операций с объектами имущества казны.

2. Отражение указанной в вопросе передачи в учете принимающей стороны возможно проводкой:

Дебет КРБ 1 102 30 320 Кредит КДБ 1 401 10 180.

3. Амортизация на проектную документацию как на объект нематериальных активов начисляется.

4. Передача в оперативное управление Администрации проектной документации отражается в Справке (форма 0503125).

5. Стоимость нефинансовых активов государственного (муниципального) учреждения, учитываемых в составе нематериальных активов, не учитывается при расчете налога на имущество организаций.

Обоснование вывода:

Проектная документация входит в состав обязательных документов для получения разрешения на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта (ст. 51 Градостроительного кодекса РФ). Она представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта (ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ).

Как правило, по своим характеристикам проектная документация не отвечает критериям отнесения объектов к основным средствам или нематериальным активам. По сути, проектная документация является отчетным документом, оформленным по итогам проведения архитектурно-строительного проектирования и подтверждающим надлежащее выполнение работ. Если проектная и сметная документация разрабатывается в целях создания объекта недвижимого имущества, то затраты на ее разработку участвуют в формировании первоначальной стоимости объекта капитального строительства.

В то же время произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в т.ч. в виде проектов, чертежей, изображений и макетов, являются объектами авторских прав (п. 1 ст. 1259 ГК РФ).

Следовательно, право на созданную проектно-сметную документацию при выполнении условий, предусмотренных п. 56 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н), может учитываться в составе нематериальных активов на счете 102 00 «Нематериальные активы».

Операции по поступлению объектов нематериальных активов оформляются бухгалтерскими записями на основании надлежаще оформленных первичных учетных документов, в порядке, предусмотренном Инструкциями по применению Планов счетов (п. 63 Инструкции № 157н).

Основные первичные документы по принятию к учету нематериальных активов перечислены в п. 11 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее - Инструкция № 162н), в частности операции по поступлению, выбытию, в том числе при передаче между субъектами учета, оформляются Актом о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма 0306001).

Кроме того, для обеспечения достоверности учета как у передающей, так и у принимающей стороны может дополнительно быть оформлено Извещение (форма 0504805) (форма данного Извещения, а также порядок его применения утверждены Приказом Минфина России от 15.12.2010 № 173н).

В качестве приложений к перечисленным документам, по нашему мнению, наряду с приказом о передаче Администрации в оперативное управление проектной документации целесообразно получить копию договора, в рамках которого создавалась указанная документация, и документов о его исполнении для подтверждения наличия права собственности.

Разработка методических рекомендаций по организации учета объектов имущества казны в части вопросов, не урегулированных положениями Инструкций, находится в компетенции соответствующих органов исполнительной власти (местного самоуправления), наделенных полномочиями по управлению имуществом казны и финансовых органов соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ. К таким вопросам, в частности, относятся порядок документооборота и формы оправдательных документов, применяемых в целях учета операций с объектами имущества казны.

Согласно абзацу 5 п. 12 Инструкции № 162н отражение принятия к бюджетному учету безвозмездно полученных нематериальных активов отражается по дебету счета 0 102 30 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов - иного движимого имущества учреждения» и кредиту счета 0 401 10 180 «Прочие доходы» (в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств одного уровня бюджета) по первоначальной стоимости.

Операции по передаче нематериальных активов в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств одного уровня бюджета, подлежат отражению в Справке (форма 0503125) по коду КОСГУ 180 (п. 23 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н).

Амортизация по объектам нематериальных активов начисляется в соответствии с п. 93 Инструкции № 157н.

Сроком полезного использования нематериального актива является период, в течение которого учреждением предполагается использование актива (п. 60 Инструкции № 157н).

Срок полезного использования нематериальных активов определяется как в целях принятия объектов к бухгалтерскому учету, так и для начисления амортизации. С этой целью оформляется соответствующее решение комиссии по поступлению и выбытию активов.

Нематериальные активы, по которым невозможно надежно определить срок полезного использования, считаются нематериальными активами с неопределенным сроком полезного использования. По указанным нематериальным активам в целях определения амортизационных отчислений срок полезного использования устанавливается из расчета десяти лет (абзац 5 п. 60 Инструкции № 157н).

При этом в соответствии с п. 61 Инструкции № 157н в целях расчета сумм амортизации объектов нематериальных активов комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов ежегодно определяет продолжительность периода, в течение которого предполагается использовать нематериальный актив, и в случаях его существенного изменения уточняет срок полезного использования.

В соответствии с п. 1 ст. 373 НК РФ плательщиками налога на имущество являются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.

Таким образом, стоимость нефинансовых активов государственного (муниципального) учреждения, учитываемых в составе нематериальных активов, не учитывается при расчете налога на имущество организаций. Обоснованность такой позиции подтверждается и специалистами финансового ведомства (смотрите, например, письмо Минфина России от 16.09.2009 № 03-05-05-01/56).

С учетом изложенного полагаем, что:

1. Передача проектной документации в оперативное управление Администрации следует оформить Актом о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма 0306001). При этом для обеспечения достоверности учета как у передающей, так и у принимающей стороны может быть оформлено Извещение (форма 0504805). Дополнительный перечень прилагаемых документов при передаче имущества муниципальной казны в оперативное управление учреждений может содержаться в нормативных актах публично-правового образования, регламентирующих документооборот, применяемый в целях учета операций с объектами имущества казны.

2. Отражение в учете указанной в вопросе передачи в учете принимающей стороны возможно проводкой:

Дебет КРБ 1 102 30 320 Кредит КДБ 1 401 10 180.

3. Амортизация на проектную документацию как на объект нематериальных активов начисляется.

4. Передача в оперативное управление Администрации проектной документации отражается в Справке (форма 0503125).

5. Стоимость нефинансовых активов государственного (муниципального) учреждения, учитываемых в составе нематериальных активов, не учитывается при расчете налога на имущество организаций.

ГАРАНТ

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться