Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Легализуем налоговую базу

Легализуем налоговую базу

Снижение доходов и, как следствие, прибыли и налогов у компании может привести к тому, что ее как сомнительного налогоплательщика могут вызвать на ковер. Как заранее оценить риски вызова на комиссию и обосновать реальность снижения оборотов и правильность финансовых расчетов организации?

29.07.2014
Журнал «Актуальная бухгалтерия»
Автор: Татьяна Самокиша, специалист по налоговой политике, член Палаты налоговых консультантов

Основная цель предпринимательской деятельности — получение прибыли. В то же время такая деятельность всегда несет в себе риск того, что в результате экономических либо иных непредвиденных обстоятельств финансовый результат может оказаться отрицательным.

В налоговом учете признаются расходы, которые произведены для деятельности, направленной на получение дохода. При этом большинство расходов следует учитывать в текущем периоде, даже если доходы от этой деятельности будут получены лишь в последующих периодах или не будут получены вовсе(п. 1 ст. 252, п. 1 ст. 272 НК РФ; письмо Минфина России от 05.09.2012 № 03-03-06/4/96).

Поэтому ситуация, когда организация подает декларацию по налогу на прибыль с заявленной суммой убытка, не противоречит законодательству.

Однако некоторые налогоплательщики с целью ухода от налогов искусственно создают либо, наоборот, не учитывают операции, приводящие к занижению либо полному отсутствию налогооблагаемой базы.

Со своей стороны налоговики, задача которых состоит в том, чтобы контролировать полноту поступлений налогов в бюджет, проводят ряд мероприятий, направленных на выявление и пресечение недобросовестных действий компаний. И здесь, конечно, особый интерес инспекции вызывают «убыточные» декларации.

Письменные пояснения к декларации

В ходе проведения камеральной налоговой проверки декларации, в которой заявлен убыток, инспекторы вправе запросить у компании дополнительные пояснения, обосновывающие размер полученного убытка(абз. 3 п. 3 ст. 88 НК РФ). Причем требовать такие пояснения проверяющие могут как по итогам налогового периода, так и по итогам квартала, полугодия и девяти месяцев.

Представить свои письменные обоснования компания должна в течение пяти рабочих дней, считая со дня, следующего за днем получения требования из инспекции(п. 3 ст. 88 НК РФ). Вместе с пояснениями она вправе (но не обязана) также дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового или бухгалтерского учета, иные документы, которые подтверждают достоверность данных, внесенных в декларацию (расчет).

На практике налогоплательщик может не дожидаться требования инспекции и направить сопроводительное письмо с пояснением причин убытков одновременно с налоговой отчетностью.

Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы(п. 5 ст. 88 НК РФ).

Поэтому аргументированные письменные обоснования могут полностью пресечь дальнейшие претензии к компании.

В свою очередь, неубедительные пояснения либо их отсутствие в конечном итоге могут привести к тому, что результатом проверки будет установление факта нарушения законодательства о налогах и сборах.

Отметим, что получение объяснений налогоплательщика — это одна из форм налогового контроля, которая может реализоваться не только в рамках налоговой проверки, но и в иных случаях, связанных с контролем исполнения законодательства о налогах и сборах. В частности, в подпункте 4 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса закреплено право инспекции вызывать компании на основании письменного уведомления на так называемые налоговые комиссии.

Налоговая комиссия

Налоговая комиссия (в т. ч. по вопросам убытков) по своей сути является подготовительным этапом отбора компаний перед выездной проверкой. Ее цель — предоставить налогоплательщику возможность самостоятельно «исправить ситуацию», подав уточненную декларацию, в которой будут исключены суммы налоговых убытков, либо, в случае отсутствия должного обоснования, подтвердить подозрения проверяющих об эффективности проведения выездной проверки.

По вопросу проведения налоговых комиссий ФНС России выпущены официальные разъяснения, которые, в частности, изложены в письме «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы»(письмо ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12722@ (далее — Письмо)).

В данном письме приведены конкретные критерии кандидатов для вызова на налоговую комиссию.

Отметим, что до выхода данного письма решение о проведении налоговых комиссий (как «убыточной», так «зарплатной» и «ситуационной») принималось по усмотрению конкретной инспекции, в которой плательщик состоял на учете.

Например, инспекция могла руководствоваться критерием превышения определенного предела суммы убытка или превышения уровня рентабельности, существенно отличающегося от среднего по отрасли, и т. д.

В рассматриваемом Письме изложена следующая последовательность действий налоговых органов при проведении комиссии.

1. Отбор налогоплательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на комиссии. Перед тем как назначить заседание комиссии, производится отбор налогоплательщиков, попадающих в группу налогового риска. В числе последних в Письме указаны плательщики, которые:

- заявили налоговые убытки в декларации по налогу на прибыль за предыдущие два налоговых периода, а также в отчетном (налоговом) периоде текущего года;

- имеют низкую налоговую нагрузку, в том числе и по налогу на прибыль.

Согласно Письму налоговая нагрузка по налогу на прибыль рассчитывается как отношение исчисленного налога (строка 180 листа 02 декларации по прибыли) к сумме доходов от реализации и внереализационных доходов (сумма строк 010 и 020 листа 02 декларации по прибыли). При этом низкой для производственных фирм (или занятых в сфере работ или услуг) считается налоговая нагрузка менее 3 процентов, для торговых организаций — менее 1 процента.

Кроме того, для рассмотрения на заседании комиссии могут быть отобраны и иные налогоплательщики. Таким образом, существует риск того, что на комиссию будет вызвана организация, заявляющая убыток не только регулярно, но и впервые.

2. Аналитическая работа в отношении отобранных кандидатов на комиссию. По каждому из отобранных плательщиков налогов, деятельность которых подлежит рассмотрению на заседаниях комиссии, проводятся аналитические и контрольные мероприятия.

При этом может использоваться информация об этом плательщике как имеющаяся в инспекции (регистрационные данные, данные отчетности, сведения о перечислениях и т. д.), так и полученная налоговым органом от государственных инстанций, банков, контрагентов, а также содержащаяся в СМИ и сети Интернет и в иных источниках. Эти данные анализируются, и выявляются налоговые риски. В итоге составляется перечень отобранных кандидатов, а собранная по ним информация обобщается в досье налогоплательщика.

3. Вызов на комиссию. Сначала в адрес налогоплательщика отправляют информационное письмо, в котором отражаются все подозрительные факты, отклонения, противоречия и иные вопросы, выявленные в ходе подготовки к комиссии. При этом компании предлагается представить пояснения либо отказаться от неотражения в учете отдельных операций, подав «уточненки» и доначислив налоги, на что ей отводится 10 рабочих дней с момента получения информационного письма.

Если компания не представит уточненные налоговые декларации, увеличивающие налоговые обязательства (уменьшающие убыток) по истечении установленного 10-дневного срока, налоговый орган оформляет уведомление о вызове налогоплательщика на комиссию с указанием времени и места проведения заседания.

Нередко даже действительно убыточные организации, получив такое информационное письмо, во избежание вызова в инспекцию и других неблагоприятных последствий соглашаются подать «уточненку».

Однако многие компании игнорируют требования контролеров скорректировать отчетность и уплатить недостающие, по их мнению, налоги, и при этом они успешно доказывают проверяющим, что их убытки вызваны объективными причинами.

Своевременное представление налогоплательщиком пояснений, в которых приведены разумные аргументы, объясняющие отсутствие оснований для приглашения на заседание комиссии, в некоторых случаях может даже приостановить дальнейшие вызовы на комиссию.

Если же уведомление было направлено, то явиться налогоплательщику все равно придется, поскольку неявка без уважительной причины расценивается как неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), за что предусмотрена административная ответственность(ст. 19.4 КоАП РФ).

Отметим, что уважительной причиной для переноса даты заслушивания на комиссии могут считаться, например, документально подтвержденные командировка или больничный представителя налогоплательщика.

Кроме того, если на момент приглашения на комиссию не было получено информационное письмо от налогового органа (в котором разъясняется суть претензий проверяющих), то это также может являться основанием для обращения в инспекцию с просьбой о переносе заседания.

4. Проведение комиссии. Комиссия проходит в индивидуальном порядке. Представителю организации предлагается представить пояснения по выявленным фактам, несоответствиям и уточнить мероприятия, проводимые (либо запланированные к проведению) в целях улучшения показателей финансово-хозяйственной деятельности и недопущения нарушений норм налогового законодательства. Если налоговый орган посчитает их неубедительными, то комиссия сформулирует рекомендации по устранению нарушений (например, подать уточненные декларации, доплатить налоги и пени, а в будущем не повторять ошибок).

Для выполнения рекомендаций устанавливается конкретный срок (рекомендуемый — 10 рабочих дней с даты заседания комиссии).

Если после проверки уточненных налоговых деклараций у комиссии по легализации налоговой базы останутся вопросы либо по результатам последующего контроля деятельности компании не будет выявлено положительных тенденций, то налогоплательщика пригласят на комиссию более высокого уровня — в региональное управление ФНС России. (Для унитарных предприятий и акционерных обществ с участием капитала соответствующих субъектов или муниципальных образований предусмотрен вызов и в местную администрацию.)

Это касается и налогоплательщиков, изначально проигнорировавших вызов на комиссию и не предпринявших никаких действий.

В любом случае после рассмотрения деятельности налогоплательщика на комиссии инспекторы продолжают отслеживать показатели его финансово-хозяйственной деятельности. Если по результатам такого мониторинга не будет выявлено положительных тенденций и при этом должностными лицами не будет представлено обоснованных пояснений, то, скорей всего, в отношении такого налогоплательщика будет рассмотрен вопрос о проведении выездной проверки. 

Письменные обоснования убытка

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться