Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Позиция Рабочей группы по управлению налоговыми рисками по проекту федерального закона № 196666-6

Позиция Рабочей группы по управлению налоговыми рисками по проекту федерального закона № 196666-6

«О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям»

15.02.2013
Российский налоговый портал

Законопроектом предлагается внесение изменений в ряд законодательных актов, в частности, в Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и другие, с целью предотвращения, выявления и пресечения незаконных финансовых операций.

Реализация отдельных положений проекта может способствовать борьбе с уклонением от уплаты налогов с использованием «фирм-однодневок».

Однако часть положений законопроекта вызывает у бизнеса возражения, в частности:

Контрагенты добросовестных налогоплательщиков

В проекте предложено предоставить налоговым органам право определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиком в бюджетную систему РФ, возмещению (возврату) из бюджета, без учета результатов сделок, совершенных с целью занижения сумм налогов участниками сделки (в том числе третьими лицами при посредничестве), не выполняющими в этой сделке (совокупности сделок) никаких функций из-за отсутствия необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности, в том числе из-за отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств.

Нововведение в предлагаемой редакции может быть использовано как инструмент неоправданного давления на добросовестных налогоплательщиков, так как в законопроекте предлагается поставить размер налоговых обязательств налогоплательщика в зависимость от того, насколько добросовестными налогоплательщиками являются его контрагенты, либо третьи лица при посредничестве.

Данные изменения Налогового кодекса РФ перекладывают негативные последствия недобросовестности контрагентов на налогоплательщиков, совершивших реальные хозяйственные операции, не преследовавших цель получения необоснованной налоговой выгоды и проявивших должную заботливость и осмотрительность при выборе контрагента.

Кроме этого, в проекте не расшифровывается формулировка «третьи лица при посредничестве», что, безусловно, вызовет споры, связанные толкованием и применением нормы. В частности, контролирующие органы могут расширительно ее толковать и привлекать налогоплательщика к уплате дополнительных налогов даже в случае, если у данного налогоплательщика отсутствуют какие-либо прямые договорные отношения с лицом, ненадлежаще исполняющим свои обязанности по уплате налогов.

По нашему мнению, рассматриваемое положение может быть включено в Налоговый кодекс РФ только с оговоркой о возможности его применения в случае наличия доказательств прямой финансовой заинтересованности и преступного умысла непосредственно у налогоплательщика по противозаконному снижению налоговых обязательств контрагента.

Приостановка операций по счетам

Законопроектом предусматривается предоставление налоговому органу права приостанавливать операции по банковским счетам налогоплательщиков-организаций при возврате организацией связи почтового отправления налогового органа с отметкой об отказе организации от его получения, либо об отсутствии организации по ее адресу, указанному в ЕГРЮЛ. (фактически любая организация может пострадать из-за сбоев в работе почтовых отделений).

При этом указанное постановление может быть отменено только при одновременном соблюдении следующих условий:

– получение налоговым органом документов, подтверждающих, что место нахождения налогоплательщика-организации соответствует адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц;

– получение налогоплательщиком-организацией документа, который ранее был возвращен с почтовым отправлением.

Полагаем, что данное нововведение носит неоправданно жесткий характер по отношению к налогоплательщикам.

Фактически предлагаемое правило увеличивает риск неоправданного приостановления операций по банковским счетам добросовестного налогоплательщика, например:

– при некачественном оказании организацией связи почтовых услуг;

– при возникновении форс-мажорных и др. обстоятельств (пожар, проведение ремонтных работ и др.), объясняющих временное отсутствие организации по месту регистрации.

В законопроекте также не расшифровывается, какие именно документы должен предоставить налогоплательщик для подтверждения факта соответствия места нахождения организации адресу, указанному в ЕГРЮЛ.

Полагаем, что налоговое законодательство не должно содержать нормы, предусматривающие ответственность налогоплательщика за неполучение по уважительным причинам почтовых отправлений налогового органа.

Если целью вносимых в Налоговый кодекс РФ дополнений является борьба с фирмами-однодневками, то, по нашему мнению, право приостанавливать операции по банковским счетам может быть предоставлено налоговым органом только при одновременном соблюдении двух условий:

– при наличии акта осмотра места нахождения налогоплательщика (зданий, помещений), которым подтверждается отсутствие налогоплательщика по адресу, указанному в ЕГРЮЛ;

– при отсутствии иных контактных данных о налогоплательщике, позволяющих вызвать уполномоченных лиц для вручения корреспонденции.

Ревизия банковской тайны

Ряд положений законопроекта направлен на существенное ограничение прав граждан и организаций на соблюдение кредитными организациями банковской тайны. В частности, законопроект предусматривает обязанность банков информировать налоговые органы об открытии или закрытии вкладов  организациями и индивидуальными предпринимателями. Кроме того, налоговые органы будут вправе получать справки о наличии у них вкладов (депозитов) при попытке взыскать налог или даже при осуществлении налогового контроля.

Представляется, что указанные нормы приведут к несбалансированности прав налогоплательщиков и налоговых органов. Кроме того, они создадут предпосылки для нарушений прав граждан и избыточную бюрократическую нагрузку.

Камеральные налоговые проверки

Законопроектом предлагается предоставить налоговому органу право потребовать у налогоплательщика пояснения причин полученного им убытка, а также, при необходимости, истребовать документы, подтверждающие в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ объем понесенного убытка.

На наш взгляд, данная норма носит неопределенный характер. Учитывая наличие значительных отличий в правилах формирования финансовых результатов деятельности в целях бухгалтерского учета и налогового учета, часто возникают ситуации, когда при наличии убытка в бухгалтерском учете в целях исчисления налога на прибыль сформирован положительный результат. В связи с этим не ясно, какой убыток имеется в виду: убыток по данным бухгалтерского учета или убыток по данным налогового учета.

Кроме этого, полагаем предоставление налоговым органам права истребовать в рамках камеральной проверки практически всех бухгалтерских документов организации необоснованным и излишне обременительным для добросовестных налогоплательщиков, испытывающих в определенный период времени финансовые трудности. Все документы в любом случае представляются налогоплательщиком при проведении налоговым органом выездных проверок. Возложение на налогоплательщика обязанности дважды представлять налоговому органу одни и те же документы может в определенных случаях расцениваться как инструмент давления на добросовестных налогоплательщиков с целью вытеснения их с экономического рынка (затраты на формирование, копирование и доставку всех первичных документов могут быть очень значительными для организации).

Счета-фактуры

Законопроектом предлагается в случае выставления счетов-фактур с выделением НДС лицами, которые не являются налогоплательщиками и действуют при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии, либо агентских договоров, вменить в обязанность представлять соответствующую налоговую декларацию в электронном виде.

Полагаем, что рассматриваемое нововведение противоречит пункту 2 и пункту 3 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ, в котором указано, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не являются налогоплательщиками НДС и, соответственно, не должны представлять налоговые декларации по НДС.

Как неоднократно разъяснял Минфин России, вышеуказанные посредники обязаны при приобретении (реализации) от своего имени и в интересах комитентов (принципалов) товаров (работ, услуг) выставлять счета-фактуры (см. письма Минфина России от 12.05.2011 г. № 03-07-09/11, от 28.04.2010 г. № 03-11-11/123, от 20.01.2009 г. № 03-07-09/01 и др.). При этом обязанности по исчислению и уплате НДС у указанных посредников не возникает.

Предлагаемые дополнения в статью 174 Налогового кодекса РФ не предусматривают исключений для применяющих упрощенную систему налогообложения посредников, которые составляют счета-фактуры в соответствии действующими нормативными актами и разъяснениями Минфина России. Т.е., указанные поправки в Налоговый кодекс РФ негативно скажутся на лицах, применяющих упрощенную систему налогообложения, поскольку на них будет возложена обязанность по представлению в электронном виде «нулевых» деклараций по НДС. Практическая целесообразность данного нововведения в отношении указанных лиц отсутствует.

Таким образом, обсуждаемые изменения содержат в себе серьезные налоговые риски для добросовестных налогоплательщиков, а сам законопроект требует существенной корректировки ко второму чтению.

Разместить:
Сергей
26 февраля 2013 г. в 11:04

малый и средний бизнес - умрёт окончательно ! зачем и кому это надо ? навели бы порядок с регистрацией предприятий - как первый шаг.

Клим Полторацкий
5 марта 2013 г. в 19:25

Если раньше малый бизнес просто доили то теперь решили похоронить, чтобы не путался под ногами наших нефтегазометаллистов. Проблему однодневок можно решить разделением расчетного счета на 2 счета - расчетный и ндс-счет, причем с последнего деньги можно уплачивать только на ндс или снимать наличными при закрытии предприятия по разрешению налоговой.

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться