Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Дело за малым бизнесом

Дело за малым бизнесом

В своем хронологически последнем послании к Федеральному собранию президент России Владимир Путин очередной раз акцентировал внимание на развитии несырьевого сектора отечественной экономики, однако на этот раз в качестве позитивных примеров он привел ряд регионов, где несырьевой сектор ежегодно обеспечивает рост ВРП более чем на 10%. В большой степени таких показателей удалось добиться стимулированием развития местного бизнеса, опирающегося на местный спрос в рамках региона или федерального округа

04.02.2013
РБК Daily
Автор: Екатерина Сидорова, генеральный директор ОАО «Финотдел»

Опыт нашей компании в регионах показывает, что на сегодняшний день основную долю малого и среднего бизнеса составляют представители торговли, сервиса и бытовых услуг, а также мелкие производители. С позиции региональных властей увеличение числа работающих в регионе предприятий — это налоги, новые рабочие места, рост конкуренции, от которой выигрывает в том числе и местный потребитель. Не стоит забывать и о социальной роли малого бизнеса, который во многом формирует в регионах пресловутый средний класс, создание которого в последние десять лет является практически национальным проектом. Однако на деле ключевые проблемы малых предприятий, главная из которых — доступ к ресурсам для развития бизнеса (об этом, кстати, президент также упоминал в послании), последние пять лет остаются нерешенными.

Интеллектуальный и творческий потенциал российских предпринимателей, на мой взгляд, вполне сопоставим с инициативностью и энергией их западных коллег. Однако там «креативный класс» граждан, занятых в малом и микробизнесе, развивали десятилетиями, начиная с простых форм получения разрешений и заканчивая льготными кредитами и консультантами по развитию собственного дела.

Например, в таких странах, как Бельгия, Франция, Нидерланды, существует практика предоставления малым и средним предпринимателям рискового капитала. И правительства этих стран в свою очередь гарантируют кредиторам компенсацию в случае возникновения убытков. В Великобритании законодательными органами приняты программы «гарантированного проекта», предусматривающие комплекс мероприятий по налоговой поддержке малого бизнеса. На малое предпринимательство установлена специальная пониженная ставка корпоративного налога в 25% при основной ставке в 35%. В Соединенных Штатах Америки существует отдельная администрация по делам малого бизнеса, которая органично вписана в институты власти. Хорошая идея, реализованная в США, — стимулирование малого предпринимательства — финансируется через Национальный научный фонд. Каждая компания, которая прошла отбор для проведения начальных исследований, получает на полгода 50 тыс. долл. После их успешного завершения компания может получить финансовую поддержку уже в десятки раз большую. Вместе с этим Национальный научный фонд помогает сотрудничать малому и крупному бизнесу вместе, то есть помогает получать субсидии от крупных компаний.

Нельзя сказать, что в России не предусмотрено программ финансирования МСБ: есть и финансирование компаний через различные фонды поддержки малого бизнеса, и льготное инвестирование через МСП Банк. Вопрос в том, что эти проекты пока не так массово реализуются, как того требует развитие малого предпринимательства и становление его как класса. Возможно, это связано с тем, что срок существования малого бизнеса в России меньше по сравнению с Западом, программы поддержки МСБ стали развивать относительно недавно и они еще не набрали оборотов, да и не все предприниматели узнали о имеющихся возможностях.

Создание очередного инвестиционного фонда поддержки малого бизнеса вряд ли быстро решит — если вообще решит — задачу стимулирования частной инициативы на местах. Очевидно, что нужно комплексное решение, которое касалось бы создания экономически честной и свободной от бюрократических машин среды для роста малого бизнеса, отраженное в законодательной базе. С другой стороны — не обойтись без всеобщей инициативы, объединяющей интересы предпринимателей, банкиров, МФО, чиновников, потребителей.

Так, одним из инструментов решений имеющихся проблем могут стать получившие распространение в 2012 году так называемые бизнес-марафоны. Когда предприниматели из Москвы посещают регионы с целью установления прямых производственных и торговых связей между субъектами малого и среднего бизнеса Москвы и прежде всего других субъектов Федерации. Я считаю, что эту идею — как и популярную в свое время инициативу организации «Поезда финансовой грамотности» — нужно развивать.

Но все-таки ключевым моментом в решении проблемы становления малого бизнеса является капитал — его доступность и дешевизна. Это экономический метод стимулирования развития бизнеса, и, как показывает мировая практика, он один из самых эффективных. Популяризация государственных программ поддержки малого предпринимательства через государственные фонды и банки, поддерживающие программы кредитования малого и среднего бизнеса, стимулирование роста микрофинансовых компаний, выдающих займы малому и микробизнесу, — все действия в данном направлении в совокупности с вышеперечисленными мерами по созданию благоприятной среды и повышению финансовой грамотности дают мощный задел для роста малого бизнеса в нашей стране и становления его как класса.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Темы: Малый бизнес