
Михаил Абрамов: «Доходы бюджета можно удвоить без повышения страховых выплат»

О том, что повышение страховых выплат сильно ударило по малому бизнесу, сейчас говорят все. Даже власть признала это, отмечая, что эта мера была необходима для покрытия дефицита Пенсионного фонда и проведения реформ. Вместе с тем немало специалистов говорило о том, что доходы бюджета можно удвоить и без повышения страховых выплат. О предложениях по использованию резервов наполнения государственной казны «Российскому налоговому порталу» рассказал соучредитель и вице-президент ЭАЦ «Модернизация», член Экспертного совета «Деловой России» Михаил Абрамов
06.04.2011Российский налоговый портал— Михаил Давыдович, вы считаете, что повышение страховых взносов не обязательно для увеличения доходов бюджета?
— Законом о Государственном бюджете на 2011 год при доходах 8,9 триллионов рублей запланированы расходы в сумме 10,7 триллионов рублей, что на 7,8% больше расходов 2010 года, а с учетом плановой инфляции (6,5%) – на 1,3%. Для модернизации страны этого мало. Ведь цель модернизации – сделать граждан нашей страны богатыми и счастливыми. Эту задачу без денег решить трудно. Между тем, по расчетам экспертов ЭАЦ «Модернизация», размер Федерального бюджета можно удвоить за счет перераспределения имеющихся ресурсов. Соответственно можно будет удвоить пенсии пенсионерам и зарплаты низкооплачиваемым бюджетникам, что, в свою очередь, повысит покупательский спрос и будет способствовать развитию производства. Ведь если у населения нет денег, и оно ничего, кроме продуктов, не покупает, то и производить ничего не надо. Разве что на экспорт. Но это – совсем другая история и другие проблемы.
— Известно, что социальные взносы повысили в связи с недостатком денег для выплаты пенсий. Но много ли получат от этого пенсионеры?
— Очевидно, эта мера не будет способствовать развитию предприятий. Это было понятно изначально и сделано исключительно ради пенсионеров, для которых у правительства не хватает денег. Посмотрим, что же получат пенсионеры от увеличения налоговой нагрузки на предприятия с УСН и ЕНВД, при условии, что собираемость налогов не снизится, никто не разорится и не будет платить зарплату «черным налом». Это легко посчитать на основании публикуемой информации о доходах бюджета и о сборе налогов. В 2009 году общая доля налогов предприятий, работающих на УСН и ЕНВД, составила 1,31% доходов консолидированного бюджета России. Так стоит ли гробить малый бизнес ради дополнительных 1,3% доходов, возможных только теоретически. Здесь следует добавить, что налоги, как и другие затраты предприятия, включают в цену продукции или услуги. И можно не сомневаться, что неминуемый рост цен нейтрализует эффект, который надеется получить правительство от повышения социальных взносов.
— Социальные выплаты повысились для людей с небольшими зарплатами. Вы же выступаете, наоборот, за повышение «налога для богатых». Почему это необходимо?
— Это необходимо для повышения платежеспособного покупательского спроса населения, которое потратит свои деньги в России, в то время как богатые тратят свои излишки за рубежом. Эти суммы достаточно велики и могут оказать существенное влияние на развитие российского производства. Например, дополнительно от четырех до шести триллионов рублей можно получить в бюджет за счет оптимизации налогообложения доходов физических лиц с включением в них дивидендов, бонусов, процентов и т. п. Судите сами. 200 тысяч российских семей имеют годовой доход свыше 30 миллионов рублей. Если бы с этого дохода брали подоходный налог 50% как, например, в Англии (в Швеции с них бы брали – 57%, а в Дании – 65%), то бюджет получил бы дополнительно три триллиона рублей! Официальные данные, по крайней мере по половине из top-100 отечественных корпораций, указывают: затраты на управленческий персонал превышают весь остальной фонд оплаты труда. Сумма дивидендов, выплачиваемая десятку российских граждан-акционеров крупнейших металлургических компаний почти вдвое превышает фонд оплаты труда 160 тысяч сотрудников этих компаний. Дивиденды уходят за границу и почти не облагаются налогами в нашей стране, так как все эти предприятия зарегистрированы за рубежом (в основном, на Кипре). Высокие доходы имеют работники банковской сферы. Например, средняя зарплата члена правления ВТБ во втором квартале 2009 года выросла на 6,8% и составила 1,9 миллиона рублей в месяц, при этом доход рядового сотрудника увеличился на 1,8%, до 71,6 тысячи рублей. Обложение богатых повышенным подоходным налогом даст бюджету необходимые средства. Во всем мире эту задачу решают применением прогрессивной шкалы.
Кроме того, эффективности предлагаемых мер и увеличению доходов бюджета способствовало бы принятие закона о проверке соответствия расходов физических лиц полученным ими доходам. Тем более что такую проверку поручил делать Дмитрий Анатольевич Медведев применительно к чиновникам на заседании Совета по противодействию коррупции 13 января 2011 года.
Около 500 миллиардов рублей может быть получено за счет отмены предельной величины годового дохода (463 тысяч рублей), выше которой не берут социальные взносы. Специалисты Экономической экспертной группы (ЭЭГ) подсчитали, что если установить ставку в 2% для зарплат свыше 463 тысяч рублей, то, учитывая прогноз Минэкономразвития на 2011 год, внебюджетные фонды могут дополнительно получить 38 миллиардов рублей. Повышение коснется 6,6 миллионов человек из 46,7 миллионов официально занятых наемных сотрудников. Несложный пересчет показывает, что отмена ограничений даст фондам 494 миллиардов рублей без повышения социальных взносов с 26% до 34%.
— Если облагать налогом «богатых», то логично повысить налог и для дорогой недвижимости.
— Да. Не менее 500 миллиардов рублей даст налогообложение дорогой недвижимости. Одновременно это приведет к снижению цен на недвижимость и будет способствовать обеспечению российских граждан жильем. Дело в том, что некоторым собственникам будет невыгодно годами держать «про запас» по несколько квартир для их продажи по максимальной цене. Причем, налог этот может быть установлен немедленно. Стоимость недвижимости может определять сам налогоплательщик, а налоговые органы, по опыту некоторых западных стран, должны следить за тем, чтобы стоимость не была ниже 50% рыночной стоимости недвижимости в данной местности.
— Налог на добычу полезных ископаемых является одним из самых спорных на сегодня. Ресурсодобывающие компании в один голос заявляют, что он слишком высокий, из-за чего ряд проектов становится нерентабельным.
— На самом деле, за счет совершенствования НДПИ можно получить около двух триллионов рублей. Посмотрим подробнее. По данным Экономической экспертной группы, корректировка условий обложения НДПИ в газовой отрасли к условиям нефтяной отрасли потенциально могла бы принести около одного триллиона рублей дополнительных доходов, сумму, сопоставимую с запланированной к получению от повышения страховых выплат. Кроме этого, индикативный потенциал тонкой настройки (дифференциации) НДПИ применительно к месторождениям углеводородного сырья на основе их реальной экономической оценки определяется для условий и цен 2008 г. в размере еще около одного триллиона рублей дополнительных доходов бюджета.
Помимо этого, более 500 миллиардов рублей можно получить за счет наведения порядка с возмещением НДС при экспорте сырья и полусырья. По данным ФНС, темпы роста возмещения НДС по экспортным операциям за 7 месяцев 2006 года по сравнению с аналогичным периодом 2005 года по трем основным экспортным отраслям составили: добыча и переработка нефти – 250,8%, добыча газа – 187,6%, металлургическое производство – 227,1%. И это никак не связано с ростом экспорта, который остался на прежнем уровне. В дальнейшем такая информации не публиковалась, но в 2009 году сумма возмещения НДС экспортерам составила около одного триллиона рублей. Есть основания полагать, что половина из них была возмещена незаконно. Проблема может быть решена существенным снижением (например, до 5%) ставки возмещения НДС для экспортеров сырья и полусырья. Так, например, поступил Китай в отношении экспорта около трех тысяч наименований своей продукции.
— Часто поднимаемый вопрос – повышение дивидендов госкомпаний. Вы считаете, это оправданно?
— Один триллион рублей можно получить за счет доведения дивидендных выплат крупнейших госкомпаний до нормального уровня. Для этого достаточно направлять на дивиденды хотя бы 30% чистой прибыли. Рынкам рост дивидендов по акциям также понравится. Сегодня госпредприятия дивиденды почти не начисляют. Например, одно российско-вьетнамское предприятие «Вьетсовпетро», добывающее нефти меньше чем Роснефть, до недавнего времени выплачивало на 50% долю участия российской стороны, дивидендов больше чем Роснефть, Газпром, РЖД и Сбербанк в совокупности.
— «Больная» тема – офшорные зоны. Как можно бороться с утечкой денег из страны?
— Вы правы. Ежегодно из нашей страны в офшорные зоны уходит 50 миллиардов долларов (1,5 триллиона рублей). При этом, по утверждению председателя Комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной думы Е. А. Федорова, сегодня 95% крупной российской собственности: промышленности, банков и всего остального – это не просто офшоры, но и иностранная юрисдикция. Значительные объемы средств идут сначала в Великобританию и Нидерланды (так называемые офшоропроводящие страны). Через них деньги уже уходят в офшоры на Британские Виргинские острова и Нидерландские Антилы. Около 25% выводимых из России средств идет на Кипр, который согласно постановлению нашего Центрального банка из числа офшоров исключен. Но от этого нам не легче. Именно Кипр владеет почти всеми российскими металлургическими гигантами.
Офшоры изобрели не в России, и ими пользуется не только российский бизнес. Но если россияне хранят в офшорах около 37% принадлежащих им активов, то в США и Японии эта доля не превышает 2%, в Евросоюзе – 10%. Назад в Россию в виде зарубежных инвестиций возвращается не более половины выведенных из нее средств.
Интересно отношение к офшорам в США. Выступая на втором Международном научно-практическом симпозиуме по актуальным проблемам налоговой политики, состоявшемся в Москве в апреле 2009 г., налоговый адвокат Марлен Ларо (США) рассказала, что американцы, которые прячут свои активы в офшорных банках, не доплачивают налогов на сумму в 100 миллиардов долларов в год. В хорошие времена это очень несправедливо и плохо для страны. В настоящее время это становится неприемлемым и непатриотичным. Правительство не только нуждается в деньгах, но и в прекращении подобного жульничества, что будет основой для работы президента по восстановлению общественной поддержки и доверия.
Как видим, борьба с офшорами – одна из первоочередных задач, которые собирается решать президент США Обама, чтобы «восстановить общественную поддержку и доверие». Нам бы их заботы. Ведь американцы прячут в офшорах лишь 2% принадлежащих им активов. То ли дело наши «патриоты».
С офшорами надо бороться. Тем более что речь идет, как правило, о предприятиях, построенных в СССР и попавших к нынешним хозяевам в силу сомнительных обстоятельств. А для начала, надо запретить пользоваться офшорными схемами хотя бы государственным предприятиям, за которыми сегодня числится половина собственности России и которые продают газ и нефть не напрямую, а через зарегистрированные в офшорах «Итеру», «Гунвор», «Росукрэнерго» и др., пополняя ряды долларовых миллиардеров «Форбс».
Источником дополнительных доходов бюджета может стать также наведение порядка с толлингом, который используют, производители алюминия, нефтепереработчики и др. При этом по данным Счетной палаты, проверявшей производителей алюминия, основными выгодополучателями являлись задействованные в этом механизме иностранные офшорные компании – собственники ввозимого из-за рубежа сырья на переработку и вывозимого за пределы страны продукта переработки. Ежегодный объем таких доходов составляет примерно два миллиарда долларов США.
— Какие, на ваш взгляд, есть еще не используемые на сегодня возможности увеличить доходы бюджета?
— Увеличение акцизов на табак и алкоголь, хотя бы до уровня беднейших стран Евросоюза Болгарии и Румынии может дать 400 миллиардов рублей. А введение государственной монополии на алкоголь дало бы бюджету триллионы.
Есть и ряд других менее крупных источников дополнительного дохода бюджета. Например, известно, что в российском воздушном пространстве время от времени летают самолеты европейских авиакомпаний. Россия заставляет иностранцев платить специальный сбор за пролет над своей территорией (был введен в 1983 году). В 2009 г. европейцы заплатили 419 миллионов долларов США (более 12,5 миллиардов рублей). Большую часть суммы получила компания «Аэрофлот», на 48,8% принадлежащая частным структурам.
Существенный дополнительный доход могли бы дать обязательные платежи за право разработки газовых и нефтяных месторождений госпредприятиями с большой долей участия в них частных лиц. Например «Газпром», принадлежащий на 49,98% частным инвесторам, в 2007–2010 годах совершенно бесплатно и без всяких конкурсов получил право на разработку более 30 газовых месторождений.
Очевидно, если копнуть, можно найти и другие источники. Но и так получается более 12 триллионов рублей дополнительных доходов. Эти средства были бы очень полезны и для модернизации страны, и для реформы милиции, и для обеспечения безопасности нашей страны и для решения социально-экономических проблем.
Биография
Абрамов Михаил Давыдович
Соучредитель и вице-президент ЭАЦ «Модернизация», кандидат технических наук, вице-президент Ассоциации производителей полиграфического оборудования, член Экспертного совета Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», член Экспертного совета по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики при Торгово-промышленной Палате РФ.
После окончания Московского полиграфического института (1960) работал главным механиком Феодосийской типографии, конструктором Симферопольского завода продовольственного машиностроения, начальником лаборатории надежности Рыбинского СКБ «Полиграфмаш». С 1967 по 1996 год прошел путь от младшего научного сотрудника до заведующего отделом и члена Совета директоров НИИ «Полиграфмаш». В институте занимался проблемами конкурентоспособности, надежности и машиностроительной технологии применительно к полиграфическому оборудованию. С 1991 года по настоящее время является директором основанного им малого машиностроительного предприятия.
Последние годы интенсивно занимается общими промышленными и налоговыми проблемами. Имеет десять изобретений и более 150 публикаций, в том числе с 2002 года 50 публикаций по промышленной политике и налоговому регулированию.
Комментарии
Абсолютно согласна с автором,однако вряд ли правильные инициативы Михаила Абрамова будут реализованы. Это возможно только при смене власти, т.к. лобби реальных "денежных мешков" гораздо сильнее здравого смысла. А теперешняя власть вышла не из народа, значит, будет на страже своих имущественных интересов и ее поддерживающего электората. Очень часто в период выборных компаний выливают компромат и мы узнаем, что стать депутатом, например, необходимы, мягко сказано, "немалые средства". Вопрос, может ли стать депутатом рядовой гражданин, который не стоИт у трубы или не толкает через офшорные зоны металл,нефть и т.д.? Ответ - нет. Тогда провал инициатив, ограничивающих деятелей из списка "Форбс" очевиден. Декларировать можно любые правильные вещи, только практика показывает, что у нас все делают наоборот, сначала повысят налог, через краткий период посмотрели- не прокатило, опять чуть снизили,благодетели, а о реальных вещах даже не задумались,вроде все образованные, но видимо, когда дело касается своего кармана,с претензиями на интеллект, а за державу обидно!