
В.Г. Колесников: «Намечается качественный рывок во взаимодействии налоговых и миграционных органов»
Бумажный документооборот остается главной проблемой во взаимодействии ФНС России с другими ведомствами, в том числе с Федеральной миграционной службой. Однако в последнее время в этом вопросе наметились качественные сдвиги. О том, какой формат сотрудничества налоговых органов с ФМС России существует сейчас и как он изменится в ближайшем будущем, рассказал на страницах журнала начальник Управления информатизации ФНС России Виталий Григорьевич Колесников
27.08.2010журнал «Российский налоговый курьер»Виталий Григорьевич, что лежит в основе информационного обмена c Федеральной миграционной службой?
Вы знаете, что с 1 января 1999 года, то есть со дня вступления в действие Налогового кодекса, налоговые органы ведут в установленном порядке учет физических лиц. Граждане подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства, по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств. Это прописано в пункте 1 статьи 83 НК РФ. Постановка на учет по месту жительства физического лица осуществляется налоговым органом либо на основе информации, предоставляемой органами, указанными в статье 85 Налогового кодекса, либо на основании заявления гражданина. Федеральная миграционная служба является одним из органов, на которые возложена обязанность сообщать в налоговые органы указанные сведения.
Какие сведения они представляют?
Во-первых, данные о регистрации граждан по месту жительства — согласно пункту 3 статьи 85 НК РФ.
Во-вторых, сведения о фактах первичной выдачи документов или замены документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории РФ, плюс изменения персональных данных, содержащихся во вновь выданном документе, плюс факты подачи гражданином заявления об утрате документа, удостоверяющего личность, — согласно пункту 8 статьи 85 НК РФ.
Получение налоговыми органами такой информации позволяет им своевременно произвести постановку на учет физического лица по месту жительства, а также обеспечивает наличие в налоговых органах актуальной информации о гражданах, которая используется в том числе при направлении налоговых уведомлений налогоплательщикам — физическим лицам.
Органы Федеральной миграционной службы — единственный источник сведений о физических лицах?
Нет, есть и другие источники, например органы Росреестра информируют налоговую службу об объектах недвижимого имущества, зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества, а также о лицах, являющихся правообладателями данных объектов недвижимости; органы Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России — о регистрации автотранспортных средств и их владельцах; органы ЗАГСа — о фактах рождения и, увы, смерти граждан России.
«В текущем году в трех субъектах РФ мы планируем провести пилотный проект по представлению сведений из Федеральной миграционной службы в налоговые органы в электронном виде»
Какие проблемы существуют во взаимодействии с ФМС России?
Главная сложность — отсутствие единого идентификатора персональных данных физических лиц. К сожалению, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), присваиваемый физическому лицу при постановке на учет, пока не используется органами, которые обязаны направлять сведения в налоговые органы, а ведь наличие у налоговой службы актуальной информации о персональных данных физических лиц становится обязательным условием для их однозначной идентификации, а значит, правильного определения субъекта налогообложения.
Огромной проблемой во взаимодействии налоговых органов с органами ФМС России является представление сведений на бумаге. Ежегодно в налоговые органы поступает около 8 млн. сведений о документах, удостоверяющих личность, и свыше 5 млн. сведений о регистрации по месту жительства. И если сведения о паспортах представляются в напечатанном виде, то сведения о фактах регистрации физических лиц по месту жительства в большинстве субъектов РФ представляются в рукописном виде, то есть написанными от руки самими гражданами. Мягко говоря, тяжело распознать такой текст. Поэтому на обработку одного документа сотрудник налогового органа тратит от 27 минут до одного часа.
ФНС России неоднократно на протяжении нескольких последних лет обращалась в Федеральную миграционную службу с предложением рассмотреть вопрос о представлении указанных сведений в электронном виде.
На какой стадии проработки находится данная инициатива?
Лед тронулся, 13 мая текущего года состоялось совместное совещание наших ведомств по вопросу информационного взаимодействия в электронном виде, в работе которого приняли участие первый заместитель директора ФМС России М. Л. Тюркин, заместители руководителя Федеральной налоговой службы Н.?Е. Мельников и А.С. Петрушин.
На совещании, в частности, обсуждались и были приняты решения по организации представления сведений, предусмотренных пунктами 3 и 8 статьи 85 Налогового кодекса, в электронном виде на региональном уровне, а в перспективе — на федеральном уровне. Уже в текущем году в трех субъектах Российской Федерации планируется провести пилотный проект на федеральном уровне.
Кроме того, обсуждался вопрос о применении ИНН физического лица при информационном взаимодействии налоговых органов и органов ФМС России. Использование наряду с фамилией, именем и отчеством физического лица присвоенного ему ИНН значительно сократит время на обработку поступающих сведений, а также позволит при представлении каких-либо изменений по данному физическому лицу избежать ошибок при его идентификации.
Становится вполне реальной перспектива дополнения федерального ресурса ФМС России «Российский паспорт» крайне важным реквизитом — ИНН, как неизменным и уникальным идентификатором записи о физическом лице (ни в коем случае не самого физического лица!).
Виталий Григорьевич, помимо планового представления сведений, в практике работы налоговых органов существует необходимость запрашивать паспортные данные физических лиц. Как происходит взаимодействие в этом случае?
Очень хороший вопрос. Рассматривая заявления, поданные при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (их по стране до 10 000 в день), а также при учетных действиях или в контрольной работе, налоговые органы постоянно сталкиваются с необходимостью проверки представленных либо имеющихся паспортных данных. Сегодня весь документооборот существует только в бумажном виде. В новой планируемой схеме сотрудничества с Федеральной миграционной службой будет реализован пакетный электронный веб-запрос к федеральному ресурсу ФМС России со всех уровней налоговых органов. Считанные минуты ожидания ответа, громадная экономия трудовых и временных ресурсов, абсолютно другое качество работы — если мы это осуществим, будет огромный рывок вперед!
Справка
Виталий Григорьевич Колесников, государственный советник РФ 3-го класса. Выпускник МГТУ им. Н.Э. Баумана и Финансовой академии при Правительстве РФ. Соавтор ряда изобретений в области оптического приборостроения. С 1998 года занимал руководящие должности в финансово-кредитных организациях. С 2003 года — на государственной службе в органах по финансовому оздоровлению и банкротству, в правительстве Нижегородской области, в налоговых органах. С 2009 года является начальником Управления информатизации ФНС России
Соответствующий Протокол об информационном взаимодействии между ФМС России и ФНС России при представлении сведений в электронном виде подписан 1 июня 2010 года. Приказом руководителя службы утвержден план совместной работы.
Эти документы — результат конструктивного сотрудничества двух ведомств. И мы все, кто причастен к этим договоренностям, сегодня испытываем определенное удовлетворение, особенно тогда, когда реализуем их на практике.
- 20.03.2023 Под Гвардейском предпринимательницу оштрафовали за дачу взятки налоговому инспектору
- 20.03.2023 Доходы Петербурга снизились вдвое с начала 2023 года
- 17.03.2023 Личные кабинеты налогоплательщиков заработают в апреле после устранения неполадок
- 17.03.2023 ФНС предложила сократить количество отчетов для работодателей
- 16.03.2023 Как после введения ЕНС налоговики блокируют счета налогоплательщиков
- 10.03.2023 Налоговикам предписано продолжить индивидуальные сверки с налогоплательщиками
- 15.11.2022 Приказ ФНС России от 27.06.2022 N ЕД-7-14/517@
- 26.08.2019 Приказ Минэкономразвития России от 26.06.2019 № 382
- 07.05.2019 Письмо ФНС России от 29 марта 2019 г. N СА-4-7/5804
Комментарии