
Новости / Новости ФНС / Заработная плата, налоги и пенсии -
Заработная плата, налоги и пенсии -
передача из цикла "Просто о налогах" эфир "РЕН ТВ - Брянск" 30.09.2008 г.
07.10.2008
Заработная плата, налоги и пенсии -
передача из цикла "Просто о налогах"
эфир "РЕН ТВ - Брянск" 30.09.2008 г.
Ведущий. "Зарплата в конверте - будущее без пенсии". Под таким лозунгом работники налоговых органов Брянской области вышли "на тропу войны" с "серыми" схемами оплаты труда. В союзниках у них, в первую очередь, Брянское отделение Пенсионного фонда Российской Федерации. Два этих ведомства сегодня у нас в студии представляют заместитель Управления ФНС России по Брянской области Светлана Алексеевна Жук и заместитель управляющего Брянским отделением Пенсионного фонда Российской Федерации Елена Николаевна Коваленко.
Но предварить разговор с нашими гостями я хотел бы мнением брянских жителей - как они относятся к проблеме выплаты заработной платы в "конвертах". Человека, который нанимается на работу, обычно больше всего интересует не цвет, а размер его будущей зарплаты. Поэтому, возможно, в глазах рядовых граждан получение "серых" зарплат вовсе и не является проблемой.
Вопрос интервью:
- Ваша реальная зарплата полностью соответствует той сумме, за которую вы расписываетесь в зарплатной ведомости?
Ответы:
- Нет, работодатель платит, как считает нужным.
- Получаю только то, что указано в ведомости, я работаю в бюджетной организации.
- Наличными в руки, без всяких конвертов и ведомостей.
Вопрос интервью:
- Как Вы относитесь к тому, что недобросовестные работодатели платят своим работникам "по-серому", не доплачивая государству положенные налоги?
- У меня приличная зарплата, тысяч двадцать я получаю, я сантехник квалифицированный хороший. Но зарплата у меня 5 тысяч рублей "белая". А меня устраивает "серая" зарплата, потому что я получаю наличными и вс╦. А вот если бы "белая" зарплата была, я бы мог, конечно, легко оформить в банке кредит.
- Меня устраивает.
- Конечно, минусов в "серой" зарплате много: никаких социальных гарантий ни по больничному, ни по пенсии...
С.А. Жук. Радует, что наши земляки начинают понимать, что "серые" зарплаты - это зло и не только для государственного бюджета, но, в конечном счете, для бюджета семейного. Это означает, что работа по легализации заработной платы, которую мы ведем на протяжении последних 3 лет, начинает приносить плоды, которые можно измерить не только размером денежных средств, выведенных из "тени", но и уменьшением социальной безответственности, как бизнеса, так и рядовых граждан.
Последнее - наиболее ценно, потому что бороться с "серостью" при равнодушии и соглашательской позиции самих работников очень трудно.
Ни для кого не секрет, что организации с низкими официальными зарплатами давно попали под пристальное внимание налоговых инспекций: нам хорошо известны все схемы по выплате части зарплаты "в конвертах". Борьба с такими выплатами ведется не первый год по нескольким направлениям. Хочу подчеркнуть, что речь ид╦т не о разовой акции, а о целом комплексе спланированных мер. Если на первом этапе в 2005 - 2006 году планкой в работе по легализации заработной платы мы ставили прожиточный минимум региона, то в 2007 - 2008 году ориентиром для налоговых органов служат среднеотраслевые показатели заработной платы, реальная рентабельность по видам экономической деятельности.
Во всех налоговых органах Брянской области и органах местного самоуправления работают комиссии по легализации налоговой базы, цель которых оценить соответствие выплачиваемой зарплаты с показателями финансово-хозяйственной деятельности. Они уже доказали эффективность своей работы в отношении налогоплательщиков, занятых в строительстве, оптовой торговле, выплачивавших своим работникам зарплату ниже среднеотраслевых показателей.
В пришлом году результативность комиссий, заслушавших этих работодателей, составила 95 процентов.
Период |
Поступления ЕСН и страховых взносов на ОПС (млн. руб.) |
Размер среднемесячной зарплаты (руб.) |
2005 |
5331 |
5118 |
2006 |
6554 |
6264 |
2007 |
8013 |
7989 |
2008 (полугодие) |
4522 |
9447 |
В совокупности проведенные мероприятия побудили 2748 работодателей в течение 2007 года легализовать заработную плату до среднего уровня по основному виду экономической деятельности. Ряд организаций увеличили заработную плату в 5 - 6 раз, по отдельным должностям повысив ее до 10 - 20 тыс. рублей. В результате контрольных мероприятий в отношении налогоплательщиков, применяющих "конвертные" схемы ухода от налогообложения был выявлен 21 случай использования "зарплатных" схем, доначислено единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование 16,8 млн. рублей.
В этом году в зоне особого внимания оказались налогоплательщики, занимающиеся строительством, лесозаготовкой и лесопереработкой, а также индивидуальные предприниматели, имеющие высокие доходы при расходах превышающих 95 % и не представляющие отчетность в качестве работодателей. Кроме того, на комиссии приглашены работодатели, в отношении которых поступили жалобы от работников о наличии случаев выплаты "теневой" заработной платы.
Критериями отбора налогоплательщиков на комиссию являются не только размер заработной платы, но и значительные отклонения налоговой нагрузки в сравнении с аналогичными налогоплательщиками, незначительная численность работников на предприятиях, осуществляющих виды деятельности, требующие большого количества трудовых ресурсов, наличие взаимозависимости участников финансово-хозяйственной деятельности.
На заседания комиссий приглашаются также индивидуальные предприниматели, имеющие значительные суммы доходов и не представляющие отчетность в качестве работодателя.
Таким образом, в "черный список" на 2008 год был отобран 1361 налогоплательщик, из них 1157 юридических лиц и 204 предпринимателя, которые до конца года будут заслушаны на комиссиях.
Наибольшее количество - 361 (26%) отобранных налогоплательщиков, выплачивающих заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности, занимаются оптовой торговлей.
Далее в структуре:
обрабатывающие производства - 286 (21%);
розничная торговля -175(13%);
строительство - 152 (11%);
операции с недвижимостью, аренда и предоставление услуг- 113 (8%);
прочие 274 (21%).
Как видим, выплату "серых" зарплат практикуют руководители предприятий, занятых отнюдь не низко рентабельными видами экономической деятельности. Цель работы комиссий, как в налоговых органах, так и в местных органах власти - формирование реальной налоговой базы и повышение собираемости налогов.
Ведущий. Как я понимаю, метод убеждения стал главным рычагом воздействия на несознательных работодателей. Весомое ли это оружие в борьбе с "серостью"?
С.А. Жук. Мы умеем убеждать. И это умение объясняется просто: перед заслушиванием налоговыми инспекциями проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности приглашенных, изучается их налоговое досье с целью оценки соответствия размера выплачиваемой заработной платы показателям финансово-хозяйственной деятельности. Анализируются данные об имуществе и доходах руководящих работников и учредителей, рассматривается заработная плата во взаимозависимых организациях. В случае если имеется информация о движении денежных средств, то анализируются контрагенты.
Кроме того, проводятся рейдовые мероприятия, изучается информация, опубликованная работодателями в СМИ. Используется информация работников фирм, сообщивших в налоговые органы по телефону "доверия" или в письменном виде о случаях выплаты зарплаты в конвертах. Как правило, после такой работы веские аргументы для убеждения вызванных на комиссию налогоплательщиков найти не сложно.
Для несговорчивых есть еще один аргумент: в соответствии с Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок в группу для отбора хозяйствующих субъектов для проведения выездных проверок попадают налогоплательщики, выплачивающие зарплату ниже среднеотраслевой. Поэтому в отношении тех налогоплательщиков, которые не сумели привести комиссии объективные доводы о причинах выплаты низкой заработной платы, будут проводиться выездные налоговые проверки и уже по всем налогам.
Но большинство приглашенных руководителей предпочитают не доводить ситуацию до такой критической стадии. Понимая, что их финансово-хозяйственная деятельность уже "удостоилась" внимания контролирующих органов, они стараются сделать так, чтобы это внимание не переросло в пристальный интерес и на заседание комиссии многие приходят уже с приказами об увеличении заработной платы своим работникам.
Ведущий. Вы могли бы привести конкретные примеры такой "сговорчивости"?
С.А. Жук. Примеров много, я их приведу, но, к сожалению, названия фирм и имена предпринимателей назвать не могу - налоговая тайна. Скажем так: ООО "Д", осуществляющая деятельность в строительной отрасли на комиссию представила новое штатное расписание, согласно которого заработная плата с 4,5 тыс. руб. увеличена до 9 тыс. рублей.
На заседания комиссий регулярно приглашаются индивидуальные предприниматели, имеющие значительные суммы доходов и не представляющие отчетность в качестве работодателя.
Так, индивидуальный предприниматель "М", занимающийся оптовой торговлей, до заслушивания не являлся работодателем, после заслушивания представил отчетность в качестве работодателя, размер уплаченного налога за полугодие составил 411 тыс. рублей.
Индивидуальный предприниматель "К" также занимающийся оптовой торговлей представил отчетность с начислением ЕСН, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налога на доходы физических лиц на сумму 222 тыс. рублей.
С начала года на комиссиях уже заслушаны 1043 налогоплательщика из числа, попавших в 2008 году в группу риска и получивших приглашение к нам на "ковер". Мероприятия, проводимые по легализации заработной платы, дали 36 млн. руб. дополнительных поступлений в бюджет, в том числе единый социальный налог и страховые взносы на ОПС составляют 23 млн. рублей и 13 млн. рублей - налог на доходы физических лиц.
Ведущий. Возникает вопрос: каким образом налоговые органы "выходят" на организации и фирмы, в которых сотрудникам выплачивается "серая" зарплата?
С.А. Жук. Обнаружив довольно небольшие зарплаты сотрудников, налоговые органы тщательно изучают документы и ищут источники наличных денежных средств. Нахождение такого источника становится одним из аргументов недобросовестности налогоплательщиков.
Довольно часто налоговые органы в качестве доказательств, свидетельствующих о выплате зарплаты "в конверте", используют свидетельские показания работников. Веским аргументом становятся документы, из которых следует, что выданная зарплата больше начисленной (различные ведомости, расчеты и т.п., в том числе и в компьютерном виде), объявления о приеме на работу с обещанием платить большую зарплату, чем затем реально выдается и т.д.
Поводом для проверки обязательно становится жалоба уволенного работника. Таким образом, подозрения в выплате "черных" и серых" зарплат вызывают различные факторы, все чаще они становятся поводом для судебных разбирательств, которых в целом по России из года в год становится все больше и больше.
Кстати, пользуясь случаем, я напомню телезрителям номер телефона "горячей линии" Управления ФНС России по Брянской области, по которому вы можете пожаловаться на недобросовестных работодателей - 67-38-20. Мы принимаем и анонимные звонки, но если вы действительно заинтересованы в том, чтобы огромный объем работы, который мы проводим по проверке указанных вами фактов, дал результаты, то вы должны понимать, что важен не только сам "сигнал", но и ваши открытые свидетельские показания, которые могут стать одним из главных аргументов.
Ведущий. Кто чаще всего звонит по этому телефону?
С.А. Жук. Чаще всего - развед╦нные ж╦ны, получающие незначительные алименты от "серой" зарплаты бывших мужей. Кстати, на телефон горячей линии, созданной для жалоб на работодателей, пользующихся незаконной системой оплаты труда, все чаще поступают звонки от людей предпенсионного возраста, которых волнуют начисления в личный пенсионный фонд.
Ведущий. Надеюсь, все мы доживем до определенного благословенного возраста, который называется выходом на пенсию, вот здесь, если верить работникам Пенсионного фонда, и начнутся главные негативные последствия для тех, кто соглашался получать свою заработную плату "мимо кассы". Заработная плата, налоги и пенсии в условиях проводимой с 2002 года пенсионной реформы оказались еще в более тесной взаимосвязи, чем это было в старой пенсионной модели. Елена Николаевна, какая здесь взаимосвязь, насколько заработная плата и налоги повлияют на размер будущей пенсии человека?
Коваленко Е.Н. Отделение благодарит руководство Управления ФНС, пригласившее нас поучаствовать в сегодняшней передаче, которая действительно является очень важной. Наши граждане, к сожалению, не прониклись пониманием того, что к пенсии необходимо готовиться, как говорится, смолоду, и от того какие суммы страховых взносов, начисленных на их заработную плату на страховую и накопительную части пенсии, поступят в Пенсионный фонд Российской Федерации и будут учтены на их индивидуальном лицевом счете зависит размер их будущей пенсии.
Ведущий: Но прежде, чем развить эту тему приведем некоторые статистические данные.
На 1 июля 2008 года численность пенсионеров в Брянской области составила 411 751. Средний размер их пенсии составил 3794,3 руб., что выше прожиточного минимума пенсионера в Брянской области на 604,3 руб.
150 тысячам пенсионеров области (36% от общего числа получателей) при расчете страховой части трудовой пенсии задействованы суммы страховых взносов на страховую часть пенсии, перечисляемые работодателем после 01.01.2002 года.
Ведущий: Из Ваших слов о том, что к пенсии нужно готовиться смолоду, следует, что речь пойдет не о нынешних пенсионерах, а о более молодом поколении.
Коваленко Е.Н. Да, действительно хотелось бы обратить внимание именно тех, кому до пенсии еще 20-30 лет, на то, что сейчас не существует порядка, как это было в старом пенсионном законодательстве, при котором возможно было поработать последние перед выходом на пенсию год или два с более высокой заработной платой и заработать максимальную (на то время) пенсию, стажа к моменту выхода на пенсию, как правило, бывает достаточно у всех.
Для молодого поколения будущая пенсия формируется на протяжении всей их жизни и трудовой деятельности исходя из тех страховых взносов, которые будут перечислены в Пенсионный фонд и самое главное эти граждане могут и должны участвовать в формировании своей будущей пенсии за счет ее накопительной части. И от того насколько активно они будут этим вопросом заниматься, и зависит конечный результат, а именно размер будущей пенсии.
Ведущий: Каким образом я могу повлиять на формирование моей будущей пенсии?
Коваленко Е.Н. Здесь несколько путей. Во-первых, недопущение заработной платы "в конверте", поскольку в таком случае страховая часть пенсии, зависящая от страховых взносов, также будет низкая.
Во-вторых, это участие в управлении денежными средствами, перечисляемыми на накопительную часть пенсии, путем выбора управляющей компании, которая будет осуществлять инвестирование денежных средств на накопительную часть пенсии.
И следующий путь это участие в программе софинансирования государством пенсионных накоплений, вступающей в действие с 1 октября 2008 года в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 N 56-ФЗ.
Все инструменты для реализации права граждан на формирование своей будущей пенсии имеются. Это: нормативная база; профессиональные кадры органов Пенсионного фонда; информационно-разъяснительная работа, проводимая нашими органами; это и создание трансферт-агенств, которые дают возможность гражданам оформить соответствующее заявление о выборе управляющей компании более удобным способом, не обращаясь в органы Пенсионного фонда; распространение системы негосударственных пенсионных фондов, которых на территории Брянской области на настоящее время - 8.
Ведущий: А много ли у нас в области граждан, которые все-таки заинтересовались этим вопросом и распорядились своими средствами, выбрали себе управляющую компанию?
Коваленко Е.Н. К сожалению, несмотря на проводимую нами работу прослеживается пассивность граждан. По состоянию на 01.09.2008 года распорядились денежными средствами путем подачи заявления о выборе управляющей компании 2416 человек, что составляет только 0,4 % от числа тех, кто мог этим правом воспользоваться.
Ведущий: И что можно сделать, чтобы заинтересовать людей?
Коваленко Е.Н. Законодатели предприняли дополнительные меры путем принятия Закона, о котором я уже упоминала. Это 56 Федеральный закон, которым определена возможность и механизм участия каждого гражданина, причем не только молодого, но и не зависимо от возраста, в накоплении будущей пенсии за счет собственных перечислений и государство в равной доле будет софинансировать данные накопления.
Ведущий: Кто и каким образом может стать участником программы софинансирования?
Коваленко Е.Н. Любой гражданин, начиная с 16 лет, независимо от профессии, рода занятий. Реализация программы начнется с 1 января 2009 г., но стать ее участником можно уже с 1 октября 2008 года. Для этого гражданину необходимо лично подать заявление о добровольном вступлении в систему софинансирования в Управление ПФР по месту жительства или через своего работодателя и, начиная с 1 января 2009 года, вносить не менее 2 000 руб. в год.
Ведущий: И какую сумму добавит государство?
Коваленко Е.Н. На каждый взнос гражданина государство добавит сумму, равную уплаченным застрахованным лицом дополнительным страховым взносам, но не более 12 000 руб. в год. Для лиц, продолжающих трудовую деятельность после достижения пенсионного возраста и не оформивших пенсию, государство добавит сумму, в 4 раза превышающую размер взносов, но не более 48 000 руб. в год.
Ведущий. С какого срока и в каком возрасте будет назначаться накопительная часть трудовой пенсии?
Коваленко Е.Н. Накопительная часть пенсии будет назначаться с 2013 года мужчинам, достигшим возраста 60 лет, женщинам, достигшим возраста 55 лет.
Специалисты негосударственного Пенсионного фонда "Русь", который действует на территории области, просчитали, что те граждане, которым до пенсии 30 лет, которые будут в течение 10 лет перечислять 12 тысяч в год на накопительную часть пенсии, и государство добавит еще такую же сумму, исходя из накопленных средств и с учетом инвестиционного дохода за 30 лет, будут иметь прибавку только к накопительной части пенсии около 12,5 тысяч рублей.
Ведущий: Думаю, нынешнее поколение боится строить планы на такие далекие перспективы как 30 лет, в первую очередь, боясь за сохранность денежных средств. Имеются ли какие-то механизмы, гарантирующие защиту этих средств?
Коваленко Е.Н. Деньги на накопительную часть пенсии являются федеральной собственностью, и государство гарантирует сохранность средств. Причем предусмотрен и уже действует механизм, позволяющий в случае смерти гражданина до установления ему накопительной части пенсии, перечисленные на накопительную часть пенсии средства выплачивать правопреемникам. Такие выплаты произведены в области 363 гражданам на общую сумму около 2 миллионов рублей.
Не решенным остается вопрос о выплате остатка денежных средств правопреемникам в случае, когда накопительная часть пенсии будет установлена, но не получив сумму в полном объеме гражданин умрет. Но накопительная часть пенсии будет назначаться только с 2013 года и за это время в целях большей заинтересованности и привлечения граждан к участию в программе софинасирования, мы думаем, будет принято законодательное решение о выплате этих средств.
Ведущий: Действительно, сейчас в средствах массовой информации все более широко освящается мнение правительственных структур о необходимости более активного привлечения граждан к формированию своей пенсии. Но мы знаем истинное положение дел, что, к сожалению, у многих заработная плата остается низкой, и что можно накопить при такой ситуации.
Коваленко Е.Н. Действительно аналитики признают, что в настоящее время участвовать в программе добровольного накопления могут только 10-12 % работающих, но эта программа рассчитана на перспективу и, мы полагаем, что правительство будет предпринимать меры не только по привлечению граждан к перечислению средств на свою пенсию, но и к повышению уровня заработной платы.
Отдел работы с налогоплательщиками и СМИ
Комментарии
Я РАБОТАЮЩИЙ ПЕНСИОНЕР ДОЛЖНЫ ЛИ С МЕНЯ БРАТЬ НАЛОГ С ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И В КАКОМ РАЗМЕРЕ?
я платила налоги с 1998по 2008г какая прибавка к пенсии мне полагается?