Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Новости / Новости ФНС / Организация и контроль торговли на рынках.

Организация и контроль торговли на рынках.

Управление ФНС России по Тамбовской области информирует

22.08.2008

Организация и контроль торговли на рынках

Управление ФНС России по Тамбовской области информирует

С 11 апреля 2007 года Федеральным законом от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской федерации" (далее - Федеральный закон от 30.12.2006 N 271-ФЗ) введены в действие новые правила организации деятельности розничных рынков, организации и осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность. Вместе с тем, Федеральный закон от 30.12.2006 N 271-ФЗ не распространяется на следующие виды деятельности: деятельность по продаже энергетических ресурсов на розничных рынках и деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на ярмарках, организуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления вне пределов розничных рынков и имеющих временный характер. Порядок организации деятельности ярмарок на территории Тамбовской области утвержден постановлением администрации Тамбовской области от 18.04.2007 N 398.

Основные понятия

Розничный рынок - имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места. Рынки подразделяются на универсальные и специализированные.

Специализированный рынок - розничный рынок, на котором 80 и более процентов торговых мест от их общего количества предназначено для осуществления продажи товаров одного класса, определяемого в соответствии с номенклатурой товаров, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли.

Сельскохозяйственный рынок - специализированный рынок, на котором осуществляется продажа сельскохозяйственной продукции в соответствии с перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.05.2007 N 297, тогда как сельскохозяйственным кооперативным рынком является сельскохозяйственный рынок, управление которым осуществляется управляющей рынком компанией, зарегистрированной в соответствии с законодательством Российской Федерации в форме сельскохозяйственного потребительского кооператива, и на котором осуществляется продажа сельскохозяйственной продукции в соответствии с перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.05.2007 N 297.

Управляющая рынком компания - юридическое лицо, которому принадлежит рынок, которое состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения рынка и имеет разрешение на право организации рынка, полученное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Товаропроизводитель - зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, а также гражданин (в том числе гражданин, ведущий крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство или занимающийся садоводством, огородничеством, животноводством), которые являются производителями и осуществляют продажу товаров собственного производства.

Реестр продавцов - перечень сведений о продавцах, формируемый управляющей рынком компанией и отвечающий требованиям, установленным Федеральным законом от 30.12.2006 N 271-ФЗ.

Реестр договоров о предоставлении торговых мест - формируемый управляющей рынком компанией и отвечающий требованиям Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ перечень сведений, которые предоставлены лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест.

Организация розничного рынка и торговли

Организация розничного рынка, а также организация и осуществление деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке должны соответствовать требованиям Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ.

Рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка, на основании разрешения, выданного органом местного самоуправления.

Разрешение на право организации рынка выдается на основании заявления, поданного юридическим лицом в соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования. Разрешение выдается на срок, не превышающий пяти лет.

Юридическое лицо, получившее разрешение, признается управляющей рынком компанией.

В соответствии с постановлением администрации Тамбовской области от 11.05.2007 N 507 для организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынках управляющие рынком компании вправе использовать исключительно капитальные здания, строения, сооружения. Организация и предоставление торговых мест, не предусмотренных схемой размещения, не допускаются. При этом максимальный размер торгового места не может превышать пяти квадратных метров (постановление администрации Тамбовской области от 30.07.2007 N 855).

Перечень требований к оборудованию рынка содержится в постановлении администрации Тамбовской области от 11.05.2007 N 507.

Так, оборудование рынка осуществляется управляющей рынком компанией и на рынке должны быть:

- оборудованы торговые места в соответствии со схемой их размещения, административно-хозяйственные помещения и места общего пользования;

- доступное для обозрения покупателей место, на котором размещена информация о схеме размещения на рынке торговых мест, о порядке и об условиях их предоставления, в том числе о размере платы за предоставление торгового места, о наличии свободных торговых мест и об их назначении, а также о сроках прекращения действия договоров о предоставлении торговых мест и прочая информация.

В целях организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке управляющей рынком компанией:

1) разрабатывается и утверждается схема размещения торговых мест, а также обеспечивается их предоставление;

2) обеспечивается соблюдение лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест, и продавцами требований законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иных предусмотренных законодательством Российской Федерации требований;

3) обеспечивается соблюдение лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест, и продавцами требований законодательства Российской Федерации о применении ими контрольно-кассовых машин при расчетах с покупателями;

4) осуществляются формирование и ведение реестра продавцов и реестра договоров о предоставлении торговых мест;

5) осуществляются оформление и выдача карточек продавцов;

6) осуществляется проверка соответствия продавцов и занимаемых ими торговых мест требованиям, установленным Федеральным законом от 30.12.2006 N 271-ФЗ. Указанная проверка в обязательном порядке проводится ежедневно до начала работы рынка. В случае выявления нарушений при проведении указанной проверки управляющая рынком компания должна принять необходимые меры по устранению выявленных нарушений или в этот же день уведомить соответствующие контрольные и надзорные органы.

Определение торгового места, деятельность
по передаче в аренду торговых мест

Торговое место - место на рынке (в том числе павильон, киоск, палатка, лоток), специально оборудованное и отведенное управляющей рынком компанией, используемое для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) и отвечающее требованиям, установленным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится рынок, и управляющей рынком компанией. Требования к размещению и порядку предоставления торговых мест изложены в статье 15 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ.

Торговые места предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам на основании договора с управляющей компанией. Срок договора не может превышать пять лет и определяется сроком действия разрешения, выданного управляющей компании.

Типовая форма договора о предоставлении торговых мест, а также Порядок его заключения утверждены постановлением администрации Тамбовской области от 18.04.2007 N 399, которым также утверждены формы заявления для получения разрешения на право организации розничного рынка, уведомления о выдаче разрешения на право организации рынка и уведомления об отказе в выдаче разрешения на право организации рынка.

Договор заключается на каждое торговое место с указанием размера и условий внесения платы за его пользование. Торговое место, переданное по договору, не может быть передано в субаренду третьим лицам.

Управляющая компания формирует и ведет реестр заключенных договоров о предоставлении торговых мест. В реестр договоров включаются сведения, предоставленные лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест, а также в нем указываются назначение торговых мест, места их расположения, сроки их предоставления и реквизиты договоров о предоставлении торговых мест.

Кроме того, управляющей рынком компанией формируется и ведется реестр продавцов. Компания должна обеспечить своевременное и точное внесение записей в реестр продавцов, а также полноту и достоверность предоставляемых по запросам органов государственной власти или органов местного самоуправления сведений из реестра.

Ведение реестра продавцов осуществляется управляющей рынком компанией на бумажных и (или) электронных носителях в течение всего срока действия разрешения.

Федеральным законом от 30.12.2006 N 271-ФЗ установлено, что на сельскохозяйственных рынках отечественным товаропроизводителям должно отводиться не менее 50 процентов торговых мест от общего количества.

Торговые места на сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынках должны предоставляться с учетом дополнительных требований, установленных ст.ст. 16 и 17 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ и постановлением администрации Тамбовской области от 11.05.2007 N 507, а именно:

1. Не менее 50 процентов всех лиц, заключивших договор о предоставлении торговых мест на рынке, должны составлять:

- товаропроизводители - на сельскохозяйственном рынке;

- члены потребительского кооператива - на сельскохозяйственном кооперативном рынке.

2. Должны быть предусмотрены места для торговли сельскохозяйственной продукцией, не прошедшей промышленную переработку, с автотранспортных средств (п. 3 ст. 16, п. 2 ст. 22 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ, п.14 постановления администрации Тамбовской области от 11.05.2007 N 507).

3. Между управляющей компанией и продавцами должны быть заключены договоры о предоставлении торгового места в соответствии с типовыми формами, утвержденными постановлением администрации Тамбовской области от 18.04.2007 N 399:

- на розничном рынке между управляющей рынком компанией и юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем;

- на розничном рынке между управляющей рынком компанией и гражданином, ведущим личное подсобное хозяйство или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством;

- на сельскохозяйственном рынке и сельскохозяйственном кооперативном рынке между управляющей рынком компанией и юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем и гражданином, ведущим личное подсобное хозяйство или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством.

Налогообложение предпринимательской деятельности
по оказанию услуг по передаче во временное владение
и (или) пользование стационарных торговых мест

С 1 января 2006 года на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД) переведена предпринимательская деятельность по оказанию услуг по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей (пп. 13 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ (НК РФ)).

Под стационарным торговым местом следует понимать торговое место, используемое для совершения сделок купли-продажи, которое расположено в стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов (залов обслуживания посетителей), то есть торговой сети, расположенной в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов.

К данной категории торговых объектов относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски и другие аналогичные объекты, в том числе обособленные объекты организации розничной торговли, размещенные на земельных участках и не подлежащие перемещению в течение всего периода времени, предусмотренного договорами на их размещение (установку) и (или) договорами их аренды или субаренды (палатки, ларьки, контейнеры, боксы и т.д.).

Предпринимательская деятельность по передаче во временное владение и (или) пользование указанных стационарных торговых мест подлежит переводу на ЕНВД.

Кроме того, ЕНВД облагается предпринимательская деятельность управляющей компании по передаче в аренду:

- стационарных торговых мест, оборудованных прилавками и находящихся как в помещениях рынков, так и на прилегающей территории;

- тентовых модулей, изготовленных из стального сварного каркаса и металлических профлистов;

- торговых мест в здании торгово-офисного назначения под организацию отдельно стоящих прилавков;

- стационарных торговых мест под контейнеры, киоски, бутики, торговые площади, расположенных на территории рынка.

Если организация сдает в субаренду стационарные торговые места, которые выделены в правоустанавливающих и (или) инвентаризационных документах на принадлежащее ей на правах аренды здание как отдельные торговые места, то данный вид предпринимательской деятельности может быть переведен на уплату ЕНВД. Если же организация передает в субаренду площади, на которых арендаторы сами оборудуют торговые места, и при этом в правоустанавливающих и (или) инвентаризационных документах данные площади не обозначены как отдельные стационарные торговые места, то указанная предпринимательская деятельность не может быть переведена на уплату ЕНВД.

Для целей применения п.п. 13 п. 2 ст. 346.26 НК РФ здания и сооружения не признаются стационарными торговыми местами. Поэтому предпринимательская деятельность по передаче в аренду зданий и сооружений не подлежит переводу на ЕНВД.

Кроме того, под применение ЕНВД не подпадает предпринимательская деятельность по передаче во временное владение и (или) пользование:

- земельных участков и площадок (в т.ч. расположенных на территории открытых колхозных, вещевых и продовольственных рынков) для организации на них торговых мест, мест оказания услуг общественного питания и иных услуг;

- торговых мест в виде перемещаемых прилавков (лотков), размещенных на земельных участках открытых колхозных, вещевых и продовольственных рынков;

- зданий (их частей), строений и сооружений (в том числе автозаправочных станций) для ведения в них деятельности в сфере розничной торговли; а также зданий (их частей), строений и сооружений (палаток, ларьков, киосков, контейнеров и т.п.) для использования в целях, не связанных с розничной торговлей (например, для оказания услуг общественного питания);

- асфальтированных открытых площадок;

- складских помещений;

- частей здания рынка, на которых предприниматели самостоятельно устанавливают холодильные прилавки;

- столов, выставляемых только на период рабочего времени.

Вышеназванные виды деятельности подпадают под применение общепринятой или упрощенной системы налогообложения.

Осуществление контроля
за организацией торговли на розничных рынках

Федеральный закон от 30.12.2006 N 271-ФЗ регулирует отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность.

Организация деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке регулируется гл. 4 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ. Так, п. 6 ч. 1 ст. 14 гл. 4 установлено, что управляющей рынком компанией обеспечивается соблюдение лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест, и продавцами требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовых машин при расчетах с покупателями.

Согласно ч. 5 ст.15 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ установлено, что, заявителем должны быть представлены копии карточек регистрации контрольно-кассовой техники.

Кроме того, п. 3 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ установлено, что при осуществлении деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке продавцы должны в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производить расчеты с покупателями за товары (работы, услуги) с применением контрольно-кассовых машин.

Таким образом, контрольно-кассовая техника должна применяться во всех случаях, установленных Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".

Это правило общее и должно применяться во всех случаях за исключением тех, которые оговорены в п. 3 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ, где перечислены виды деятельности, при осуществлении которых организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, в частности, при торговле на рынках, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами.

Следует иметь в виду, что согласно ст.22 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) с автотранспортных средств на рынке за исключением случаев, предусмотренных статьями 16 и 17 закона (особенности предоставления торговых мест на сельскохозяйственном и сельскохозяйственном кооперативном рынке) запрещается.

При оценке торгового места предпринимателя в первую очередь оценивается обустроенность места торговли, его приспособленность к показу и сохранности товара для постоянного режима торговли, нахождение на одном специально отведенном месте.

Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю продовольственными товарами в павильонах, расположенных на рынках, из обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара, торговых мест и при торговле непродовольственными товарами внутри крытых рыночных помещений, обязаны применять контрольно-кассовую технику при осуществлении ими наличных денежных расчетов с покупателями.

При решении вопроса об определении продовольственных и непродовольственных товаров следует руководствоваться общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301 (ред. от 01.05.2006), и перечнем товаров, подлежащих обязательной сертификации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1013 (в ред. постановлений Правительства Российской Федерации от 24.05.2000 N 403, от 29.04.2002 N 287, от 10.02.2004 N 72, от 17.12.2005 N 775).

В случае отсутствия на момент проверки у продавца необходимых документов, позволяющих его идентифицировать, информацию о нем можно получить из карточки продавца.

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2006 N 271-ФЗ деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке осуществляется продавцом только при наличии карточки продавца, которая выдается при заключении договора о предоставлении торгового места.

В карточке продавца должны быть указаны:

1) наименование и тип рынка;

2) сведения о продавце, включающие в себя фамилию, имя и (в случае, если имеется) отчество физического лица, данные документа, удостоверяющего его личность, сведения о его гражданстве и правовые основания его привлечения к деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке;

3) место расположения торгового места в соответствии со схемой размещения торговых мест;

4) сведения о лице, которому торговое место предоставлено по договору о предоставлении торгового места.

В карточку продавца, заверенную управляющей рынком компанией, также должна быть вклеена фотография физического лица, непосредственно осуществляющего деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке, за исключением случая осуществления такой деятельности на сельскохозяйственном рынке, сельскохозяйственном кооперативном рынке.

Согласно ст. 20 "Основных требований к планировке, перепланировке и застройке розничного рынка, реконструкции и модернизации зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений" (утв. постановлением администрации Тамбовской области от 11 мая 2007 г. N 507) продавец, осуществляющий продажу товаров, должен иметь на торговом месте:

- вывеску с указанием наименования организации, информации о месте ее нахождения;

- книгу отзывов и предложений;

- документы, указывающие источник поступления товаров,

- документы, подтверждающие качество и безопасность товаров;

- медицинскую книжку установленного образца;

- карточку продавца.

Управляющей рынком компанией осуществляются формирование и ведение реестра договоров о предоставлении торговых мест в соответствии с требованиями закона. В реестр договоров о предоставлении торговых мест включаются сведения, предоставленные лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест, а также в этом реестре указываются назначение торговых мест, места их расположения, сроки их предоставления и реквизиты договоров о предоставлении торговых мест. Управляющая рынком компания должна обеспечить своевременное и точное внесение записей в реестр договоров о предоставлении торговых мест, а также полноту и достоверность предоставляемых по запросам органов государственной власти или органов местного самоуправления сведений из реестра договоров о предоставлении торговых мест.

Для выявления случаев незаконного занижения управляющей рынком компанией своей налогооблагаемой базы необходимо в ходе проведения оперативных проверок продавцов на рынке проводить сверку данных реестра договоров с фактическим наличием проверенных продавцов на рынке.

Типовая форма договора о предоставлении торгового места, установленная постановлением администрации Тамбовской области от 18.04.2007 г. N 399, предусматривает цену договора и форму оплаты. Если договор с конкретным продавцом, который не внесен в реестр договоров управляющей компанией, предусматривает безналичную форму оплаты, необходимо провести проверку порядка применения контрольно-кассовой техники управляющей компанией при получении оплаты от продавца.

Ответственность управляющей рынком компании
по организации деятельности на розничных рынках

Организация деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке возложена на управляющую рынком компанию.

В рамках этой деятельности управляющая компания должна ежедневно осуществлять проверку продавцов и занимаемых ими торговых мест. В случае выявления нарушений управляющая компания должна принять меры по их устранению или в этот же день уведомить соответствующие контрольные и надзорные органы (часть 10 ст. 14 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ).

Неисполнение управляющей компанией обязанностей, возложенных на нее законом, может послужить основанием для привлечения к административной ответственности, как самой компании, так и ее должностных лиц (нарушение градостроительных и строительных норм, несоблюдение требований пожарной безопасности, санитарно-эпидемических требований, непредставление информации контролирующим органам и т.д.) вплоть до административного приостановления деятельности компании.

Кроме того, если ненадлежащее исполнение обязанностей управляющей компанией создало условия (явилось причиной) совершения административного правонарушения продавцом или лицом, заключившим договор о предоставлении торгового места, судья орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, на основании ст. 29.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) вносят представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Непринятие названных мер влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 19.6 КоАП РФ.

На управляющую рынком компанию статьями 18, 19 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ возложена обязанность по ведению реестра продавцов и реестра договоров о предоставлении торговых мест. Информация из названных реестров может быть запрошена налоговой инспекцией и использована в целях налогового контроля.

В случае непредставления (несвоевременного представления) или выявления недостоверности представленной информации должностным лицом налогового органа составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ, который направляется для рассмотрения в суд.

Отдел оперативного контроля и применения ККТ
Управления ФНС России по Тамбовской области

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок