Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Новости / Налогообложение / ВАС запретит налоговикам повторные выездные проверки

ВАС запретит налоговикам повторные выездные проверки

Президиум ВАС может вынести прецедентное решение

05.03.2010

Прецедентное решение президиум ВАС может вынести по спору «Дирол кэдбери» с ИФНС № 9 по Новгородской области, сообщает газета "Ведомости".

Сейчас налоговики вправе провести повторную выездную проверку, если организация подает уточненную декларацию, которая уменьшает ее обязательства перед бюджетом. Часто они изучают правильность уплаты не только тех налогов, которые предприятие просит вернуть из казны, но и всех остальных, отмечает партнер «Налоговой помощи» Сергей Шаповалов: в итоге компании боятся подавать «уточненки». Данную возможность налоговые инспекторы получили с 2007 г., напоминает руководитель аналитической службы «Пепеляев групп» Вадим Зарипов. После этого исправление любой строчки в декларации, даже ошибки, грозит полномасштабной проверкой, говорит он. Зарипов рассказывает, что некоторым организациям, которые пытались уточнить налог в сторону снижения, налоговики обещали более жесткую проверку, чем обычно: «Налоговики шутят: что в бюджет упало, то пропало».

«Дирол кэдбери» попыталась поменять эту практику. Компания оспорила решение инспекции о повторной выездной проверке, в связи с подачей уточненной декларации по налогу на прибыль, в которой убыток за 2005 год был увеличен более чем в 10 раз — с 28,6 млн. до 307 млн. рублей. «Уточненка» была подана после окончания выездной проверки, но до вынесения решения по ее результатам. Именно нежеланием инспекторов учесть «уточненку» и недовольна «Дирол кэдбери». Компания проиграла спор в первой инстанции, но выиграла в апелляции и кассации, после чего инспекция обратилась в ВАС.

Дело подлежит рассмотрению президиумом, пришла к выводу тройка судей ВАС. Повторная проверка возможна, однако она не должна быть тотальной, отмечается в определении тройки: налоговики имеют право проверять лишь «те данные уточненной декларации, изменение которых повлекло уменьшение» налогов.

Представители компании и ФНС отказались от комментариев. Дата рассмотрения дела президиумом ВАС пока не назначена.

Разместить:
Сомов Леонид
5 марта 2010 г. в 17:34

Проблема, поднятая заявителем по этому делу, активно обсуждается в профессиональном сообществе уже давно. Действительно, процедура повторных проверок, а также проверок, связанных с подачей уточненных деклараций, урегулирована в НК РФ не достаточно качественно, в связи с чем налоговые органы зачастую злоупотребляли своими правами на такие проверки. Последние прецеденты арбитражной практики дают надежду, что если не Законодатель, то хотя бы ВАС РФ готов несколько исправит ситуации. Известное дело «ВАРМ против налоговых органов» внесло некоторую определенность в процедуру проведения повторной проверки, решение по которой пыталось «реанимировать» эпизод, который был отражен в решении по первичной проверке и затем успешно оспорен в суде. Однако, как показала дальнейшая арбитражная практика, дело ВАРМА не наложило абсолютное вето на повторные проверки после решения суда. Дело FMCG гиганта - Дирол-Кэдбэрри , которое сейчас рассматривается в ВАС РФ, из той же серии. Ходят слухи, что ВАС РФ примет решение в пользу налогоплательщика и запретит налоговым органам проверять те эпизоды, которые не подверглись изменению в связи с подачей уточненной декларации и были ранее проверены налоговым органом.Очевидно, что проведение повторной налоговой проверки всей декларации при изменений только одного эпизода, нарушает права добросовестного налогоплательщика. Но а что, если налогоплательщик окажется недобросовестным? Простая ситуация: налогоплательщик заявил декларацию по налогу на прибыль, где указал 100 руб. в расходах. Налоговый орган провел проверку этой декларации, допустим, даже изучил все первичные документы, подтверждающие расходы. Затем налогоплательщик подает уточненную декларацию, где дозаявляет еще 100 руб. расходов за тот же период. Причем в подтверждение расходов предоставляет те же (!) первичные документы, которые предоставлял при подаче первичной декларации. Формально налоговый орган будет не в праве проверить дозаявленные расходы в комплексе с расходами, ранее заявленными, тогда как по сути налогоплательщик дважды заявил одни и те же расходы. И опять-таки формально повторно заявленные расходы и первичные документы к ним будут абсолютно соответствовать всем нормам НК РФ. А если учесть, что в рамках КНП налогоплательщик вообще может не предоставлять какие-либо дополнительные документы по налогу на прибыль, если не применял какой-либо льготы, то у налогового органа вообще не будет возможности разобраться, какие расходы налогоплательщик заявлял изначально, а какие при подаче уточненки. Вот простой пример, как легко перешагнуть тонкую грань баланса между публичными и частными интересами. Кроме того, зачастую уточнение каких-либо одних расходов или вычетов по налоговой декларации требует проверки порядка расчета всей налоговой базы. Например, если речь идет о раздельном учете НДС или о распределении прямых и косвенных расходов. Допустим, налогоплательщик реклассифицировал часть прямых расходов на оплату труда в косвенные и заявил их в уточненной налоговой декларации как общее увеличение расходов . При этом прямые расходы умышленно или по ошибке не уменьшил. Если первичная декларация была проверена без претензий со стороны фискалов, то они уже не смогут проверить порядок расчета прямых расходов. Не секрет также, что в рамках КНП налоговые органы серьезно проверяют не более 10% первичных деклараций, порой даже повторные декларации с суммой налога к уменьшению не подврегаются проверке и налоговые органы автоматически отражают переплату - у них просто не хватает рук. Если же ВАС РФ помимо всего прочего призюмирует, что по умолчанию любая декларация, принятая фискалами, подверглась налоговой проверке, что, впрочем прямо следует из действующих норм НК РФ, и одновременно лишат налоговые органы права на повторную проверкеу уточненной декларации, то это может привести к тому, что налоговые органы потребуют расширения своего штата, поскольку им придется серьезно проверять каждую первичную декларацию, потому что при подачи уточненной у них уже не будет возможности вернуться к первичной. Так что ВАСу РФ предстоит решить непростую задачу: с одной стороны сформулировать позицию, которая не позволит налоговым органам повторно проверять то, что они уже проверили, а другой с стороны – не оставить налогоплательщику возможности для злоупотребления.

Александр Иванов
7 марта 2010 г. в 10:35

Думаю, что данное решение серьезно осложнит работу налоговиков. Посмотрим на отзывы ФНС и Минфина!?

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок