Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Новости / Налогообложение / Шохин о налогах

Шохин о налогах

Прошло интервью с Александром Шохиным, президентом Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей) (РСПП).

19.07.2006

Как часто к предложениям вашего союза по законодательному и нормативному обеспечению экономического развития прислушиваются законотворники?\

Очень надеюсь, что это не сознательное искажение термина "законодатели". Надеюсь, что наши депутаты – это не затворники, которые пишут законы, не общаясь с внешним миром, в том числе с бизнесом. Одна из главных задач РСПП – прозрачное, транспарентное лоббирование интересов предпринимательства и бизнеса в целом. РСПП – это не профсоюз олигархов или организация крупного бизнеса. Мы свою миссию видим в защите интересов бизнеса в целом, включая малый и средний. Мы используем для этого все площадки, от встреч с президентом до лоббирования интересов бизнеса в Государственной думе. Многое за последнее время удалось сделать. В частности, недавно принятые поправки в Налоговый кодекс во многом отражают позицию бизнеса по упорядочиванию налогового администрирования. Чего конкретно нам удалось добиться от правительства и Думы. Во-первых, изменена концепция камеральной налоговой проверки, в частности налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика какие-либо еще документы, кроме тех, которые прямо поименованы в Налоговом кодексе. При выявлении ошибок налоговый орган не только вправе, но и обязан сообщить об этом налогоплательщику для предоставления пояснений. В случае выявления нарушений составляется акт, по которому рассматриваются возражения налогоплательщика. И только по итогам их рассмотрения выносится окончательное решение о наличии нарушения. Регламентирована также процедура выездной налоговой проверки. В настоящее время, несмотря на установленный кодексом срок проверки – два месяца – она может длиться бесконечно, так как в срок проверки засчитывается только время фактического нахождения проверяющих у налогоплательщика. Кроме того, проверка может быть приостановлена на неопределенный срок и неограниченное число раз. Сейчас в соответствии с новой редакцией вводится ограничение на количество проверок одного налогоплательщика, срок проверки исчисляется вне зависимости от времени фактического нахождения проверяющих у налогоплательщика, приостановление проверки возможно только по исчерпывающему перечню оснований, при этом налогоплательщику возвращаются все документы и прекращаются все действия на его территории. Увеличен с пяти до десяти дней срок для предоставления налогоплательщиком документов в налоговые органы, к тому же он может быть продлен по решению налогового органа. Удалось также отменить внесудебный порядок взыскания штрафов, который, по сути дела, означал введение презумпции виновности налогоплательщиков. Целый ряд других поправок принят по инициативе и даже, можно сказать, под давлением бизнес-сообщества. При этом РСПП, который был инициатором всех этих поправок, во-первых, добился консолидации позиции бизнес-сообщества в целом по этим вопросам, и во-вторых, активно артикулировал эту позицию на всех возможных публичных площадках. В то же время мы видим, что не все вопросы решены и у нас осталось задание на осень. Но мы получили заверение Министерства финансов и Федеральной налоговой службы, что ряд вопросов, или, вернее, ряд норм Налогового кодекса в новой редакции, где существует возможность толкования, будет разъяснен этими органами в ближайшее время, с тем чтобы не увеличивать произвол и субъективизм налоговых чиновников в их отношениях с налогоплательщиками. Это только один пример, показывающий, что законодатели и правительство прислушиваются к мнению бизнеса, но для того, чтобы наш голос был услышан, приходится говорить громко и повторять часто нашу позицию, привлекая на свою сторону президента России. К сожалению, даже тогда, когда президент прямо поддерживает РСПП (как это было в случае с выкупом прав на землю под приватизированными промышленными предприятиями), проходят месяцы и годы, прежде чем правительство и фракция большинства доводят эту позицию до закона. Поэтому действует простой принцип, известный всем из "Алисы в Стране чудес": "Чтобы стоять на месте, надо быстро двигаться вперед". Трудно себе представить, что надо делать, чтобы двигаться вперед. Но что-то мы делаем.

Оптимизация налогов – это преступление?

Оптимизация оптимизации рознь. На самом деле оптимизация налогов – это игра в кошки-мышки налоговых органов и налогоплательщиков. Если налогоплательщик видит в налоговом законодательстве возможности для уменьшения налоговых платежей, он это, безусловно, сделает. Это практика всех стран мира, для этого даже существуют налоговые адвокаты. Задача государства заключается в том, чтобы появляющиеся в законодательстве дыры своевременно закрывать, не позволяя им превращаться в насосы, откачивающие деньги из бюджета. Задача добросовестного бизнеса – оптимизируя налоги, не забывать о деловой цели бизнес-операций. Если у той или иной операции нет иной цели, кроме ухода от налогов, безусловно, такая операция может оказаться сомнительной с точки зрения налоговых органов. Поэтому мы за то, чтобы вписать и в законодательство, и в правоприменительную практику через соответствующие разъяснения Высшего арбитражного суда, что такое хорошо и что такое плохо. Но если таких законов и разъяснений нет, то должен действовать принцип "что не запрещено законом, то разрешено". И не должно действовать ретроактивное правоприменение, когда новые нормы применяются задним числом. В налоговой дискуссии с властями мы много внимания уделили понятиям добросовестности и недобросовестности налогоплательщика. В связи с тем, что Конституционный суд несколько лет назад ввел термин "недобросовестность" в юридическую правоприменительную практику, которым пользовались и пользуются суды, мы считали возможным и необходимым включить в Налоговый кодекс понятие добросовестности налогоплательщика. Хотя по юридической логике этому термину не место в законе, он носит морально-этический оттенок. Но если будет найдена возможность изъять понятие недобросовестности из решения Конституционного суда, можно будет изъять понятие добросовестности и из Налогового кодекса – вот принцип, из которого мы исходили. Довести его до конца нам не удалось, в том числе потому, что Высший арбитражный суд клятвенно пообещал своими решениями дать адекватное толкование этим понятиям. Соответствующее информационное письмо арбитражным судам разослано, посмотрим, как будет складываться новая правоприменительная практика.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок