Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Новости / Налогообложение / НДС или Налог с продаж. Комментарий.

НДС или Налог с продаж. Комментарий.

Что выбрать налог с продаж или НДС ? Плюсы и минусы, вопросы и решения.

25.09.2006

Позиции сторонников замены НДС налогом с продаж усилились, когда в 2006 г. динамика доходов бюджета от НДС резко ухудшилась: за первые семь месяцев поступления от налога на товары отечественного производства по сравнению с прошлым годом увеличились всего на 3%, в то время как общий объем налоговых поступлений в бюджетную систему — на 26%. Причины этого — рост возмещения экспортерам и потери, связанные с введением общего порядка принятия к вычету затрат по капвложениям. Негативная динамика фактических поступлений от НДС поставила под сомнение реалистичность прогноза поступлений от него, заложенных в проект бюджета 2007 г.

Если недостатки НДС в российском исполнении достаточно очевидны — он обременителен для предприятий обработки, тяжело администрируется, а теперь к тому же совсем плохо собирается, — то достоинства рассматриваемого в качестве альтернативы налога с продаж — нет.

Подозрительно уже то, что, несмотря на поток критики, не утихающей десятилетиями, в большинстве стран мира применяется именно налог на добавленную стоимость. Например, в Ирландии — одной из наиболее конкурентоспособных европейских экономик — существование этого налога не препятствует высоким темпам экономического роста. США являются одной из немногих развитых стран, где вместо НДС используется налог с продаж. Однако в США роль косвенных налогов в принципе является ограниченной и основной вопрос налоговой политики — выбор не между НДС и налогом с продаж, а между прямым и косвенным налогообложением. Перейдя от НДС к налогу с продаж, Россия останется в меньшинстве, но это не будет такой уж проблемой, если представить, что властям удастся обеспечить приемлемый уровень собираемости налога с продаж и воспользоваться всеми преимуществами, которые он дает производителям.

Правительство пришло в отчаяние от того, что не может научиться администрировать НДС, но администрировать налог с продаж будет не проще, а сложнее.

НДС и налог с продаж относятся к одной разновидности налогов на потребление, включаемых в цену товара. Однако при сходстве объекта обложения состав налогоплательщиков отличается коренным образом. В то время как НДС платят в основном крупные и средние предприятия, производящие товары и услуги, налог с продаж придется собирать преимущественно с малых предприятий. А эта категория налогоплательщиков пока не готова платить много, о чем свидетельствуют объемы поступлений от налога, уплачиваемого с использованием упрощенной системы налогообложения: в 2005 г. — 32 млрд руб. против 888 млрд руб. от НДС.

Только по официальным данным 15% продовольственных и 23% непродовольственных товаров до сих пор реализуются на рынках. В этих условиях странно надеяться на высокую собираемость нового налога. Даже если все налогоплательщики будут подавать декларации, доказать факт реализации, так же как и объем выручки, практически невозможно. К тому же отмена упрощенной системы при введении 10%-ного налога с продаж безусловно ухудшит положение малого бизнеса, который в настоящее время платит максимум 6% доходов. Так что вместо легализации доходов такой шаг может спровоцировать новое увеличение доли теневого оборота.

Похоже, предвидя трудности при сборе налога с розничного оборота и непроизводственных расходов предприятий, авторы концепции нового налога с продаж предусмотрели обложение им также государственных закупок. Учитывая, что современная бюджетная политика направлена на увеличение госрасходов, доля этих поступлений будет существенна, тем более что именно здесь действительно можно надеяться на 100%-ную собираемость. Однако по сути поступление налога в консолидированный бюджет при осуществлении госзакупок — это не более чем двойной счет, сидящий как в доходной, так и в расходной части бюджета, хотя валовые показатели при этом будут выглядеть более прилично.

Кроме того, шансы сократить административные издержки с помощью введения налога с продаж не так уж и высоки. Учитывая, что декларации придется подавать всем налогоплательщикам независимо от наличия облагаемых оборотов, включая малые предприятия, документооборот вряд ли уменьшится. А если при этом будет одобрена идея переходного периода, в течение которого будет постепенно снижаться ставка НДС и увеличиваться ставка налога с продаж, то какое-то время — возможно, несколько лет — налоговой инспекции придется собирать, а предпринимателям — платить два налога одновременно, причем по часто меняющимся ставкам. В этих условиях от российских налоговиков и бухгалтеров потребуется не просто грамотность, которой якобы не хватает для того, чтобы платить НДС. Потребуются качества настоящих виртуозов налогового дела.

А о стабильности налоговых условий придется надолго забыть, хотя еще недавно казалось, что реформирование налоговой системы почти закончено.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок