
Новости / Новости ФНС / Внимание!
Внимание!
УФНС России по Рязанской области публикует ответы на типовые вопросы налогоплательщиков - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
02.07.2008Уважаемые налогоплательщики!
Управление Федеральной налоговой службы по Рязанской области публикует ответы на вопросы налогоплательщиков, заданные в ходе проведения "горячей линии" в редакции бизнес-еженедельника "Деловая неделя".
1. Почему отчет на вмененный налог требуют только на электронном носителе, а на бумажном нельзя? Хотя я имею всего 1 торговую точку и 1 работника.
Ответ. Согласно п. 2 ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - РФ).
Согласно п. 4 ст. 80 Кодекса налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.
В соответствии с п. 3 ст. 80 Кодекса налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых на 1 января текущего календарного года превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность которых превышает указанный предел, представляют в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) налоговые декларации (расчеты) по установленным форматам в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством РФ.
В целях сокращения затрат времени на сдачу налогоплательщиками отчетности в налоговые органы, избежания ошибок при формировании данных налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов с использованием средств входного контроля, возможности оперативного обновления форматов представления документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (магнитном носителе) налоговые органы вправе рекомендовать налогоплательщикам представлять в электронном виде налоговые декларации и другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налога.
2. Какая ставка налогообложения, если ООО существует только на спонсорские средства.
Ответ. К сожалению, представление ответа не возможно из-за некорректности поставленного вопроса.
3. Предприятию на УСН нужно ли сдавать отчет по ФСС.
Ответ. В соответствии с п. 2 ст. 346.11 Кодекса применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате ЕСН.
Налогоплательщики, применяющие УСН, уплачивают страховые взносы в ФСС РФ в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Порядок уплаты, а также учета и отчетности по страховым взносам установлен Постановлением Правительства РФ от 05.03.2003 N 144 "О порядке добровольной уплаты в Фонд социального страхования Российской Федерации отдельными категориями страхователей страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
В соответствии с ч. IV указанного Постановления страхователи ведут учет выплат и иных вознаграждений или полученных доходов, на которые должны быть начислены страховые взносы, начисленных и перечисленных в ФСС РФ страховых взносов, а также расходов, произведенных на выплату пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Страхователи ежеквартально не позднее 15 числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в ФСС РФ отчетность по страховым взносам по утвержденной им форме.
4. Наше предприятие только начинает свою деятельность. Прибыли пока нет, только одни вложения. Обязательно ли в этот период начислять сотрудникам заработную плату.
Ответ. Обязанность для предприятий по начислению и выдаче заработной платы определена Трудовым кодексом Российской Федерации.
5. Я хочу перевестись с ЕНВД на УСН в связи с расширением торговой площади. Говорят, что это возможно только с начала нового года, но до конца этого года еще шесть месяцев. У меня была торговая площадь 50 м2, а теперь 169 м2. Правильно ли это?
Ответ. В соответствии с п. 2 ст. 346.13 Кодекса налогоплательщики, которые до окончания текущего календарного года перестали быть налогоплательщиками ЕНВД, вправе на основании заявления перейти на УСН с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате ЕНВД.
6. Мама - индивидуальный предприниматель. Ее бизнес - оказание ритуальных услуг (организация и проведение похорон, продажа сопутствующих товаров). Налоговая инспекция разрешила перейти на упрощенную систему налогообложения (6% от дохода). Кассового аппарата нет, все операции по оказанию услуг, продаже сопутствующих товаров: памятников, венков, цветов, гробов и т.д. отражаются в бланках строгой отчетности. В этом году маму заставляют установить кассовый аппарат и дополнительно платить налог с торговой площади, мотивируя тем, что она занимается торговлей. Подскажите, правомочно ли это? Неужели индивидуальный предприниматель за один и тот же вид услуги должен платить два налога?
Ответ. В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 346.26 Кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности применяется по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении, в частности, оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению.
При этом ст. 346.27 Кодекса определено понятие бытовых услуг - это платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению.
Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденному Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163, к бытовым услугам, в частности, относятся все услуги по подгруппе 019500 "Ритуальные услуги".
В случае, если ритуальные услуги предоставляются организациям (оплату производят служба единого заказчика города, органы Пенсионного фонда и социальной защиты населения), то такие услуги не относятся к бытовым услугам населению и на них не распространяется система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и подлежат налогообложению в соответствии с общим режимом налогообложения или с применением упрощенной системы налогообложения.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон) контрольно-кассовая техника, включенная в государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники только в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам. Об этом говорится в п. 2 ст. 2 Федерального закона и в Положении о порядке осуществления наличных денежных расчетов, а также расчетов с помощью платежных карт без применения ККТ, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359.
Своим Письмом от 11.04.1997 N 16-00-27-15 Минфин России для учета наличных денежных средств, поступающих в качестве оплаты за оказание ритуальных услуг, утвердил бланки строгой отчетности по форме N БО-13 (01) "Квитанция", "Наряд-заказ" (коды 0790311 и 0790312), а также по форме N БО-13 (02) "Квитанция", "Наряд-заказ" (коды 0790313 и 0790314).
Но при продаже ритуальных товаров использование бланков строгой отчетности неправомерно и, следовательно, применение контрольно-кассовой техники обязательно.
7. Взят в банке потребительский кредит на физ. лицо, для целей ИП (этого лица), Кредит перечислен на счет ИП в полном объеме за минусом комиссии, как пополнение оборотных средств. ИП применяет УСН 15%. Можно ли оплату % по кредиту включать в затраты ИП?
Ответ. В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 346.16 Кодекса налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, полученные доходы могут уменьшаться на сумму расходов в виде процентов, уплачиваемых за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также на сумму расходов, связанных с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями.
Согласно пп. 1 п. 2 ст. 346.17 Кодекса расходы на оплату процентов за пользование заемными средствами (включая банковские кредиты) учитываются указанными налогоплательщиками в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности, - в момент такого погашения.
8. У нас закончилась кассовая книга, в течение месяца не велась. Все кассовые чеки в сохранности. Какие штрафные санкции могут быть применены?
Ответ. Статья 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусматривает применение мер административной ответственности за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации утвержден Решением Совета Директоров Центрального банка России от 22.09.93 N 40 (далее - Порядок).
Согласно пункту 3 Порядка для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Пункт 13 Порядка предусматривает, что прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером.
В соответствии с пунктом 22 Порядка все поступления и выдача наличных денег предприятия учитываются в кассовой книге. Пунктом 24 Порядка установлено, что записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
Пункт 11 Методических рекомендаций по использованию данных учета выручки, полученных с применением контрольно-кассовых машин, утвержденных письмом Центрального банка Российской Федерации от 18.08.93 N 51, и пункт 6.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Министерства финансов Российской Федерации от 30.08.93 N 104, также устанавливают, что кассир обязан при закрытии предприятия или по прибытии инкассатора, если он по графику прибывает до закрытия предприятия, подготовить денежную выручку, составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему (главному) кассиру (в небольших предприятиях с одной - двумя кассами сдает деньги непосредственно инкассатору банка).
Из приведенных правовых норм следует, что организации в соответствии с Порядком ведения кассовых операций обязаны совершить определенные операции по оприходованию наличных денежных средств в день их поступления (оформить приходные кассовые ордера о поступивших наличных денежных средствах в кассу организации и внести в тот же день в кассовую книгу организации записи о поступивших денежных средствах).
Таким образом, внесение в кассовую книгу записей о полученных денежных средствах не в день их поступления (несвоевременное внесение) является неоприходованием денежных средств в кассу и влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 15.1 КоАП РФ, за нарушение порядка работы с денежной наличностью и Порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности.
Следовательно, за неоприходование в кассу денежной наличности в течение месяца организация подлежит привлечению к административной ответственности в соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 руб., на юридических лиц - от 40 000 до 50 000 руб.
9. Отменят ли предприятиям, находящимся на вмененном налоге, кассовые аппараты?
Ответ. Согласно норм действующего законодательства на сегодняшний день плательщики ЕНВД обязаны работать с применением контрольно-кассовой техники.
Дополнительно сообщаем, что 18 октября 2007 г. Государственная Дума приняла в первом чтении проект Федерального закона N 471693-4 "О внесении изменения в статью 2 Федерального Закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (в части освобождения организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, от обязанности контрольно-кассовой техники).
10. Есть "Фирма А", которая рассчиталась своим собственным векселем с "Фирмой Б" за товар. Чуть позже, по истечении 1 года, этот вексель купил один из учредителей "Фирмы А", доля которого больше 50 % (а именно 80 %) и хочет подарить (финансовая помощь векселем) этот вексель "Фирме А". Законно ли это? Если да, то какой договор нужно составить "Фирме А" со своим учредителем? Как мне провести этот вексель по бухгалтерии? Возникнет ли у "Фирмы А" база для налогообложения?
Ответ. Подпунктом 11 пункта 1 статьи 251 Кодекса предусмотрено, что в составе доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно:
от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) передающей организации;
от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) передающей стороны более чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) получающей организации;
от физического лица, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) этого физического лица.
При этом полученное имущество не признается доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня его получения указанное имущество (за исключением денежных средств) не передается третьим лицам.
Как следует из вопроса, учредитель намерен подарить организации выпущенный ею вексель. Доля учредителя в уставном капитале организации составляет 80 процентов.
В рассматриваемой ситуации организация в результате совершения указанной операции не получает в собственность от учредителя какого-либо имущества. В связи с этим у нее отсутствуют основания для применения подпункта 11 пункта 1 статьи 251 Кодекса.
По нашему мнению указанную операцию для целей налогообложения следует рассматривать как списание кредиторской задолженности. Сумма списанной кредиторской задолженности подлежит включению в состав внереализационных доходов на основании подпункта 18 статьи 250 Кодекса.
11. Моя фирма (резидент, конечно) закупает за рубежом компьютеры, принтеры и мониторы. Продавец-иностранец дает возможность протестировать продукцию у него на складе, т.е. за пределами РФ: проверить комплектность, работоспособность, соответствие спецификации. Специалистов, способных все это качественно сделать, мы нанимаем по договору с другой российской фирмой (фирма "Б") на оказание услуг по организации тестирования продукции. Специалисты фирмы "Б" выезжают за рубеж, и, собственно, там и происходит оказание услуг. Юриста у нас в штате временно нет, а сам не могу сообразить: по нашему договору с фирмой "Б" нужно платить НДС?
Ответ. Как следует из содержания вопроса, налогоплательщиком приобретены услуги по тестированию и технической приемке закупаемой у иностранной фирмы электронной техники. Данные услуги оказаны российской организацией за пределами территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен нормами статьи 148 Кодекса.
В подпунктах 1 - 4.1 пункта 1 данной статьи Кодекса услуги по тестированию и технической приемке персональной электронной техники не перечислены, и, следовательно, в отношении таких услуг применяется положение подпункта 5 пункта 1 указанной статьи, согласно которому место реализации услуг определяется по месту осуществления деятельности организации, оказывающей услуги. При этом согласно пункту 2 статьи 148 Кодекса местом осуществления деятельности организации, оказывающей услуги, считается территория Российской Федерации в случае присутствия этой организации на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации.
Учитывая изложенное, по нашему мнению, в рассматриваемом случае местом реализации услуг по тестированию и технической приемке персональной электронной техники следует признавать территорию Российской Федерации. Следовательно, данные услуги облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке, предусмотренной пунктом 3 статьи 164 Кодекса, то есть 18 процентов.
Дополнительно сообщаем, что согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 21Кодекса по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах налогоплательщик вправе обратиться за письменными разъяснениями в Минфин России.
Ответы подготовлены отделом налогообложения прибыли (дохода), отделом ресурсных, имущественных и прочих налогов, отделом оперативного контроля и применения ККТ, отделом косвенных налогов УФНС России по Рязанской области.
Комментарии