
Новости / Новости ФНС / Арбитражная практика по налоговым спорам:
Арбитражная практика по налоговым спорам:
за применение ККТ, предельный срок использования которой истек, организация привлечена к административной ответственности за неприменение контрольно - кассовой техники
09.07.2008Контрольно-кассовая машина, предельный срок использования которой истек, подлежит замене на контрольно-кассовую машину, включенную в Государственный реестр.
Постановление Тринадцатого Арбитражного Суда от 26.06.06 дело N А56-23180/2005
Налоговой инспекцией проведена проверка соблюдения организацией Закона о ККТ. В ходе проверки установлено, что наличные денежные расчеты осуществлялись организацией с применением ККТ, не допущенных к эксплуатации моделей SAMSUNG ER 250 RF N HSB 970400671 и N HSB 970401048, 1997 года выпуска.
По результатам проверки инспекцией составлены акты и протокол об административном правонарушении.
Постановлением Инспекция привлекла организацию к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с законностью вынесенного постановления, организация обратилась в суд.
Суд, отказывая организации в удовлетворении заявления, исходил из того, что Инспекция своим письмом уведомила организацию о необходимости снять с учета вышеуказанные ККМ в связи с исключением их из Государственного реестра. Организация продолжала осуществлять денежные расчеты с населением с их использованием.
Статьей 14.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.
Правонарушение, предусмотренное ст. 14.5 КоАП РФ, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правила государственной разрешительной системы (системы допуска хозяйствующих субъектов в сферу торговли и финансов).
Из постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ 31.07.03 N 16 следует, что в целях соблюдения этого порядка в данном случае организацией и индивидуальным предпринимателем должны исполняться положения Закона о ККТ, а также требования, касающиеся качественных и технических характеристик ККТ, и иные условия, определенные Правительством РФ на основании п. 1 ст. 4 Закона о ККТ.
В соответствии со ст. 2 Закона о ККТ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно п.п. 1, 4, 5 ст. 3 Закона о ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт на территории Российской Федерации применяются модели контрольно-кассовой техники, включенные в Государственный реестр.
Государственный реестр подлежит официальному опубликованию в установленном порядке, а в случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовой техники их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации.
Пунктом 2 Положения по применению ККТ при осуществлении денежных расчетов с населением, утв. Постановлением Правительства от 30.07.93г. N 745, предусмотрено, что ККМ, исключенные из Государственного реестра ККМ, используемые на территории РФ, могут применяться в соответствии со сроками, установленными для них Государственной Межведомственной Экспертной комиссией ( далее- ГМЭК). По истечении установленных сроков ККМ, исключенные из указанного реестра, к применению не допускаются и должны быть сняты с регистрации в налоговых органах.
Согласно Положению о порядке ведения Государственного реестра контрольно-кассовой машин, используемых на территории РФ утв. Решением ГМЭК от 22.10.93 ( в редакции от 19.12.2002г.), протокол N 3 (далее Положение), в связи с истечением установленного срока нахождения ККМ в Государственном реестре ГМЭК принимает решение об исключении ККМ из Государственного реестра.
Пунктом 3.2 Положения определено, что в случае исключения модели (версии модели) контрольно-кассовой машины из Государственного реестра для машин этой модели (версии модели) устанавливается предельный срок их использования при осуществлении денежных расчетов с населением, продолжительность которого определяется Государственной комиссией с учетом применения "Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы", но не более семи лет для каждой машины, считая с даты ее выпуска. Контрольно-кассовая машина, предельный срок использования которой истек, подлежит замене на контрольно-кассовую машину, включенную в Государственный реестр.
Таким образом, предельный (нормативный) срок использования ККМ и начало течения этого срока определены нормативными актами Правительства РФ и ГМЭК в пределах предоставленных им полномочий.
Из протокола заседания ГМЭК следует, что применяемая ООО модель ККМ с 01.10.2004 исключена из Государственного реестра ККМ, используемых на территории РФ.
Согласно представленным актам ввода в эксплуатацию ККМ N HSB 970400671 введена в эксплуатацию 17.07.97г. , N HSB 970401048- 25.12.1997г.
Поскольку исчисление предельного срока использования ККМ в соответствии с п. 3.2 Положения производится с даты ее выпуска, а срок амортизации применяемых ООО ККМ истек, инспекция сделала правомерный вывод о наличии в действиях юридического лица признаков состава правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 КоАП РФ.
В соответствии с п. 8 приказа Госналогслужбы РФ от 22.06.95г. N ВГ-3-14/36 "Об утверждении порядка регистрации ККМ в налоговых органах" по окончании срока применения модели ККМ, указанной в Государственном реестре ККМ, используемых на территории РФ, налоговые органы снимают с учета ККМ этих моделей. Организации о снятии с учета таких ККМ уведомляются за 30 дней до истечения срока их применения.
Инспекция письмом уведомила ООО о необходимости снять с учета вышеуказанные ККМ в связи с исключением из Государственного реестра, что подтверждается Реестром почтовых отправлений.
Ссылка организации на отсутствие в материалах дела доказательств получения обществом письма инспекции, отклонена судом апелляционной инстанции, поскольку в объяснении по акту проверки директор организации указал, только на отсутствие новых ККТ, а не на то, что он не был уведомлен Инспекцией об исключении ККТ из Государственного реестра.
При таких обстоятельствах организация правомерно привлечена налоговой инспекцией к административной ответственности за неприменение контрольно- кассовой техники.
Юридический отдел
Комментарии