Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Новости / Пресс-релизы / Порядок ареста банковских счетов налогоплательщиков после выездной налоговой проверки

Порядок ареста банковских счетов налогоплательщиков после выездной налоговой проверки

Президиум ВАС РФ ограничил право налоговых органов на приостановление операций по счетам налогоплательщиков в банках при вынесении решения о привлечении к ответственности по итогам выездной налоговой проверки

10.01.2013

Суть спора

На основании решения о привлечении к ответственности, вынесенного по результатам выездной налоговой проверки, налоговым органом было выставлено требование об уплате налога. В связи с его неисполнением инспекцией принято решение о взыскании сумм налога со счетов налогоплательщика. Одновременно в порядке статьи 76 НК РФ принято решение о приостановлении расходных операций по расчетному счету общества в банке.

Общество обратилось в суд с иском о признании незаконным решения о приостановлении операций по счетам на основании того, что порядок вынесения подобного решение должен соответствовать пп.2 п.10 ст.101 НК РФ, в соответствии с которым, приостановление может быть сделано только после наложения запрета на отчуждение имущества налогоплательщика. Налоговым органом данный порядок соблюден не был.

Позиция налогового органа

Инспекция, возражая против доводов общества, обосновала позицию тем, что приостановление операций по счетам является способом обеспечения решения о взыскании налогов, безотносительно решения выездной налоговой проверки, в связи с чем, в данном случае достаточно соблюдения порядка ст.76 НК РФ. 

Позиция судов

Суды первой[1] и апелляционной[2] инстанций, удовлетворяя требования налогоплательщика, исходили из следующего.

Решение о взыскании денежных средств на счетах в банках вынесено на основании решения о привлечении к ответственности по результатам выездной налоговой проверки. Таким образом, оспариваемое решение фактически обеспечивает исполнение именно решения о привлечении к ответственности.

Из системного анализа положений ст.76 и ст.101 НК РФ усматривается, что приостановление операций по счетам в банке в качестве обеспечительной меры по исполнению решения, вынесенного по результатам выездной налоговой проверки, не может быть принято инспекцией произвольно – ему должна предшествовать процедура наложения запрета на отчуждение имущества, которая соблюдена не была.

Судом кассационной инстанции[3] судебные акты были отменены, поскольку решение о приостановлении операций по счетам принято инспекцией в порядке ст.76 НК РФ, в связи с неисполнением требования об уплате налога, а не в соответствии с п.10 ст.101 НК РФ в качестве обеспечения решения, вынесенного по итогам выездной проверки. Исходя из этого, приостановление операций является самостоятельным способом обеспечения обязанности по уплате налогов, поэтому не требует соблюдения условий ст.101 НК РФ.

Позиция ВАС РФ

Настоящее дело было рассмотрено в Президиуме ВАС РФ 25 декабря 2012 года. Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте ВАС РФ, постановление кассации было отменено и оставлены в силе судебные акты первой и апелляционной инстанций.

Таким образом, высшая судебная инстанция поддержала подход, согласно которому обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам, принятые по итогам выездной налоговой проверки, обеспечивают именно решение о привлечении к ответственности, а не решение о взыскании налогов.  В связи с чем, порядок принятия подобных обеспечительных мер должен соответствовать п.10 ст.101 НК РФ.

Проблемы и налоговые риски

Учитывая позицию ВАС РФ, налогоплательщикам необходимо исходить из следующего:

По результатам налоговой проверки налоговый орган может блокировать счет в банке, только если имущества налогоплательщика недостаточно для обеспечения требования об уплате налога (пени, штрафа);

Нарушение указанного порядка влечет обязанность налогового органа уплачивать налогоплательщику проценты по ставке рефинансирования в отношении «замороженных» на счете сумм (п. 9.2 ст.76 НК РФ).

Контакты

По всем вопросам, затронутым в данном письме, Вы можете обращаться к следующим юристам:

Дмитрий Костальгин

управляющий партнер

kostalgin@taxadvisor.ru

офис: +7 495 229 76 88

Обзор составлен для клиентов Юридической компании «Taxadvisor» и других заинтересованных лиц с целью оперативного информирования об изменениях в налогообложении. Данный обзор не может расцениваться в качестве консультации.


[1] Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 23.08.2011 по делу № А64-6176/2011

[2] Постановление 19ААС от 13.12.2011 по делу № А64-6176/2011

[3] Постановление ФАС ЦО  от 18.04.2012 по делу № А64-6176/2011у

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок