Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Юрий Печенкин

Юрий Печенкин


Работа: Место работы не раскрывается

Должность: Должность не раскрывается

Биография: Налоговые услуги и налоговые споры

Международное налогооблoжение / Мнения / Из истории Модельной налоговой конвенции ОЭСР

Из истории Модельной налоговой конвенции ОЭСР

Модельная налоговая конвенция Организации экономического сотрудничества и развития (далее - Модельная конвенция ОЭСР)... Дебаты о ее природе, в ходе одни видят в ней своеобразный справочник по обычному праву, другие рассматривают ее как акт «жёсткого» права, а третьи, наоборот, считают ее актом «мягкого» права, по видимому, всё еще крайне далеки от завершения. Однако, несмотря на отсутствие согласия по вопросу о её природе, не ставится под сомнение её важная роль, как для глобальной налоговой политики, сообща проводимой государствами, сотрудничающими в сфере налогообложения, так и для национальных налоговых политик отдельных государств

07.09.2010Российский налоговый портал

На протяжении последних десятилетий правительства пользуются Модельной конвенцией ОЭСР в качестве основы для заключаемых налоговых договоров, а также ссылаются на неё в переговорах по заключению новых налоговых договоров, при проведении взаимосогласительных процедур по разрешению проблем, связанных с применением заключённых налоговых договоров, и при официальном толковании заключённых налоговых договоров. На всём протяжении её существования Модельная конвенция ОЭСР не остаётся статичной и эволюционирует сообразно новым вызовам международному порядку в сфере налогообложения, а её изменения ложатся в основу для пересмотра заключённых налоговых договоров.

Учитывая эту роль Модельной конвенцией ОЭСР, значительный интерес представляет её история. Речь идет не только и, возможно, не столько о хроникальном аспекте истории, описывающем картину происходивших в процессе генезиса Модельной конвенции ОЭСР событий в их хронологической последовательности. Не менее интересен и прагматический аспект, раскрывающий предпосылки этих событий, факторы, влиявшие на их свершение, и взаимную связь между ними. Прагматическая история расширяет представление о концепциях, закладывавшихся в Модельную конвенцию ОЭСР на разных этапах ее существования, и их последующих изменениях, тем самым углубляя понимание основанных на ней налоговых договоров и, возможно, влияя на пользование выгодами, предоставляемыми этими налоговыми договорами, и на их применение. Кроме того, история в её прагматическом аспекте предоставляет возможность для прогнозирования изменений налоговых договоров, заключённых государствами, правительства которых пользуются Модельной конвенцией ОЭСР, и практики их применения.

Как бы это не казалось странным, история Модельной конвенции ОЭСР началась более, чем на четверть века ранее учреждения Организации европейского экономического сотрудничества (далее – ОЕЭС) – правопредшественницы Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР). Истоки Модельной конвенции ОЭСР берут своё начало в конце первой четверти XXвека, когда обсуждение проблем международного двойного налогообложения и уклонения от налогов сначала поднимается на высокий межгосударственный уровень, а затем расширяется за счет вовлечения в нее неправительственных организаций, учёных и других заинтересованных лиц.

Лига Наций, учреждённая, согласно ее Статуту[1], «для развития сотрудничества между народами и для гарантии их мира и безопасности»[2], была одной из первых, кто обратил внимание на пагубность практики двойного налогообложения. Еще в Докладе Международной финансовой конференции (Report of the International Financial Conference)[3], который был подготовлен по итогам Международной финансовой конференции, проведенной в 1920 году в Брюсселе Лигой Наций, среди прочих содержалась рекомендация достичь международного взаимопонимания, которое бы позволило «избегать двойного налогообложения…, препятствующего размещению капитала за границей»[4]. Несколько позднее проблема международного двойного налогообложения привлекла внимание Института международного права, Международной палаты судоходства и Международной торговой палаты. Но именно Лиге Наций в дальнейшем было суждено внести наиболее существенный вклад в решение проблемы международного двойного налогообложения и, в том числе, заложить основу будущей Модельной конвенции ОЭСР. Представляется, что это произошло, в первую очередь, в виду того, что Лига Наций, будучи межправительственной международной организацией, члены которой в соответствии со статьей 23 её Статута обязались «принять необходимые постановления, чтобы обеспечить… справедливый режим торговли»[5], являлась наиболее подходящей площадкой не только для обсуждения, но и для эффективного решения проблемы международного двойного налогообложения, носившей межгосударственный характер. Кроме того, важное значение для роли, сыгранной Лигой Наций, имело то, что она смогла не только объединить, но и возглавить интеллектуальные усилия других заинтересованных лиц, направленные на решение проблемы международного двойного налогообложения.

Само международное двойное налогообложение появилось достаточно задолго до того времени, когда была признана его проблема. Более того, к тому времени некоторыми государствами уже был накоплен определённый опыт преодоления негативных последствий международного двойного налогообложения. А значит причиной пристального внимания Лиги Наций к международному двойному налогообложению стало не его неожиданное появление, а приобретение им масштаба проблемы, которая уже не могла игнорироваться мировым сообществом, представляемым Лигой Наций.

В 20-х годах прошлого столетия Лига Наций инициировала проведение ряда исследований, касающихся проблемы двойного налогообложения, результаты которых впоследствии были положены в основу проектов Двусторонней конвенции о предотвращении двойного налогообложения - прародительницы Модельной конвенции ОЭСР. Одно из этих исследований проводили так называемые "Специальные эксперты", которые исследовали административные и технические аспекты избежания двойного налогообложения. Итогом труда Специальных экспертов стал исторический документ "Двойное налогообложение и уклонение от налогов. Доклад и Решения, представленные на рассмотрение Финансовому комитету Лиги Наций Специальными экспертами". Ниже приводится перевод с английского языка части этого документа, в которой Специальные эксперты приводят обзор теоретического и эмпирического опыта избежания двойного налогообложения, накопленного к 1925 году.

Надеюсь, что этот материал не будет оставлен без внимания теми, кто интересуется международным двойным налогообложением и историей Модельной конвенции ОЭСР.

[1]. Версальский мирный договор. Полный перевод с французского под редакцией Ю.В. Ключникова и А. Сабанина. М.: Издание Литиздата НКИД, 1925.

[2]. Там же.

[3]. League of Nation. Volume III. World Peace Foundation, Boston, 1920.

[4]. Там же. С.

[5]. Версальский мирный договор. Полный перевод с французского под редакцией Ю.В. Ключникова и А. Сабанина. М.: Издание Литиздата НКИД, 1925.

Файлы для скачивания

Разместить:
Офшоры. Актуальная практика, налогообложение

Уважаемые посетители!

Ведущие эксперты в области международного налогоообложения ответят на интересующие вас вопросы: как правильно выбрать нужную юрисдикцию, с помощью каких компаний можно купить офшор, как не ошибиться с посредником, как правильно управлять компанией и какие проблемы могут возникать при этом, а также многие другие вопросы.



Задать вопрос

Андорра (4) 

Австралия (14)  Австрия (16) 

Азербайджан (12) 

Албания (1)  Алжир (1) 

Ангола (1)  Антильские острова (Нидерланды) (1) 

Аомынь (Макао) (3) 

Аргентина (14)  Армения (9)  Аруба (1) 

Багамские острова (1)  Барбадос (1)  Бахрейн (1) 

Беларусь (136)  Белиз (3)  Бельгия (18)  Бермудские острова (8) 

Биробиджан (1) 

Болгария (9)  Босния и Герцеговина (1) 

Бразилия (16)  Британские Виргинские острова (15)  Бруней Даруссалам (1) 

Великобритания (186)  Венгрия (19)  Венесуэла (3) 

Виргинские острова (4) 

Вьетнам (4) 

Гана (1) 

Германия (150) 

Гибралтар (6) 

Гонконг (43) 

Греция (45)  Грузия (6) 

Дания (16) 

Египет (4) 

Израиль (6) 

Индия (23)  Индонезия (9) 

Иран (7)  Ирландия (43) 

Исландия (1)  Испания (104) 

Италия (96) 

Кабо-Верде (1)  Казахстан (41)  Каймановы острова (8)  Канада (10)  Катар (5) 

Кипр (124)  Китай (65) 

Колумбия (5)  Корея (КНДР) (3)  Косово (1) 

Куба (5)  Кувейт (1) 

Кыргызстан (14) 

Кюрасао (1) 

Лаос (1)  Латвия (44) 

Ливан (1)  Литва (20)  Лихтенштейн (13) 

Люксембург (46) 

Македония (1)  Малайзия (10)  Мали (1)  Мальдивы (1)  Мальта (15)  Марокко (1) 

Мексика (9) 

Мозамбик (1)  Молдова (8)  Монако (4)  Монголия (1) 

Намибия (2) 

Нидерланды (51) 

Новая Зеландия (12)  Норвегия (12) 

Объединенные Арабские Эмираты (11) 

Оман (1) 

Пакистан (1)  Палестина (1)  Панама (16) 

Перу (1) 

Польша (16)  Португалия (10) 

Приднестровская Молдавская Республика (1) 

Республика Корея (13) 

Россия (87) 

Румыния (12) 

Сальвадор (1)  Сан-Марино (2)  Саудовская Аравия (5) 

Сейшельские острова (7)  Сент-Китс и Невис (1)  Сербия и Черногория (6) 

Сингапур (20)  Сирия (2) 

Словакия (5)  Словения (1) 

США (523) 

Таджикистан (8)  Таиланд (13)  Тайвань (3)  Танзания (2) 

Тринидад и Тобаго (1) 

Тунис (1)  Туркменистан (1)  Турция (40) 

Уганда (1) 

Узбекистан (13) 

Украина (132) 

Филиппины (2)  Финляндия (31) 

Франция (164) 

Хорватия (5) 

Чад (1) 

Чехия (9) 

Чили (5) 

Швейцария (148)  Швеция (18) 

Шри-Ланка (1) 

Эквадор (2) 

Эстония (9) 

Югославия (2) 

Южная Африка (3) 

Ямайка (1) 

Япония (36)