Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Международное налогооблoжение / Кипр / Аналитика / Как Кипр будет обмениваться налоговой информацией?

Как Кипр будет обмениваться налоговой информацией?

«Никакого фишинга», - обещает Кипр. Но порядок предоставления налоговой информации с Кипра все же уже существует

15.06.2009
Российский налоговый портал
Автор: Автор Александр Захаров, партнер международно-правовой практики Центра ЮСБ

Чтобы Кипр согласился на заключение с РФ нового протокола, который был парафирован 16 апреля 2009 года (См. текст на английском языке или перевод текста на русском языке), предусматривающего обмен информацией практически без ограничений по конкретному обоснованному запросу, РФ включил в 2007 году Кипр в список оффшорных юрисдикций Минфина России.

В мае 2009 года Республика Кипр уже покинула список «налоговых гаваней» Испании. Как только протокол вступит в силу, Кипр будет исключен и из списка РФ, и, возможно, встанет в один ряд с такими популярными холдинговыми юрисдикциями ЕС как Нидерланды и Люксембург, с которыми РФ также ведет переговоры о заключении аналогичных протоколов.

Как указывает в информационном письме партнер компании Andreas Neocleous & Co LLC Ольга Михайлова, как только протокол вступит в силу в России и на Кипре, то обмен информацией со стороны налоговых органов Республики Кипр будет осуществляться в следующем порядке.

Обмен по запросу включает в себя направление конкретного ответа на конкретный запрос. Политика кипрских налоговых органов такова, в принципе, что каждый надлежащий запрос от компетентного органа касающийся конкретного налогоплательщика, или относящийся к конкретной сделке, должен быть добросовестно исполнен. Компетентным органом в отношении Кипра является Отдел международных налоговых отношений Департамента внутренних доходов Министерства финансов (International Tax Relations Unit of the Department of Inland Revenue of the Ministry of Finance). Обмен информацией может осуществляться только через Отдел, прямой неформальный обмен информации между должностными лицами, минуя компетентный орган, запрещен.

При получении Отделом запроса о предоставлении информации, он перенаправит его в районный налоговый орган (district tax office), в котором конкретный налогоплательщик зарегистрирован для целей подоходного налога. Районный налоговый орган собирает всю запрашиваемую информацию, и направляет ее в Отдел. В случае если запрос компетентного российского органа касается налогооблагаемого дохода на Кипре, кипрские налоговые органы могут запросить аудиторов налогоплательщика предоставить информацию и пояснения. Такой запрос должен позволять однозначно понимать его предмет, основание и цель.

Кипрские налоговые органы могут в соответствии с Законом («Об исчислении и сборе налогов» 1978 года в редакции Закона 72(I) 2008 года - Assessment and Collection of Taxes Law of 1978 as amended by Law 72(I) of 2008) проводить расследования для сбора информации, запрошенной Россией, и могут запрашивать у налогоплательщика или третьих лиц (держателей информации) предоставление такой запрошенной информации им. Для этих целей директор Департамента внутренних доходов имеет общее полномочие по Закону обязать любое лицо письменным уведомлением предоставить такие данные, которые могут потребоваться в целях применения Закона в связи с налоговыми отношениями такого лица за любой год исчисления, или предоставить доказательство директору касательно такого предмета, и бухгалтерскую отчетность, книги учета и другие документы, находящиеся в распоряжении такого лица, или под его или ее контролем, которые относятся к вышеперечисленным. Директор может обратиться в районный суд для получения ордера на обыск (search warrant), если существует разумный повод полагать, что правонарушение, квалифицируемое по закону, совершено или совершается, и что законное допустимое доказательство совершения правонарушения может быть обнаружено в помещении. Районный суд может выдать ордер на обыск, уполномочивающий любого офицера полиции на проникновение в здание, указанное в ордере, за исключением здания лица, которое в соответствии с Законом о доказательствах (Law of Evidence) обязано соблюдать профессиональную тайну.

Право на юридическую профессиональную привилегию (адвокатская тайна) сохранено, и, таким образом, любая информация, предоставляемая клиентом во время обсуждений своему юристу, не может быть раскрыта любым третьим лицам. Вместе с этим важно помнить, что адвокаты несут ряд обязательств по борьбе с отмыванием денежных средств, полученных преступным путем (См. Директиву для членов Ассоциации адвокатов Кипра).

В настоящее время на Кипре действует Закон № 188(I)/2007 «О предотвращении и пресечении деятельности по отмыванию денежных средств» (См. текст на английском языке (перевод с греческого языка MOKAS)), где впервые появилось понятие «бенефициар» и «бенефициарный собственник» (‘beneficial owner’), сведения о которых в целях применения Закона могут быть раскрыты, в том числе государственным органам других государств, под которым понимается:

«(a) В случае с корпоративными лицами (corporate entities):

(i) физическое лицо или физические лица, которые преимущественно владеют или контролируют юридическое лицо посредством прямого или косвенного владения или контроля существенного процента акций или прав голоса в таком юридическом лице, включая держание акций на предъявителя, процентная доля в 10 % + 1 акция считается существенной для соответствия данному критерию;

(ii) физическое лицо или физические лица, которые иным образом осуществляют контроль над управлением юридического лица.

(b) В случае с юридическими лицами (legal entities), такими как фонды (foundations) и юридические конструкции (legal arrangements), такие как трасты (trusts), которые управляют и распределяют фонды:

(i) В случае, когда будущие бенефициары уже установлены, то физическое лицо или физические лица, которые являются бенефициарами 10 % или более имущества юридической конструкции или юридического лица;

(ii) В случае, когда физические лица, которые извлекают выгоду из юридической конструкции или юридического лица еще не установлены, класс лиц, в чьих интересах юридическая конструкция или юридическое лицо было создано или функционирует;

(iii) Физическое лицо или физические лица, которые осуществляют контроль над 10 % или более имущества юридической конструкции или юридического лица».

Оперативное применение данного закона осуществляется Группой по противодействию отмыванию денежных средств, полученных преступным путем (MOKAS) при Генеральном прокуроре Республики Кипр, который осуществляет также санкционирование выдачи налоговой информации иностранным налоговым службам в соответствии с изменениями, внесенными в Закон Республике Кипр «Об исчислении и взимании налогов», которые были приняты 10 июля 2008 года, и вступили в силу с 25 июля 2008 года.

Важно отметить, что Законом 72(I) 2008 года установлены конкретные требования для предоставления кипрскими налоговыми органами информации в административном порядке (не требуется санкция суда).

1. Налоговые органы Кипра могут не предоставлять информацию, когда отсутствует обоюдная взаимность (законодательных положений по реализации договоренности) между Кипром и другим Договаривающимся государством в отношении информации, подлежащей обмену. Таким образом, запрашивающее государство обязано иметь аналогичные положения и/или административные полномочия для осуществления обмена информацией по запросу налоговых органов Кипра.

2. Налоговые органы Кипра могут осуществлять свои полномочия по сбору запрашиваемой информации только после получения письменного согласия от Генерального прокурора Кипра.

3. Налоговые органы Кипра могут запрашивать информацию в отношении любых лиц, включая компании и товарищества (партнерства), которые были ликвидированы и исключены из Реестра (компаний).

4. Налоговые органы могут запрашивать любые книги, записи и иные документы, информацию или сведения, находящиеся во владении, под контролем, в распоряжении или относящимся к компетенции любого лица. Запрашивающее государство обязано предоставить налоговым органам Кипра следующую информацию:

- Информацию, идентифицирующую лицо, в отношении которого осуществляется расследование;

- Описание запрашиваемой информации, а также содержание и способ, в рамках которых запрашивающее государство желает получить информацию от налоговых органов Кипра;

- Причины и основания для предположений, что запрашиваемая информация имеется у налоговых органов Кипра, или может находиться во владении или под контролем лица, в отношении которого Кипр осуществляет юрисдикцию;

- Имя и адрес любого лица, которое может располагать запрашиваемой информацией, в пределах в которых она может быть доступна;

- Заявление о том, что предоставление информации предусмотрено законодательством и административными полномочиями запрашивающего государства, и когда запрашиваемая информация будет найдена и установлена в юрисдикции запрошенного государства, соответствующие органы смогут получить информация в соответствии со своим законодательством и обычными административными полномочиями;

- Заявление о том, что запрашивающее государство исчерпало все доступные для него меры в его юрисдикции для получения запрашиваемой информации, за исключением тех мер, осуществление которых могло бы наложить чрезмерное бремя.

Источник по положениям Закона 2008 года: информация на английском языке компании Делойт, кипрский офис.

Однако необходимо отметить, что очевидным является факт отсутствия в тексте Протокола требования о введении Россией порядка обмена информацией во внутреннее законодательство аналогично Закону Кипра, что в соответствии с концепцией верховенства международных обязательств над национальным законодательством, по идее, должно лишать Кипр основания для отказа на предоставление информации по причине отсутствия в национальном законодательстве РФ аналогичных положений о предоставлении информации для налоговых целей.

Закон Кипра «Об исчислении и сборе налогов» был приведен в соответствие с рекомендуемыми ОЭСР стандартами налоговой транспарентности, которые включают также в себя обязательства по эффективному обмену и сотрудничеству.

Модельная конвенция ОЭСР в отношении налогов на доходы и капитал в редакции 17 июля 2008 года

Официальный комментарий ОЭСР к модельной конвенции в редакции 2008 года (См. Комментарий к статье 26 в отношении обмена информацией С. 348 - 362)

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Офшоры. Актуальная практика, налогообложение

Уважаемые посетители!

Ведущие эксперты в области международного налогоообложения ответят на интересующие вас вопросы: как правильно выбрать нужную юрисдикцию, с помощью каких компаний можно купить офшор, как не ошибиться с посредником, как правильно управлять компанией и какие проблемы могут возникать при этом, а также многие другие вопросы.



Задать вопрос

Андорра (4) 

Австралия (9)  Австрия (9) 

Азербайджан (10) 

Албания (1)  Алжир (1) 

Ангола (1)  Антильские острова (Нидерланды) (1) 

Аомынь (Макао) (3) 

Аргентина (8)  Армения (3)  Аруба (1) 

Багамские острова (1)  Барбадос (1)  Бахрейн (1) 

Беларусь (63)  Белиз (3)  Бельгия (13)  Бермудские острова (7) 

Болгария (7) 

Бразилия (9)  Британские Виргинские острова (12)  Бруней Даруссалам (1) 

Великобритания (130)  Венгрия (15)  Венесуэла (1) 

Виргинские острова (4) 

Вьетнам (4) 

Германия (123) 

Гибралтар (6) 

Гонконг (36) 

Греция (39)  Грузия (6) 

Дания (14) 

Египет (2) 

Израиль (4) 

Индия (11)  Индонезия (5) 

Иран (4)  Ирландия (31) 

Исландия (1)  Испания (54) 

Италия (71) 

Кабо-Верде (1)  Казахстан (23)  Каймановы острова (7)  Канада (7)  Катар (5) 

Кипр (106)  Китай (29) 

Корея (КНДР) (2) 

Куба (4)  Кувейт (1) 

Кыргызстан (5) 

Кюрасао (1) 

Лаос (1)  Латвия (33) 

Ливан (1)  Литва (14)  Лихтенштейн (13) 

Люксембург (29) 

Македония (1)  Малайзия (3)  Мали (1)  Мальдивы (1)  Мальта (7)  Марокко (1) 

Мексика (7) 

Молдова (4)  Монако (3)  Монголия (1) 

Намибия (1) 

Нидерланды (27) 

Новая Зеландия (10)  Норвегия (7) 

Объединенные Арабские Эмираты (5) 

Панама (13) 

Перу (1) 

Польша (4)  Португалия (8) 

Республика Корея (2) 

Россия (7) 

Румыния (5) 

Сан-Марино (1)  Саудовская Аравия (1) 

Сейшельские острова (7)  Сент-Китс и Невис (1)  Сербия и Черногория (2) 

Сингапур (17)  Сирия (2) 

Словакия (2)  Словения (1) 

США (290) 

Таджикистан (4)  Таиланд (6)  Тайвань (2) 

Тринидад и Тобаго (1) 

Тунис (1)  Туркменистан (1)  Турция (15) 

Узбекистан (9) 

Украина (80) 

Филиппины (2)  Финляндия (23) 

Франция (93) 

Хорватия (5) 

Чад (1) 

Чехия (7) 

Чили (4) 

Швейцария (122)  Швеция (12) 

Шри-Ланка (1) 

Эквадор (2) 

Эстония (6) 

Югославия (1) 

Южная Африка (1) 

Ямайка (1) 

Япония (21)