Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Налоговый FAQ / Архив / Налогообложение юридических лиц / Классификация налогов в РФ

Классификация налогов в РФ

Существующие в России налоги можно классифицировать (разделить на группы) по разным основаниям: одни находят свое закрепление в НК РФ, другие закреплены в теории и служат правильному применению налогового закона.

  

Подразделение налогов на виды имеет практическую и теоретическую ценность:

1. Для самого налогоплательщика

2. Для государства

Существующие в России налоги можно классифицировать (разделить на группы) по разным основаниям: одни находят свое закрепление в НК РФ, другие закреплены в теории и служат правильному применению налогового закона.

1. Российская Федерация - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (п.1 ст. 1 Конституции РФ). Федеративное устройство России основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ (п. 3 ст. 5 Конституции РФ).

Федеративная природа РФ нашла свое закрепление в НК РФ.

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом (ст. 12 НК РФ). Аналогичные положения (со своей спецификой) предусмотрены и для местных налогов и сборов.

Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов субъектов РФ о налогах, принятых в соответствии с настоящим Кодексом (п. 4 ст. 1 НК РФ). В данных нормах находит свое выражение федеративная природа территориального устройства России, единство ее территории и государственного управления. Очень важным является соблюдение правил разграничения компетенции между «федеральным центром», субъектами РФ, местными органами власти.

2. Подразделение налогов на прямые и косвенные. Ранее мы уже писали на эту тему. Данное деление не находит своего прямого выражения в НК РФ, но отмечается в теории и на практике, что отражается на создании конструкций налогов и отражении их в НК РФ. На примере НДС было показано, что налоги на потребление (косвенные налоги) фактически «ложатся на плечи» покупателям (потребителям) товаров, работ или услуг.

3. Государственные и местные налоги. Данная квалификация близка к первой, но отражает не федеративное устройство РФ, а наличие органов местного самоуправления, которые обладают определенной организационной и имущественной самостоятельностью. В этой сфере действует Федеральный Закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». К полномочиям органов местного самоуправления относится составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения (для органов городского поселения, п. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ). Для властей муниципального района – право на составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального района (п. 1 ст. 15 Закона № 131-ФЗ). Соответствующие положения по разграничению полномочий можно найти в ст. 71-73 Конституции РФ.

4. Персональные и пообъектные налоги. Данные виды налогов по-разному конструируются. Типичный пример персонального налога – НДФЛ, где существуют основные элементы налогообложения, ключевой из которых – субъект налогообложения (налогоплательщик). От его статуса во многом зависит обязанность по уплате налога. Если резидент имеет полную налоговую обязанность (по доходам, как в РФ, так и за ее пределами), то нерезидент лишь по доходам от источников в РФ (ст. 207 НК РФ). В пообъектных налогах ключевую роль имеет наличие объекта налогообложения. Например, недвижимое имущество или автомобиль. К примеру, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ст. 357 НК РФ).

5. Налоги, уплачиваемые по декларации, и налоги, исчисляемые налоговым органом и уплачиваемые налогоплательщиками на основании налогового уведомления. Данная классификация имеет больше практический интерес. НДФЛ, НДС, Налог на прибыль организаций – представители первого вида. По ним налогоплательщики (как правило) сами исчисляют, уплачивают налог, подают в налоговые органы декларации. К представителям второго вида относятся: налог на имущество физических лиц (Глава 32 НК РФ), транспортный налог, для физических лиц (Глава 28 НК РФ), земельный налог, для физических лиц (Глава 31 НК РФ). В силу определенной специфики исчисление данных налогов перекладывается на инспекцию, которая обладает большей квалификацией и профессионализмом.

6. В отдельный вид налога выделяют такие как Единый налог на вмененный доход и патентная система налогообложения. Объектом обложения тут выступает предполагаемый к получению доход налогоплательщика. Как отмечается в литературе, такие налоги возникают в сферах, где уклонение от уплаты налогов является наиболее частым явлением. В главах 26.3 НК РФ (ЕНВД) и 26.5 НК РФ (ПСН) Вы можете более подробно посмотреть, от каких показателей зависит налоговая «нагрузка» конкретного налогоплательщика.

В литературе можно столкнуться и с другими видами (классификациями) налогов и сборов. Мы кратко посмотрели наиболее интересные с теоретической и практической точки зрения.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Электронный документ: вчера, сегодня, завтра

Несколько последних публикаций экспертов Synerdocs были посвящены электронным документам в судах и развитию системы электронного правосудия. В настоящей статье хотелось бы подвести некоторый итог и поднять вопрос о будущем электронного правосудия в России. А оно, как вы понимаете, напрямую связано с электронными документами

Чек-лист для проверки электронного документа на юридическую значимость

В этом году мы много говорили о представлении электронных документов в суд, не скупились на советы и рекомендации. При этом давно не поднимали тему юридической значимости. Пожалуй, с этого стоило начать цикл статей про электронное правосудие. Предлагаю обсудить, из чего же складывается юридическая значимость любого документа, и на что стоит обратить внимание при проверке документа на соответствие требованиям действующего законодательства в области ЭДО. Информация будет полезна всем: кто уже работает с электронными аналогами и тем, кто только открывает для себя новую область знаний.

ТОП-5 трудностей представления электронных документов в суд

Электронные документы «пробиваются» в российские суды уже на протяжении семи лет. В 2010 году была внесена первая поправка в статью 41 Арбитражного процессуального кодекса РФ, позволившая участникам судебного процесса представлять в Арбитражный суд документы в электронном виде. С этого момента вносилось множество изменений и дополнений в различные правовые акты, были изданы новые нормативные документы (подробнее об этом читайте в материалах авторов Synerdocs в конце этой статьи)