
"Без закона о банкротстве физических лиц России не обойтись," - председатель Арбитражного суда Москвы, Олег Свириденко
В последнее время эксперты часто говорят о скором принятии закона о банкротстве физических лиц. Председатель Арбитражного суда Москвы Олег Свириденко в связи с этим предлагает создать банкротные суды. Своими мыслями он поделился с корреспондентом агентства "Интерфакс-АФИ".
12.05.2008Интерфакс-АФИ- Сейчас много говорят о разработанном МЭРТ законопроекте о банкротстве физических лиц. Как вы считаете, он действительно необходим?
- Я думаю, что в данном законе есть перспектива, и без него нам не обойтись. Но какая эта перспектива - близкая или далекая, мне пока говорить сложно. Отвергать такой закон было бы неразумно, но его принятие - это очень серьезное решение. Ведь с появлением в 2002 году ныне действующего закона о банкротстве организаций мы столкнулись с неким хаосом. Я думаю, что тогда при разработке закона просто не учли, какое огромное количество дел этой категории поступит в суд.
В настоящее время граждане-вкладчики почти не участвуют в банкротных процессах, это задача Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО). После принятия закона о банкротстве физических лиц ситуация изменится. А вы представляете, какое количество у нас неплатежеспособных граждан на сегодняшний день?
Что касается наших судейских забот, то я полагаю, что это будет арбитражная юрисдикция. Поэтому после принятия закона к нам поступит огромное количество очень важных и серьезных дел. В связи с этим я считаю целесообразным вернуться к вопросу, который мы уже ставили некоторое время назад: к созданию специализированного банкротного суда. Полагаю, что без него в России уже не обойтись.
Сейчас в нашем суде в двух банкротных составах работают 14 судей, и они просто физически не смогут выдержать ту лавину, которая на них обрушится после принятия закона. Что же тогда будет в судах других регионов, где банкротства рассматривают всего по трое-пятеро судей? Как отметил недавно председатель Высшего арбитражного суда (ВАС), количество дел, которое может нахлынуть в систему, нас просто раздавит. Поэтому законодателям нужно продумать, каким образом реализовать идею, чтобы не нанести ущерб арбитражной системе в целом. Мы изо всех сил стараемся сделать хоть что-нибудь для снижения нагрузки на судей, которая сегодня практически непосильна, а результатом принятия нового закона станет глобальное увеличение количества поступающих дел.
После принятия закона о банкротстве физических лиц нам предстоит научиться работать с гражданами непосредственно, изучать специфику рассмотрения споров, понадобятся правила, регламентирующие рассмотрение этих споров. Саму идею законопроекта я поддерживаю, однако ее нужно комплексно и тщательно проработать, не повторить ранее сделанных ошибок.
- Олег Михайлович! Недавно на конференции в Мосгорсуде судьи избрали кандидатов в ВККС, Совет судей и на VII Всероссийский съезд судей. Для вас важно присутствие в этих органах судей Арбитражного суда Москвы?
- Состоявшаяся на прошлой неделе конференция судей столицы - это очень важное событие для всего судейского сообщества Москвы. К сожалению, в предыдущем составе Совета судей России и ВККС РФ Арбитражный суд Москвы представлен не был. Я считаю, что это не совсем логично, Арбитражный суд города Москвы - крупнейший не только в России, но и в Европе. Такие суды должны быть представлены в органах судейского сообщества. Надеюсь, что так и будет.
- Еще вопрос, который сейчас довольно часто обсуждается на разных уровнях. Каковы перспективы развития в России практики досудебного урегулирования споров?
- Я полагаю, что очень хорошие. Высший арбитражный суд целенаправленно и системно работает в этом направлении, Результаты этой работы уже видны. В частности, по нашему суду нагрузка уменьшилась более чем на 8 тыс. дел.
Постановление пленума Высшего арбитражного суда от 18 декабря 2007 года "О некоторых процессуальных вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами заявлений налогоплательщиков" вводит фактически досудебную процедуру рассмотрения требований о возмещении налога на добавленную стоимость. Еще раз отмечаю - мы уже ощутили снижение нагрузки по налоговым делам. В ближайшие годы мы рассчитываем на снижение нагрузки на судей с чуть более 70 тыс. дел, рассматриваемых нами за год (это цифры за 2007 год), до 50 тыс. дел.
Выступая недавно на совете председателей российских судов в Санкт-Петербурге, я предложил вернуться к процессуальной идее, которая была в Арбитражно-процессуальном кодексе до 1995 года - к претензионному порядку урегулирования споров. Могу ответственно сказать, что по арендным делам нагрузка снизилась бы в этом случае более чем на 40%. Дело в том, что многие арендаторы в силу своей загруженности, а кто-то из-за недисциплинированности, не знают о том, что им выставлены какие-то требования, которые надо оплачивать. Мы порой видим, как именно в суде устанавливается задолженность, которая быстро погашается, этим и заканчивается процесс. Если бы существовал обязательный претензионный порядок, часть предпринимателей при получении претензии спокойно оплачивала бы ее без суда. Причем речь идет о заявительном претензионном порядке в срок до 30 дней. По истечению этих 30 дней сторона в любом случае имеет возможность обратиться в суд, даже если претензия не рассмотрена и не удовлетворена. С моей точки зрения, такой порядок не устанавливает никаких запретов на обращение в суд, а всего лишь дает определенное время на разрешения вопроса до суда. Это фильтр бесспорных требований и простых процессов.
Законопроект по институтам медиации сейчас находится в Думе. Его поддерживают и депутаты, и судейское сообщество, но закон пока не принят. Между тем он нужен сегодня, а не через год или два. Если наш бизнес настолько цивилизован и развит, его правовая культура настолько велика, что он в состоянии договариваться без суда, судейское сообщество может и должно приветствовать такое развитие событий, это очевидно.
Надеюсь, что институт досудебного урегулирования вскоре заработает в полную силу.
- Устоявшаяся судебная практика - такое устойчивое словосочетание. А хорошо ли, когда практика устоялась?
- Будем судить об этом, когда она устоится. На сегодняшний день ВАС уделяет этому особое внимание. Сегодня дело может пройти три инстанции - первую, апелляцию и кассацию - с одним и тем же решением, а через год и более ВАС может принять противоположное. И тогда возникает реальная возможность применения по всем однотипным делам постановления пленума ВАС РФ N14, касающегося пересмотра вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам. На совете председателей российских судов, прошедшем недавно в Санкт-Петербурге, я предложил рассмотреть вопрос о возможности пересмотра таких решений нижестоящими судами после передачи их ВАС на новое рассмотрение. Уверен, что при вдумчивом использовании такая схема могла бы помочь добиться большей устойчивости судебных решений.
- С чем связана ваша инициатива создания собственной службы безопасности в судах?
- Впервые эту идею озвучила моя предшественница - Алла Константиновна Большова. Год назад я поднял эту тему в связи с известным случаем, когда был задержан бывший секретарь Арбитражного суда Москвы Борис Сокальский. Бывший, потому что к моменту задержания он был уволен. Кстати, не без нашего участия - мы обращались в компетентные органы на предмет проверки достоверности предоставленных им о себе сведений.
Я считаю, что серьезная проверка кандидатов в гражданские служащие крайне необходима. Чем строже проверка, тем меньше будет желающих проникнуть в судебную систему с корыстными целями. В законе о гражданских служащих обязательность проверки не прописана. Если бы у нас была возможность хотя бы заключать целевые договоры с компетентными органами, это уже было бы частичным решением проблемы. У нас огромная текучка кадров - за предыдущий год из суда были уволены 207, а приняты на работу 223 человека. Правильно было бы всех их проверить перед поступлением на работу: сотрудники суда имеют определенный доступ к документам. Специалист подшивает дела и видит документы, которые проходят по делу. Помощник порой участвует в подготовке проектов судебных решений, а для этого нужно изучить все дело. Притом надо учитывать, что у людей, которые работают на важных для суда должностях, очень низкая зарплата. ВАС РФ неоднократно ставил вопрос об увеличении заработной платы сотрудникам аппарата суда.
Кроме того, у нас существует проблема по квалификационным требованиям. Председатель ВАС в декабре 2007 года направил обращение президенту с предложениями о внесении изменений в действующее законодательство о государственной гражданской службе в части квалификационных требований, предъявляемых к госслужащим. Сейчас секретарем суда может стать молодой специалист со стажем работы по юридической специальности не менее 2-х лет, а помощником - 3-х лет. Где в Москве найти желающих работать за зарплату в 7-8 тыс. рублей при наличии такого стажа? Если человек заканчивает ВУЗ, то в большинстве случаев у него отсутствует стаж. Если он проработает в Москве в любой коммерческой структуре два года, то вероятность того, что он придет работать в суд, ниже низшего предела.
Мне иногда задают вопрос о том, как же попал к нам "такой-сякой" Сокальский, который у нас проработал 5 дней. Объясняю, попал, как и абсолютное большинство других сотрудников аппарата суда: мы размещаем информацию о вакансиях в открытом доступе в Интернете и даем заявки во все ВУЗы Москвы. Каждый, у кого есть определенный стаж, диплом и соответствующие документы, может придти и трудоустроится к нам. Ограничений сегодня не существует. А они должны быть!
В прошлом году я направил в ВАС РФ обращение с предложением сделать проверку для госслужащих обязательным условием принятия на работу и о возможности создания службы безопасности в арбитражных судах. ВАС разделяет нашу озабоченность, сейчас наше обращение передано на рассмотрение в управление законодательства ВАС.
- Можно уточнить? Вы разделяете службу собственной безопасности и проверку специалистов?
- Нет. В оптимальном случае и проверкой кандидатов, и упреждением чрезвычайных ситуаций в суде, и личной безопасностью судей должна заниматься одна структура внутри суда. Как вариант - такую службу можно создать в рамках действующих службы судебных приставов, ведь сейчас по закону за безопасность судей отвечают именно они. Сейчас в случае необходимости приставы могут доставить судью домой, присутствовать на заседании. Но приставы не могут проводить аналитическую или другую работу, связанную с профилактикой чрезвычайных ситуаций.
- А арбитражных заседателей тоже надо проверять?
- Безусловно. Сейчас арбитражных заседателей проверяют только на отсутствие судимости, этим проверка ограничивается. Вместе с тем институт заседателей продолжает активно развивается и, к сожалению, не всегда в позитивном направлении. Например, у нас очень много срывов заседаний в связи с неявкой заседателей. Я считаю, что этих людей нужно проверять точно так же, как и кандидатов в судьи. Отличие между ними состоит только в сроке пребывания в должности и количестве дел. У заседателей срок - 2 года. Во всем остальном у них те же процессуальные полномочия при рассмотрении арбитражных дел. При коллегиальном рассмотрении дела два заседателя могут проголосовать против решения судьи, и тогда решение будет принято согласно их мнению. И такие случаи у нас имеются. Это говорит о том, что к кандидатам в арбитражные заседатели нужно относиться очень внимательно.
- Возможно хоть что-то сделать своими силами, пока службы собственной безопасности в судах нет?
- Стараемся. Некоторое время назад мы расширили круг должностных лиц нашего суда, которые проводят собеседования с кандидатами в гражданские служащие. Это, в первую очередь, один из наших судей, к которому идет работать специалист. Далее - председатель состава, затем заместитель председателя суда, администратор, начальник отдела кадров, и лишь после этого рассматривается вопрос о принятии на работу и заключается контракт.
- В последнее время нередко вижу на заседании судебных приставов. Раньше этого не было.
- В большинстве случаев наличие пристава означает, что судья предполагает возможность какого-то инцидента, могущего нарушить процесс, или какую-то грубость со стороны участников процесса. 4-5 лет назад такая проблема была только в банкротных составах. Сейчас она все чаще возникает в составах, рассматривающие корпоративные споры. Но это не значит, что в других процессах не нужны судебные приставы. Они нужны, но их слишком мало, на всех не хватает. Как правило, у нас приставы присутствуют в процессе по заявке судьи. Насколько мне известно, в европейских странах этот вопрос давно разрешен - за каждым судьей закреплен пристав, и он присутствует при каждом судебном заседании. Его работа - соблюдение порядка в суде.
- Можно говорить о том, что в столице миновал пик рейдерских захватов?
- Я уже говорил об этом на конференции в Общественной палате. Судите сами. Московские стратегические и иные крупные предприятия сейчас в некой временной безопасности. В данный момент мы видим усиление рейдерских атак на малый и средний бизнес. Кроме этого, рейдеры из Москвы пошли в регионы.
Что касается корпоративного законодательства, то пока его доработка сводится только к разговорам. А ведь проблема давным-давно переросла из правовой в политическую. И если в ближайшее время эти законодательные акты не будут приняты, то последствия будут по-настоящему плачевные.
Насколько мне известно, депутаты продолжают рассуждать о концепции нового корпоративного законодательства. Концепция - это очень хорошо и важно. Но намного важнее практические предложения, которые необходимо законодательно закрепить и уже сейчас применять на практике. Например, такие, как рассмотрение дел по месту нахождения юридического лица, рассмотрение вопроса об обеспечительных мерах только в присутствии сторон и прочее.
- Олег Михайлович! Когда будете праздновать новоселье на Тульской?
- В День города, который в Москве отмечается в первые выходные сентября, пройдут торжественные мероприятия, связанные с открытием нового здания Арбитражного суда Москвы. Думаю, окончательно мы переедем ближе к концу года, а в привычном графике суд заработает на новом месте с января 2009 года.
Новое здание существенно отличается от старого в лучшую сторону: условия, созданные для сторон и судей, не идут ни в какое сравнение с прежними. Территория суда увеличится с 17,5 тыс. кв. м до 56 тыс. кв. м. Приятно будет просто войти в суд, будут места, где можно будет отдохнуть и с комфортом дождаться начала заседания. Все будет цивилизованно и красиво.
- Мы слышали, что футбольная команда Арбитражного суда Москвы довольно активно участвует в различных турнирах. Каковы ее успехи? Футбол для вас просто спорт или увлечение?
- Да, действительно, у нас есть футбольная команда, состоящая, в основном, из судей и аппарата суда Арбитражного суда Москвы и Мосгорсуда.
Турниры бывают достаточно часто, в основном играем товарищеские игры. Будут предложения поучаствовать в международном турнире - с удовольствием поедем.
Мы тренируемся один раз в неделю, играем и отдыхаем одновременно. Главное - настрой, выходит вся негативная энергия, и люди становятся добрее. Футбол для меня не увлечение и не спорт, он для меня практически жизнь. До футбола я много лет профессионально занимался боксом, и как все мальчишки нашего поколения играл в футбол и хоккей. Мне кажется, чем здоровее и спортивнее коллектив, тем лучше он работает. Кстати, в новом здании у нас будет спортивный зал, так что в будущем мы не собираемся ограничиваться футболом, появится возможность приобщиться к другим видам спорта - например, к волейболу и баскетболу.
Источник/автор: ИА «Финмаркет» (группа «Интерфакс»)
Комментарии