
Ректор Санкт-Петербургского государственного университета Николай КРОПАЧЕВ: "Юридическим вузам - общественную аккредитацию"
26 мая 2009 года стало поворотной датой в системе юридического образования в России. Именно в этот день вступил в силу Указ Президента РФ № 599 "О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации". Чем отличаются новые государственные стандарты высшего профессионального образования в области юриспруденции? По каким критериям будет оцениваться деятельность государственных и негосударственных вузов? В чем суть их общественной аккредитации? На эти и другие вопросы "Право.Ru" отвечает ректор Санкт-Петербургского университета и декан юридического факультета СПбГУ Николай Михайлович Кропачев
12.01.2010«ПРАВО.RU»Как "принцип домино" сказался на законодательной и правоприменительной деятельности в стране
- Николай Михайлович, Указ Президента Российской Федерации "О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации" стал реакцией главы государства, и к тому же юриста по образованию, на вызов времени. Когда он был услышан?
- Необходимость совершенствования высшего профессионального образования в области юриспруденции для многих моих коллег стала очевидной в 90-е годы прошлого столетия. В качестве раздражителя профессионального сообщества послужило массовое появление юридических факультетов в непрофильных вузах, которые не располагали необходимой материальной базой и кадровыми ресурсами профессорско-преподавательского состава. Это в среднем сильно снизило качество подготовки юристов, и, по "принципу домино", ощутимо сказалось на уровне законодательной и правоприменительной деятельности в стране. Другими словами, большое число обладателей юридических дипломов получило формальное право работать, не имея для этого должных оснований.
- В этом вопросе особую активность проявила Ассоциация юристов России…
- Действительно, АЮР, ректоры ведущих российских юридических вузов не могли не отреагировать на столь тревожную тенденцию. Ситуация настоятельно требовала адекватной реакции и, прежде всего, усиления контроля деятельности высших образовательных учреждений, осуществляющих подготовку юридических кадров. И Указ Президента РФ от 26.05. 2009 г. № 599 "О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации" свидетельствует о том, что эта принципиальная позиция профессионального сообщества поддержана на самом высоком уровне.
Спрос на юристов упал? Смотря на каких
- Есть ли четкие критерии, по которым можно реально измерить результаты деятельности юридических вузов независимо от государственной или негосударственной принадлежности?
- Критериев много. Один из них, например, — процент трудоустройства выпускников по специальности, их профессиональная успешность. Сегодня можно услышать экспертные заключения о том, что на рынке труда спрос на юристов упал, а престижность профессии уже прошла свой пик. Ну, что можно сказать по этому поводу? Спрос упал на плохих юристов, а на выпускников юридического факультета СПбГУ и других ведущих вузов страны он остается неизменно высоким.
Если продолжить тему оценочной шкалы, то для классических факультетов, которые в отличие от "новых вузов" были и остаются не просто образовательными, а научно-образовательными учреждениями, значимым критерием является также уровень научно-исследовательских работ. И здесь важно не столько фактическое количество защищенных диссертаций, публикаций и конференций, сколько востребованность ученых вуза в законотворческой и правоприменительной деятельности.
Нужны ли кандидатам и докторам наук материальные преференции за ученую степень?
- Вы не раз высказывались о необходимости повышения уровня научных кадров в вузах. В чем заключаются суть ваших предложений?
- Точку зрения на повышение уровня научных кадров в вузах я в свое время выразил в предложении реформировать систему присвоения кандидатских и докторских степеней и вытекающих из них преференций. Ученая степень должна быть привязана к присвоившему ее конкретному вузу — с отменой доплаты за степень. При этом необходимо достойно оплачивать работу профессорско-преподавательского состава.
В СПбГУ уровень оплаты труда преподавателей неуклонно растет. Например, премиальный фонд, распределяемый между работниками университета по итогам работы в 2009 году, вырос по сравнению с 2008 годом в 4,5 раза, а в целом зарплата в 2009 году увеличилась на 45%. Это результат более эффективного использования ресурсов нашего вуза.
- С СПбГУ вы связаны со студенческой скамьи. О вас говорят, что вы, будучи деканом факультета, а затем и ректором университета, собрали под крышу вуза ученых, которые сделали бы честь любому европейскому вузу.
- Юридический факультет СПбГУ — один их четырех факультетов, ведущих свою историю с момента учреждения университета Петром I. И на протяжении всей истории он занимал в России ведущее место в юридической науке и образовании. Сегодня на факультете работают выдающиеся, не побоюсь этого определения, ученые — Юрий Кириллович Толстой, Вадим Семенович Прохоров, Дженевра Игоревна Луковская, Валерий Абрамович Мусин, Людмила Никифоровна Галенская, Виктор Федорович Сидорченко, Тамара Алексеевна Седова, Евгений Борисович Хохлов, Владимир Федорович Попондопуло, Николай Дмитриевич Егоров, Александр Ильич Бойцов, Наталья Александровна Шевелева, и многие другие.
Решая судьбу того или иного вуза, необходимо думать о социальных последствиях
- Сегодня между сторонниками упразднения юридических факультетов непрофильных вузов и теми, кто выступает против такой меры, пролег глубокий водораздел. По какую сторону стоите вы?
- Моя позиция заключается в том, что в условиях экономического кризиса закрытие юридических факультетов непрофильных вузов может привести к серьезным социальным последствиям.
Здесь целесообразно идти по пути планомерного внедрения в практику контроля деятельности юридических вузов — как федеральных государственных, так и негосударственных — механизма общественной аккредитации в качестве обязательного условия аккредитации государственной.
- В чем суть общественной аккредитации вузов и каков ожидаемый результат от ее внедрения?
- Коротко говоря, это оценка профессиональным сообществом, рекрутерами и работодателями качества подготовки выпускников. В настоящее время ее механизм частично уже запущен в виде участия независимых председателей в работе аттестационных комиссий в вузах. Надеюсь, в недалеком будущем вместо традиционной ГАК, аттестацию выпускников будут проводить специально созданные комиссии Ассоциации юристов России.
Таким образом, вопрос о судьбе юридических факультетов в непрофильных вузах и частных юридических вузов будет решаться, что называется, на конкурсной основе: или они успешно готовят для государства и общества высококвалифицированных, востребованных специалистов в области юриспруденции, или лишаются аккредитации. Это будет справедливо.
- Николай Михайлович, тем не менее, у многих людей сложилось впечатление, что реформа юридического образования направлена исключительно против "новых вузов".
- Было бы совершенно неправильно так считать. Это только одна из проблем. Безусловно, назрели и другие проблемы, общие для всей вузовской системы. Одна из них — недостаточное внимание прежних образовательных стандартов к формированию у будущих юристов практических навыков работы по избранной профессии. Это вызвало к жизни необходимость разработки новых федеральных стандартов, которые предусматривают увеличение объема практической части основной образовательной программы высшего профессионального образования.
- В 1998 году вы инициировали создание на факультете юридической клиники. Прошло более 10 лет, каковы результаты?
- Юридическая клиника позволяет нам обеспечивать развитие практического обучения юристов на академической университетской базе. В то время наше ноу-хау вызвало жаркие дискуссии и споры, сейчас же юридические клиники (консультации) уже созданы в более чем 100 вузах страны. Значит, в свое время мы предложили оптимальный механизм.
Для реализации высоких государственных стандартов потребуются более подготовленные абитуриенты
- Какие изменения в жизни вуза произошли после вступления в силу Закона "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете"?
- Закон "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете" наделил оба вуза правом самостоятельно устанавливать стандарты и требования и проводить дополнительные приемные экзамены. Что это значит для нас на практике?
Прежде всего, — возможность учитывать при формировании образовательных программ имеющийся богатый кадровый потенциал, материальную базу и другие конкурентные преимущества.
- А как это скажется на условиях приемных экзаменов в 2010 году?
- Если быть кратким, то для реализации более высоких государственных стандартов высшего профессионального образования в области юриспруденции потребуются и более подготовленные абитуриенты. Вывод сделайте сами.
Должно ли государство оплачивать обучение будущих юристов для коммерческих организаций
- Какие меры по совершенствованию высшего юридического образования предпринимаются и реализуются в целом в настоящее время в вузе?
- В настоящее время идет активная работа над Программой развития СПбГУ до 2020 года. К началу марта 2010 года программу предполагается представить в Правительство РФ.
- Николай Михайлович, вы, наверняка, знакомы с системой подготовки юристов в западных странах. Скажите, не проще ли скопировать лучшие зарубежные образцы?
- Российское образование является по своей сути фундаментальным. И в отличие от западного, в том числе американского опыта, дает выпускнику не только узкоспециализированные знания в области юриспруденции, но обеспечивает универсальную подготовку выпускников, позволяющую ориентироваться в различных сферах гуманитарного и социального знания.
- Какое соотношение сложилось сегодня между бюджетными и платными студентами на юридическом факультете СПбГУ? Будет ли и дальше расти доля платного образования?
- Это один из наиболее часто задаваемых мне вопросов. В настоящее время доля "платников" по отношению к "бюджетникам" у нас больше. Считаю, что их число должно быть увеличено, поскольку лишь незначительный процент выпускников работает в государственных учреждениях, организациях, предприятиях. Поэтому нелогичным представляется финансирование государством обучения будущих юристов коммерческих организаций.
Александр ПИЛИПЧУК, "Право.Ru"
Комментарии