
«...Бизнес — это умение распутать цепочку существующих проблем и не создавать их в будущем...»
Сегодня борьбу за «место под солнцем» ведут не только крупные и средние компании, но и фирмы малого бизнеса. Условия работы для всех одни, возможности — разные. Но зачастую проблемы возникают одинаковые: споры с налоговыми органами из-за необоснованности расходов, сотрудничества с «фирмами-однодневками» и т. д. А что, если обязанности ведения учета фирма доверила аутсорсинговой компании? Именно на нее ложатся сложности разрешения подобных конфликтов. О том, как решаются подобные вопросы, рассказывает Сотникова Юлия Александровна, генеральный директор ООО «Финансовый Консалтинг»
08.10.2008«Практическая бухгалтерия»Автор: Беседовала И. Угланова, эксперт журнала «ПБ»
- - Юлия Александровна, ваша компания занимается бухгалтерским и налоговым аутсорсингом. Какие сложности в учете чаще всего возникают у ваших клиентов?
- - Прежде всего проблемы возникают при налоговых проверках. Основные «болевые точки» проверок - признание расходов необоснованными, отказ в возмещении НДС, последствия сотрудничества с «фирмами-однодневками». Особенно «болезненно» налоговые проверки проходят в компаниях малого и среднего бизнеса. Ведь для них, например, отказ в возмещении сумм НДС может сильно «ударить» по карману.
- - Вы упомянули в списке проблем последствия сотрудничества с «фирмами-однодневками». Как они влияют на ход налоговой проверки?
- - Самым прямым образом! Например, на фирме проходит проверка по НДС. Проще отказать в вычете существующей фирме, нежели искать «фирму-однодневку». Тем более, что у таких фирм юридический адрес редко совпадает с фактическим.
- Вопросы по поводу несовпадения адресов обязательно зададут и существующей компании. Но не каждая фирма может купить недвижимость и прописаться в ней. Не каждый арендодатель предоставит компании свой юридический адрес. Это касается и бизнес-центров. Это еще одно основание вызвать фирму «на ковер».
- - Как суды реагируют на такие решения налоговых органов?
- - В основном такие действия судьи признают незаконными, ведь неисполнение организациями своих налоговых обязанностей (неуплата налога в бюджет, непредставление отчетности) является основанием для применения к ним мер налоговой ответственности, но не может быть причиной негативных последствий для их покупателей. В любом случае процесс судебных разбирательств - процедура не из приятных.
- - Как же можно застраховать себя от сотрудничества с «нечистыми» контрагентами? Есть у вас свой способ распознать «фирму-однодневку»?
- - Многие наши клиенты говорят: мы требуем у своих контрагентов копии учредительных документов, разве этого недостаточно? Конечно нет! Сегодня у каждой «фирмы-однодневки» есть копии учредительных документов.
- Один из способов проверить контрагента - попросить его показать бухгалтерскую отчетность, наличие финансовых показателей, которые свидетельствуют о декларировании финансово-хозяйственной деятельности налоговым органам. Но фирма-контрагент вправе отказать вам в распространении подобной информации, так как данные экономические показатели являются коммерческой тайной.
- Вычислить «фирму-однодневку» достаточно сложно. На крупных предприятиях этим занимаются собственные службы безопасности. Но во многих организациях нет таких служб. Поэтому порой проверить контрагента практически невозможно.
- - Как вы считаете, что могло бы решить эту проблему?
- - Было бы удобно, если бы налоговые органы создали реестр организаций, сдающих бухгалтерскую отчетность без декларирования финансово-хозяйственной деятельности («нулевки» - на бухгалтерском языке), который был бы доступен для просмотра пользователю. Такой реестр значительно облегчил бы жизнь бухгалтерам.
- Допустим, фирма заключила контракт с новым контрагентом, который ранее не осуществлял финансовую деятельность по бухгалтерской отчетности. Для подтверждения этого факта достаточно попросить контрагента представить из органов налоговых служб справку об открытых рублевых расчетных счетах в банках и справку из этих банков об отсутствии финансово-хозяйственной деятельности по данным расчетным счетам.
- Нами проверено, что данный пакет документов можно собрать в течение пяти рабочих дней.
- К сожалению, сегодня такой реестр не ведется.
- - А какие расходы чаще всего налоговые инспекторы признают необоснованными?
- - Самая «болезненная» статья расходов - затраты на рекламу, в частности в сети Интернет. У налогового инспектора при проверке сразу возникает вопрос, а была ли реклама вообще? Нередко в подтверждение того, что она действительно была, приходится «снимать» картинки с портала. Поэтому некоторые фирмы затраты на интернет-рекламу в налоговых расходах вообще не учитывают. При этом суммы могут быть очень большими.
- Например, фирма потратила на рекламу 5 млн рублей. Выручка за месяц составила 2 млн рублей. Реклама длится один месяц. Налицо - убыток в размере 3 млн рублей. Реакция налогового инспектора - расходы экономически не обоснованы. А как быть, если затраты действительно имели место?
- - Какие аргументы в свою пользу может привести фирма в такой ситуации?
- - Я как директор в такой ситуации отвечу: не всегда основная цель рекламных акций - привлечение клиентской базы. Для многих фирм реклама - это в первую очередь повышение статуса компании, ее имиджа. И окупятся такие затраты нескоро, например, при продаже фирмы как готового бизнеса.
- - Юлия Александровна, какие расходы при проверке вашего бизнеса налоговики признавали необоснованными?
- - Лично у нас возникали вопросы по расходам на привлечение адвокатской конторы. При проверке у налогового инспектора возник вопрос, а зачем нам вообще нужны адвокаты? У нас специфика работы настолько узкая, что очень часто нам приходится обращаться не к юристам, а именно к адвокатам. Это нужно для того, чтобы интересы наших клиентов отстаивали в суде. Поэтому проще платить абонентскую плату адвокату, нежели потом привлекать его на судебные споры.
- - Как же быть с «проблемными» расходами?
- - Есть два способа: учитывать либо не учитывать расходы в налоговом учете.
- Если фирма решит не признавать затраты, то посоветую следующий способ учета. В бухгалтерском учете расходы делят на три года, списывают на 97 счет «Расходы будущих периодов». Ежемесячно эти затраты будут увеличивать бухгалтерскую расходную часть и уменьшать нераспределенную бухгалтерскую прибыль по концу года. В итоге не возникнет разницы между бухгалтерским и налоговым учетом.
- Если фирма все же решит учесть затраты в составе «прибыльных» расходов, то не исключено, что спор с налоговой придется решать в суде.
- - Могут ли налоговики при проверке посчитать такой способ списания расходов неправомерным?
- - Чтобы не возникло вопросов, такой порядок списания расходов следует закрепить в учетной политике. Необходимо подготовить приказы, аргументировать свою позицию и не бояться отстаивать ее перед налоговыми органами.
- - Как выяснилось, признание расходов в налоговом учете необоснованными - распространенный источник споров с налоговой. Многие ли фирмы сегодня готовы судиться за обоснованность расходов?
- - К сожалению, не вступать в спор со служителями Фемиды предпочитают в основном фирмы малого бизнеса. У многих из них заложен принцип: не ругайся с госорганами.
- Даже если есть возможность отстоять определенные затраты в суде, организации предпочитают их вовсе не учитывать в расходах. Такой менталитет зачастую не позволяет бизнесу нормально работать и развиваться.
- - Можете ли вы привести такие случаи на примере?
- - Например, один из наших клиентов проводил выставку в Экспоцентре - площадке Торгово-промышленной палаты. При проверке налоговики посчитали расходы по выставке экономически необоснованными, несмотря на то что после показа фирма заключила четыре крупных контракта.
- По словам налоговиков, для того чтобы провести выставку, фирма должна была представить образцы. Мы объясняем: фирма представляла баннеры, макеты и электронную версию. Представить оборудование в качестве образцов было невозможно, так как оно крупногабаритное и при всем желании фирма не смогла бы его привести.
- Расходы по аренде также вычеркнули из состава затрат, так как в акте с выставочным центром не было прописано содержание выставочной экспозиции (цветовой баннер или нет и т. д.). Но Экспоцентр физически не сможет прописывать в договоре с каждым клиентом подобные нюансы.
- Как видите, расходы налицо, а признать их в налоговом учете не так уж просто.
- - Юлия Александровна, как вы решаете проблему блокировки расчетных счетов?
- - Блокировка расчетных счетов - отдельная тема для разговора. В статье 76 Налогового кодекса сказано, что налоговая инспекция вправе заблокировать счет по причине не вовремя сданной отчетности. Но не всегда блокировка происходит по этой причине. Итог же один - остановка операций по счетам. Замораживают деньги - срываются контракты, «капают» пени.
- Процедура разблокировки счета - целое испытание для бухгалтера. И проблема здесь в том, что получить решение о разблокировке может только банковский работник. Находить компромисс приходится с банком.
- Как видно, бизнес сегодня - это еще умение распутать цепочку существующих проблем и не создавать их в будущем.
Разместить:
© 2006-2025 Российский налоговый портал.
Комментарии