Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Интервью / Поголовная регистрация

Поголовная регистрация

Перед началом нового года руководитель Департамента государственной регистрации юридических лиц и учета МНС РФ Сергей Дуканов ответил на вопросы граждан. Напомним, что с 1 января в порядке регистрации как юридических, так и физических лиц многое меняется. "Российская бизнес-газета" публикует наиболее интересные и актуальные высказывания С. Дуканова на недавно прошедшей интернет-конференции.

18.05.2008
Российская газета

- С 1 января 2004 года из перечня заявителей при государственной регистрации юридических лиц исключено лицо, действующее по доверенности. Не нарушаются ли в указанном случае положения гражданского законодательства о представительстве? Можно ли в указанном случае представить документы на регистрацию и получить свидетельство по доверенности? Либо это сможет только лицо, указанное в заявлении в качестве заявителя?

- Действительно, согласно положениям ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с 1 января 2004 года в качестве заявителя не вправе будет выступать лицо, действующее на основании доверенности.

Заявитель в заявлении о государственной регистрации своей подписью подтверждает то, что положения представленных на регистрацию документов соответствуют установленным законодательством требованиям, при регистрации соблюдены требования законодательства.

Таким образом, с 1 января 2004 года заявление о государственной регистрации, представляемое в регистрирующий орган, не вправе будет подписывать лицо, которое действует по доверенности, и не является уполномоченным лицом в соответствии со ст. 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Однако принести документы в регистрирующий орган, как и получить свидетельство о регистрации, вправе любое лицо при наличии у него соответствующей доверенности.

Вообще институт представительства применим к совершению сделок через уполномоченных лиц. Подписание заявления и передача его в регистрирующий орган сделкой не является.

- Сколько будет стоить свидетельство предпринимателя? - спрашивает Алексей из Нижегородской области.

- Выдача свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя будет осуществляться регистрирующими (налоговыми) органами бесплатно. Однако гражданину, желающему зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, необходимо будет представить в регистрирующий (налоговый) орган определенные документы, в том числе и документ об уплате государственной пошлины.

Государственной Думой 21 ноября 2003 года в третьем чтении принят соответствующий законопроект, которым вносятся изменения и дополнения в Закон РФ "О государственной пошлине" в части установления размера пошлины в 400 рублей за государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и 80 рублей за государственную регистрацию прекращения физическим лицом деятельности в этом качестве.

- Может ли гражданин зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя в любой точке России?

- Нет. В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Физическое лицо не может зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя по месту его пребывания при наличии регистрации по месту жительства.

- Как можно получить сведения из налогового органа об индивидуальном предпринимателе?

- Согласно Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" содержащиеся в государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен.

Предоставление сведений об индивидуальном предпринимателе осуществляется в соответствии с Правилами ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.10.2003 N 630.

Для того чтобы получить сведения об индивидуальном предпринимателе, которые содержатся в Государственном реестре, любым юридическим или физическим лицом в произвольной форме составляется запрос, в котором указываются запрашиваемые сведения.

Регистрирующим (налоговым) органом эти сведения могут быть выданы в виде выписки из Государственного реестра, копии документа (документов), содержащегося в Государственном реестре, или справки об отсутствии запрашиваемой информации.

Одновременно с запросом необходимо представить документ, подтверждающий оплату. Размер платы за предоставление информации составляет два установленных законом минимальных размера оплаты труда за каждый документ, за срочное предоставление информации - четыре минимальных размера оплаты труда за каждый указанный документ.

Любое физическое лицо может получить сведения о месте жительства индивидуального предпринимателя. Для этого нужно составить в произвольной форме запрос, указав в нем паспортные данные и сведения о своем месте жительства, а затем лично представить в регистрирующий орган этот запрос и предъявить документ, удостоверяющий личность.

По запросу любого физического лица, обратившегося в регистрирующий орган и предъявившего документ, удостоверяющий его личность, регистрирующий орган вправе сопоставить содержащиеся в государственном реестре персональные данные индивидуального предпринимателя с изложенными в запросе сведениями и предоставить заявителю справку о соответствии или несоответствии сведений, изложенных в запросе, данным, содержащимся в Государственном реестре.

- Регистрирующий орган зарегистрировал незаконную смену учредителей (по поддельным документам). Как можно опротестовать такую регистрацию?

- Регистрирующий орган не проводит правовую экспертизу представляемых для государственной регистрации документов.

В случае нарушения законных интересов и прав учредителей (участников) юридического лица, например, как в указанном случае при регистрации незаконной смены учредителей юридического лица, можно обратиться в суд за защитой нарушенных прав в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, и суд может признать государственную регистрацию недействительной.

Обращаю внимание, что вышестоящий регистрирующий (налоговый) орган не вправе признать государственную регистрацию юридических лиц недействительной.

- В соответствии с п. 22.1 Закона о государственной регистрации физическое лицо - гражданин России представляет для регистрации в качестве предпринимателя копию основного документа (паспорта), заверенную нотариально. Скажите, пожалуйста, какие именно листы паспорта необходимы?

- Действительно, согласно пункту 1 статьи 22.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляется копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, - паспорта гражданина Российской Федерации.

Проектом федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу законодательного акта РСФСР" признается утратившим силу положение Указа Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1983 года N 9779-Х "О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан", которым запрещается свидетельствование верности копий паспорта.

По мнению МНС России, нотариально засвидетельствованная копия основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, должна содержать все содержащиеся сведения, за исключением незаполненных страниц.

Если заявитель представляет копию паспорта в регистрирующий орган непосредственно и представляет одновременно для подтверждения верности такой копии соответствующий документ в подлиннике, то в таком случае заверения копии нотариусом не требуется.

- Можно ли регистрировать ПБОЮЛа в ИМНС с 1 января 2004 года представителю по нотариальной доверенности?

- Статьей 9 Федерального закона от 08.08.2001 N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что при государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может являться физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Иные лица не могут быть заявителями.

Кроме того, заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью заявителя, а не иного лица. Подлинность подписи должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

Таким образом, представитель индивидуального предпринимателя не вправе за него подписывать заявления на регистрацию.

Представитель индивидуального предпринимателя может только представить документы на регистрацию и, при наличии доверенности, получить расписку в получении регистрирующим органом документов, а также соответствующее Свидетельство о государственной регистрации. В доверенности должно быть указано, на совершение каких именно действий она выдается. При этом следует иметь в виду, что копии представляемых в соответствии с законом документов должны быть засвидетельствованы в нотариальном порядке.

- Есть ли особенности государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя иностранного гражданина и лица без гражданства?

- Иностранный гражданин или лицо без гражданства, обращающееся за государственной регистрацией, должно представить в регистрирующий орган документ, подтверждающий право физического лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации. Этим документом является разрешение на временное проживание или вид на жительство.

Кроме того, должен быть представлен документ, удостоверяющий личность в Российской Федерации. Для иностранного гражданина таким документом является, например, паспорт иностранного гражданина, для лица без гражданства - документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства.

Если указанные документы не содержат сведения об адресе места жительства в Российской Федерации, то представляется также документ, подтверждающий такой адрес.

Отсутствие упомянутых документов влечет отказ в государственной регистрации.

- Российское законодательство по регистрации юридических лиц очень либерально относится к юридическим лицам, создаваемым иностранными гражданами в форме ООО, хотя в большинстве случаев цель создания таких предприятий - проведение разовых сделок по экспорту (импорту) товара. Планируется ли введение каких-либо ограничений или истребования добросовестности инвестора в отношении юридических лиц, создаваемых иностранными гражданами? Зарегистрировать российскому гражданину юридическое лицо на территории Китая, Японии - невозможно.

- С введением в действие Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц", Федерального закона "О внесении изменения в статью 20 Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" намного упростилась процедура государственной регистрации юридических лиц. Основные положения закона - заявительный порядок регистрации юридических лиц, определение минимального перечня документов, необходимых для государственной регистрации юридических лиц - способствуют снижению административных барьеров.

На регистрирующие (налоговые) органы не возложены функции по осуществлению правовой экспертизы представляемых на государственную регистрацию юридических лиц документов. Возложение подобных функций повлекло бы за собой замену уведомительного порядка регистрации на разрешительный.

Вместе с тем законодательство Российской Федерации предусматривает ответственность заявителя и (или) юридического лица за неправомерные действия, вплоть до уголовной.

Хочу добавить, что порядок создания в России коммерческих организаций с иностранным капиталом очень прост и напоминает регистрацию в штате Делавэр США.

Основой для такой простой "регистрации" является очень распространенное заблуждение относительно притока капитала в российскую экономику.

Думаю, что назрела необходимость менять законодательство об иностранных инвестициях в Российскую Федерацию с учетом многочисленных аспектов (в том числе миграционного).

- Почему в разных районах города при регистрации идентичных юридических лиц у налоговых органов разные требования к составу документов?

- Состав документов, представляемых при государственной регистрации юридического лица, установлен статьями 12, 14, 15, 17, 21 Федерального закона от 08.08.2002 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Согласно пункту 4 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2002 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов кроме документов, установленных вышеуказанным Федеральным законом.

Таким образом, во всех регистрирующих органах, независимо от их территориальной принадлежности, требования к документам, предоставляемым юридическим лицом при государственной регистрации, идентичны и соответствуют положениям Федерального закона от 08.08.2002 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

В случаях выявления нарушения территориальными регистрирующими органами порядка государственной регистрации, установленного Федеральным законом от 08.08.2002 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", юридическое лицо вправе обратиться в вышестоящий регистрирующий орган с жалобой, а также обратиться в суд за защитой нарушенных прав.

- В чем заключаются особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков?

- Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство Российской Федерации по налогам и сборам вправе определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков.

Порядок определения особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков - российских организаций (далее - Порядок) утвержден приказом МНС России от 31.08.2001 N БГ-3-09/319 (в редакции приказа МНС России от 08.04.2003 N БГ-3-09/171).

Положения Порядка в целом являются особенностями постановки на учет крупнейших налогоплательщиков.

В частности, в соответствии с Порядком, особенности постановки на учет заключаются в:

а) создании межрегиональных (межрайонных) инспекций МНС России по крупнейшим налогоплательщикам, на которые возлагается работа по налоговому контролю за соблюдением крупнейшими налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах;

б) осуществлении постановки на учет крупнейшего налогоплательщика в той межрегиональной (межрайонной) инспекции МНС России по крупнейшим налогоплательщикам, к компетенции которой отнесен налоговый контроль за соблюдением данным крупнейшим налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.

При этом процедура постановки на учет крупнейшего налогоплательщика носит уведомительный характер, то есть без подачи крупнейшим налогоплательщиком заявления о постановке на учет, и заключается в передаче документов, содержащихся в учетном деле крупнейшего налогоплательщика, а также документов по налоговому контролю и лицевых счетов из инспекции МНС России по месту нахождения крупнейшего налогоплательщика в межрегиональную (межрайонную) инспекцию МНС России по крупнейшим налогоплательщикам.

- Где должны регистрироваться благотворительные фонды?

- В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N7-ФЗ "О некоммерческих организациях" фонды являются формой некоммерческой организации.

Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц, регулирует Федеральный закон от 08.08.2001 N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Таким образом, государственная регистрация благотворительных фондов осуществляется в регистрирующих (налоговых) органах.

- Как можно зарегистрировать перераспределение долей в уставном капитале в случаях, когда суммы не меняются, если в формах, представляемых при государственной регистрации, такая возможность отсутствует?

- Порядок участия в деятельности юридического лица, условия передачи имущества учредителей определены согласно п. 2 ст. 52 Гражданского кодекса Российской Федерации в учредительном договоре юридического лица.

При изменении сведений о размерах долей в уставном капитале юридического лица в регистрирующий орган представляются документы для регистрации внесения изменений в учредительные документы. Наряду с заявлением представляются и сами изменения в учредительные документы, в которых и отражается перераспределение долей. При представлении заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме NР13001, приложение лист В заполняется на всех участников с указанием нового размера вклада. Очень часто изменения размера долей не сопровождается изменением учредительных документов юридического лица. Например, по Федеральному закону от 08.02.1998 N14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" приобретатель доли становится участником с момента уведомления общества о состоявшейся сделке. В этом случае в регистрирующий орган подается форма заявления N Р14001, новая редакция которой утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 N630 "О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в Единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года N438 и 439".

- При регистрации изменений в учредительные документы юридического лица обязательно ли вносить изменения в учредительный договор при внесении изменений в устав?

- Согласно пункту 3 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях.

При внесении изменений в устав юридического лица не во всех случаях вносятся изменения в учредительный договор данного юридического лица. Изменения в учредительный договор юридического лица вносятся при изменении сведений, содержащихся в самом учредительном договоре.

- Кто должен составлять передаточный акт, а кто подписывать его при слиянии юридических лиц?

- Требования к порядку утверждения передаточного акта при реорганизации юридических лиц в форме слияния изложены в Гражданском кодексе Российской Федерации, федеральных законах о юридических лицах определенных организационно-правовых форм.

Так, согласно пункту 2 статьи 59 Гражданского кодекса Российской Федерации передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц.

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 26.12.1995 N208-ФЗ "Об акционерных обществах" решение об утверждении передаточного акта принимается общим собранием акционеров каждого общества, участвующего в слиянии.

На основании пункта 2 статьи 52 Федерального закона от 08.02.1998 N14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общее собрание участников каждого общества, участвующего в реорганизации в форме слияния, принимает решение об утверждении передаточного акта.

Обращаю внимание, что передаточный акт только утверждается уполномоченным органом юридического лица, но не подписывается.

- Как осуществить реорганизацию юридического лица в форме присоединения в случае, когда не вносятся изменения в учредительные документы?

- В настоящее время при реорганизации юридического лица в форме присоединения, когда не вносятся изменения в учредительные документы, в регистрирующий орган можно представить заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, по форме N Р14001. При этом необходимо представить документы о юридических лицах, прекративших деятельность в результате реорганизации в форме присоединения.

Принят закон, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Указанный вопрос можно будет решить следующим образом: в регистрирующий орган необходимо будет представить документы о прекращении деятельности юридического лица, которое присоединяется к другому юридическому лицу.

- Как представлять в регистрирующий орган сведения о постоянно действующем исполнительном органе, если в качестве указанного органа выступает управляющая компания?

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 N 630 внесены изменения в Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании (форма N Р11001) и у юридических лиц появится возможность представлять в регистрирующий орган сведения о постоянно действующем исполнительном органе - управляющей компании. При этом заполняются сведения о наименовании управляющей компании, адрес места нахождения, ОГРН, контактный телефон.

- Принят новый Федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Однако в данном законе не определен орган, который будет осуществлять функции по государственной регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств. Разъясните, пожалуйста, кто будет заниматься регистрацией крестьянских (фермерских) хозяйств и что нужно сделать для того, чтобы создать крестьянское (фермерское) хозяйство?

- Да, действительно, 11 июня 2003 года был принят Федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", который определяет экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств.

В соответствии со статьей 5 указанного закона фермерское хозяйство считается созданным с момента государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

На основании пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 года N 319 (в редакции постановлений Правительства РФ от 25.04.2003 N 243, от 16.09.2003 N 577) "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим начиная с 1 января 2004 года государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также государственную регистрацию крестьянских (фермерских) хозяйств.

Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16 октября 2003 года N 630 "О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 438 и 439" государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, крестьянские (фермерские) хозяйства будут регистрироваться в регистрирующих (налоговых) органах с 1 января 2004 года, в порядке, предусмотренном для государственной регистрации индивидуальных предпринимателей.

- Многих интересует вопрос, с какого числа начинают действовать новые формы заявлений, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2003 г. N 630 "О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 438 и 439".

- Формы заявлений, утвержденные указанным постановлением Правительства Российской Федерации в части касающиеся государственной регистрации юридических лиц, применяются с момента официального опубликования указанного постановления в "Российской газете" N 224, 05.11.2003 (постановление).

Формы заявлений, утвержденные указанным постановлением Правительства Российской Федерации в части касающейся государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, применяются после 1 января 2004 года, так как в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" указанный Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2004 года.

Разместить:
XXX
19 мая 2008 г. в 9:39

Однако, свежий материал за 2003 год?

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться