Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / В центре внимания / Страховые взносы вырастут еще на 2%: государство решило не баловать бизнес

Страховые взносы вырастут еще на 2%: государство решило не баловать бизнес

Сначала нас обнадежили – страховые взносы со следующего года вырастут не до 34%, а до 32%. Тоже ничего хорошего, но все же как-то легче. Потом произошло анти-чудо: выступая с отчетом в Госдуме, премьер-министр заявил, что поблажек не будет. И налог вырастет, как и планировали, до 34%. Зачем власть устроила нам такие «налоговые горки»? Слово нашим экспертам.

28.04.2010

Напоминаем, что вы так же можете стать экспертом «Российского налогового портала», пройдя регистрацию.

Михаил Абрамов
28 апреля 2010 г. в 9:29

Повышение с 1 января 2011 года суммарной ставки социальных налогов с 26% до 34% означает, что налоги на фонд оплаты труда работников предприятий, применяющих общую систему налогообложения, увеличиваются на 30%, а налоговое бремя на малые предприятия, работающие по упрощенной системе налогообложения (УСН) и на едином налоге на вмененный доход (ЕНВД), возрастет в 2,4 раза. О каком развитии экономики и, в частности, малого бизнеса можно после этого говорить?

Основная тяжесть повышения ставки ЕСН ложится на малодоходный бизнес, к которому относятся большинство обрабатывающих и инновационных предприятий. Дело в том, что регрессия ЕСН отменена, но налог по ставке 34% будут брать с годового дохода до 415 тыс. руб., т.е. с тех, у кого средняя зарплата составляет не более 34.583 руб. в месяц. Сверх этой суммы налоги брать не будут. Те, кто сегодня получает ежемесячно сотни тысяч и миллионы рублей, могут не беспокоиться. В связи с принятием нового закона для многих несырьевых российских обрабатывающих и инновационных предприятий открываются три возможности: - прекратить существование; уйти в тень; оптимизировать уплату страховых взносов.

Например, для предприятия численностью 20 человек и среднемесячной зарплатой 34.583 рубля (34.583 х 12 = 415.000 руб.) при фонде оплаты труда (ФОТ) 8,3 млн. руб. путем оптимизации окладов сотрудников можно существенно (в 2,8 раза) сократить сумму ЕСН, подлежащего уплате в бюджет, а "экономию" использовать на увеличение ФОТ. И вряд ли сотрудники будут возражать, т.к. их средняя реальная зарплата при этом будет увеличена с 34,6 тыс. руб. до 42,1 тыс. руб., т.е. почти на 22%. Для этого надо пятерым (тем, кому важно иметь высокую официальную зарплату - оформляют кредит или готовятся к выходу на пенсию) назначить зарплату 123,3 тыс. руб. в месяц, а остальным - 5,0 тыс. рублей в месяц. Пятеро берут из полученных денег свою долю, а остальные деньги раздают в конвертах другим сотрудникам вполне законно.

Вряд ли повышение социальных взносов с 26% до 34% существенно пополнит бюджет. Необходимые средства могут быть получены более простыми и эффективными способами. Во-первых, следует отменить предельную величину годового дохода (415 тыс. рублей), выше которого социальные взносы не взимаются. Эффект этой меры может быть достаточно велик. Во-вторых, существенным резервом могло бы стать повышение налогообложения дивидендов акционеров крупных компаний.  В-третьих, дополнительные сотни миллиардов рублей могло бы остаться в бюджете за счет наведения порядка с возмещением НДС при экспорте нефти, газа, металлов. Самое простое: существенно снизить для них ставку, а то и отменить возмещение НДС. Так поступил Китай по отношению экспорта около 3 тыс. наименований своей  продукции. Для России это особенно актуально. Дело в том, что с 1 января 2006 года порядок возмещения НДС в нашей стране был изменен. Согласно новым правилам возмещению подлежит НДС, входящий в стоимость полученных материалов без их оплаты. Достаточно лишь счета-фактуры, на которой, согласно тем же правилам, не требуется даже печати. После этого объем возмещений НДС существенно возрос. По данным Федеральной налоговой службы (см. М.М.Подлесных, НДС: анализ поступления и начисления, динамика вычетов, "Налоговая политика и практика",   12, декабрь, 2006), темпы роста возмещения НДС по экспортным операциям за 7 месяцев 2006 года по сравнению с аналогичным периодом 2005 года по трем основным экспортным отраслям составили: добыча и переработка нефти - 250,8%, добыча газа - 187,6%, металлургическое производство - 227,1%. И это никак не связано с ростом экспорта, который остался на прежнем уровне. Всего в 2006 году в виде возмещений НДС экспортерам было выплачено 706 млрд. руб. В последующие годы объем возмещений НДС рос.  В 2008 году было возмещено более 900 млрд. руб. Но прежде, чем снижать ставку возмещаемого НДС экспортерам нефти, газа и металлов, целесообразно разобраться в причинах роста возмещений в 2-2,5 раза в 2006 и последующих годах. Не здесь ли резервы бюджета?

Василий Лахин
28 апреля 2010 г. в 9:30

Причиной повышения взносов на социальное, медицинское  и пенсионное страхование явилась, в первую очередь, экономическая ситуация в стране, связанная с необходимостью вливания за счет бизнеса дополнительных средств в социальную сферу (медицина, образование, культура, пенсионное обеспечение), а также в сферу инновационных технологий и другие важнейшие направления, которые более видны Правительству России, чем малому и среднему бизнесу. Можно обратить внимание и на политическую составляющую. Накануне предстоящих выборов в Государственную Думу стали необходимыми оперативные меры по снятию возрастающей социальной напряженности в различных слоях общества.  

Особо отметим тонкий ход Правительства России по манипулированию процентами страховых взносов. Выведя все отчисления в государственные внебюджетные фонды из Налогового кодекса РФ и оформив эти отчисления отдельными федеральными законами, значительно упростилось  прохождение необходимых поправок в эти законы по сравнению с кодексом.

 Отмечу, что бизнесом «налоговые качели» воспринимаются отрицательно. Здесь точнее следует отметить, что такие качели перестали быть налоговыми и начали действовать как «внебюджетные качели». То обстоятельство, что после отмены ЕСН были приняты три отдельных федеральных закона, а в развитие этих законов – подзаконные акты, регламентирующие порядок проведения выездных проверок, оформления актов проверок и другие документы, копирующие по своей сути те, которые были охвачены Кодексом,  доставили еще большее раздражение бизнесу.

Во-первых, эти отношения между бизнесом и государством переведены из области налоговых в гражданско-правовые отношения; во-вторых, эти отношения аннулировали режим одного окна. В-третьих, эти отношения в разы увеличили бухгалтерскую отчетность, они так же позволили ведомствам и Правительству РФ изданием подзаконных актов односторонне манипулировать не только ставками, но и сроками отчетности, формами отчетности и другими элементами взаимных отношений сторон. И, наконец - значительно повысили нагрузку на бизнес по оспариванию решений, принимаемых внебюджетными фондами.

Урезанный Налоговый кодекс РФ (отсутствует глава – налог на имущество физических лиц) и далее урезаемый (отменен ЕСН) – свидетельство тому, что не приживается на российской почве тот Налоговый кодекс РФ, который является компиляцией Налогового кодекса США, привезенного в России в начале 90-х двумя переводчиками по просьбе С.Д. Шаталова.

Естественно, предпринимательская среда разнородна и разобщена. Союзы предпринимателей на местах юридически не оформлены, не имеют офисов, управленческого аппарата. Все мероприятия проводятся в режиме семинаров или конференций, или стихийных митингов.  Однако, этот «разноуровневый» бизнес приемлет достойные правила игры, поэтому скрытое, без экономических раскладок, повышение страховых взносов даже на 0,1% принимает как существенное их нарушение.

Alex
28 апреля 2010 г. в 18:37

Я понимаю, они боятся, что дыра в бюджете пенса вырастет до таких размеров, что туда ухнет существенная часть золотовалютных резервов. Поэтому и не хотят жертвовать еще 500 млрд. Но они не понимают, что теперь будут такие масштабы уклонения, что просто держись.

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться