Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / В центре внимания / Новая команда ФНС: новые цели?

Новая команда ФНС: новые цели?

Рокировка высших чиновников ФНС состоялась. Прежняя, «сердюковская» команда перешла вслед за ним в Министерство обороны. Новый руководитель Михаил Мишустин – привел своих управленцев, и, судя по всему, сосредоточится на том, что его сердцу мило. То есть на администрировании имущественных налогов. Вслед за нашими блоггерами, эксперты строят предположения – к чему это приведет?

24.05.2010

Напоминаем, что вы так же можете стать экспертом нашего Клуба, пройдя регистрацию.

Олег Александрин
24 мая 2010 г. в 17:10

Такое впечатление, что у нас госчиновникам определяют места "для кормления" как при царе. Никому, похоже, и в голову не приходит, что налоговая инспекция - суть орган - РЕГУЛИРУЮЩИЙ экономическое развитие страны (на эту тему лучше всех сказал эксперт К. Захаров - почет и уважение). Это отсутствие политической воли власти, направленной на развитие экономики страны, на каком-то подсознательном уровне воспринято налоговыми чиновниками средней и мелкой руки. Не говоря про большую. Вот, например, в Волгоградской области глава УФНС, некто Василий Фарион, является уголовным преступником. По приговору Камышинского районного суда, Фарион был признан виновным в браконьерстве (незаконном отстреле какой-то косули) и был приговорен к лишению свободы условно и к запрету занимать государственные должности в течение 2-х лет - однако, он (Фарион) по - прежнему продолжает руководить УФНС РФ по Волгоградской области. Кассационное определение Волгоградского областного суда об оставлении приговора в силе от 20 марта 2010 года. На 30 апреля (более свежих данных не имею) уголовный преступник, признанный таковым в судебном порядке, руководит государственным органом власти (материалы сайта www.v102.ru). На 30 апреля 2010 года, опять - таки по данным того же сайта, "судьба начальника УФНС решается в ФНС России". Как быть с "диктатурой закона" и "правовым государством"? После вступления приговора в законную силу для его исполнения, оказывается, требуется еще какое-то внутреннее "решение". Странно, а в Конституции этого нет. Может Генпрокуратуре стоит плюнуть на все и заняться, наконец, надзором за соблюдением законности в органах государственной власти, а? Интересно, а все действия и решения Фариона с момента вступления в законную силу приговора по уголовному делу и по настоящее время являются преступными или, действительно, выражают государственную волю? Если он за этот месяц хотя бы один приказ подписал - то этот приказ является преступным или как? Удивительно, но этот факт (про Фариона), вовсе не стал всероссийской сенсацией, о нем даже по "Эху Москвы" ничего не сказали, не говоря уже про государственные каналы. Вот и получается, что назрел вопрос не "перестановок", а "чисток" в государственном аппарате (ну, конечно, не во всем, но в ФНС-то точно), ау, Иосиф Виссарионович!

Кто-то из великих и древних сказал: "Задача государства - добиться ИСПОЛНЕНИЯ действующих законов". Впрочем, может никто этого и не говорил, но суть от этого не меняется. Ибо если Закон исполняется - то можно говорить о Государственной Власти, если же нет - то налицо Дикое поле, махновщина...

В этой связи и мои ответы на поставленные вопросы будут следующими. Вне зависимости от того, Ивановы, Петровы или Сидоровы усядутся в Москве на освободившиеся кресла Кузнецовых и Ковалевых, методы работы налоговой службы не изменятся потому, что государственную политику на местах проводят «фарионы». Неизбежные административные несогласования или, тем более, согласования потребуют срочного увеличения штата налоговых чиновников – «согласовальщиков», и с возникшими сложностями придется смиряться государственному бюджету, а значит, каждому налогоплательщику. Любой переходный период - это бальзам на сердце чиновника. Это мутная вода, в которой так хорошо и удобно ловить свою рыбку... Какие бы проблемы не начали решать люди из "команды" нового руководителя ФНС Мишустина, они, к сожалению, никогда не будут решать ГЛАВНУЮ проблему - проблему РЕГУЛИРОВАНИЯ экономического РАЗВИТИЯ страны, потому, что такую задачу перед ними никто не поставил...

В налоговой службе (как и в любой другой структуре) есть настоящие профессионалы: и экономисты и юристы, с ними очень приятно работать (в моем смысле - спорить), а есть откровенные дураки и рвачи, есть и случайные люди. Налоговая служба - ИНСТРУМЕНТ государственной власти (как молоток). Как известно, молотком можно гвоздь забить и пальто повесить, а можно кому - либо голову проломить. Разница - в целях и задачах человека, держащего этот молоток в руках, а также важно, чтобы кому попало этот молоток в руки не давать.

Вообще, мне как-то не нравятся слова "команда" или, тем более, "новая команда". Какая еще, черт побери, "команда" может быть на Государственной службе? На Государственной службе должен быть ЗАКОН и его строжайшее соблюдение и исполнение. А "команда" может быть в бизнесе, при игре в дворовый футбол, или в песне Гурчено.

Ирина Князева
24 мая 2010 г. в 17:11

Конечно же на освободившиеся места замов будут посажены свои люди. Плюс, у них есть еще три места (вместо 5 станет 8 замов ФНС). Пока очевидно, это может привести только к увеличению расходов по оплате труда замов из бюджетных средств. Методы работы могут измениться только в сторону улучшения собираемости налогов, дефицит бюджета настаивает! Чтобы сдвинуть (раскачать) такую махину с места (ФНС),или что-то изменить нужно время. А руководители меняются с завидным постоянством. Не успеют сменить начальствующий аппарат, как надо собираться на другое место. Переходный период конечно же будет, но чем выше уровень специалистов, тем он короче. И тем не менее, в это время умы работников пониже будут заняты не решением вопросов по работе, а думами кто же будет ими руководить, не потеряют ли они свою должность и т.п.

Проблемы, которые в первую очередь будут начинать решать, как я уже писала выше, повышение собираемости налогов. Результативные проверки, которые тоже приносят доходы в бюджет, план проверок по доначислениям налогов в бюджет. А новые действия от команды будем ожидать к осени, а как правило, к декабрю новые шедевры от ФНС.

Год за годом привыкаешь к мысли, что наша бюрократическая машина (система) во всех областях работает только на себя...

Василий Лахин
24 мая 2010 г. в 17:11

Отвечать на поставленные вопросы о «чистках» в высшем руководстве ФНС было бы  правильнее самому вновь назначенному руководителю ФНС – открыто, виртуозно, убедительно и без напряжения, как это принято в демократических обществах при наличии свободной прессы, телевидения, радио. К примеру, журналисты Российского налогового портала задают ему, господину Мишустину, вопросы (простые, острые, горькие, соленые, в том числе на грани фола), а он, фигура предполагаемо стоящая над всеми, с издевкой и блеском отвечает на выпады, да так отвечает, что и комментировать-то нечего.

Так, например, было бы правильным спросить у господина Мишустина, готов ли он лично на большой пресс-конференции самостоятельно поговорить о проблемах налоговой политики? Самостоятельная ли он фигура в большой игрушке с российскими налогами? Может ли лично он привнести революционные изменения в налоговую политику при глубоко застойном производстве? Сможет ли он публично обозначить хотя бы некоторые болезненные точки на теле государства российского (ну штук пять, допустим), препятствующие выходу из 10-летнего экономического, политического, социального, нравственного кризиса? Вправе ли он, находясь под патронажем Минфина России, «посадить» на освободившиеся места «своих» людей?

Находясь в свое время в гуще событий одной из сельских налоговых инспекций, можно однозначно отметить, что «рулят» по-прежнему на местах, в том числе и в налоговых органах, инструкторы (или жены инструкторов, или другие родственники, друзья) когда-то руководящей и направляющей к светлому будущему партии. Или еще хуже – ни к чему не пригодные специалисты финансовых органов, пришедшие на «дармовщину» в 90-е годы в налоговые органы, но так и не понявшие до сегодняшнего дня роли и места налоговых органов, низко поклоняющиеся прежним идолам. Разве только сегодня все реже они стали произносить для бизнеса оскорбительное слово «спекулянты»?

Они – вообщеведы (что в сельском хозяйстве, что в промышленности, что в культуре, что в транспорте, здравоохранении, спорте – кругом специалисты широкого профиля) по-прежнему «рулят» в налоговых органах, и на виду для всех молодых вновь поступающих на работу кадров специалистов - тормозят развитие налоговых органов. Их предложения по совершенствованию налогового законодательства – точечные, конкретные и актуальные не пропускались наверх из-за принципа нецелесообразности, или возможного раздражения стоящего выше чиновника, или остроты проблемы. Компетентные и квалифицированные кадры, в том числе молодые и грамотные, которые доначисляли налоги, выходя за пределы указаний руководства инспекции, подвергались гонениям, вплоть до вытеснения из коллектива. В то же самое время десятилетиями не подвергались выездным налоговым проверкам крупные налогоплательщики района, имеющие недвижимость и осуществляющие на ней как оптовую, так и розничную торговлю. Среди амнистированных узнаем все тех же «своих» кадров из старопартийной обоймы.

Исходя из этих общих абстрактных рассуждений, выводы напрашиваются сами собой: методы работы ФНС - не изменятся, перестановки кадров - на работу службы не повлияют, о новой команде в системе ФНС - речи быть не может: кругом свои известные и  проверенные кадры. Для больших перемен необходимо время, а сколько времени для этого необходимо, кто знает?

Это абстрактное мнение разбавим некоторой конкретикой, а именно, затронем только лишь одну небольшую темку о налоговом аудите - ныне действующих подразделениях в системе налоговых органов. Указанные подразделения в той уродливой форме, какие они есть, являются большой ошибкой, принятой куратором налоговых органов – Минфином России. Во-первых, здесь усматривается очевидное несоответствие Федеральному Закону РФ «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» в части самостоятельности принимаемых решений аудиторов, отсутствии их лицензирования, отсутствия ответственности, и прочее, и прочее, и прочее. Во-вторых, из-за невозможности образования самостоятельных отделов в количестве не менее пяти человек аудиторские группы в системе сельских налоговых органов объединены с юридическими отделами. В результате нет на местах ни юридических отделов в полном смысле слова, ни аудиторских отделов. В-третьих, практикуется в инспекциях непосредственное подчинение начальника аудиторской группы начальнику инспекции, а подчинение начальника юридического отдела, в состав которого входит аудиторская группа – заместителю начальника инспекции. В результате начальник юридического отдела не вправе давать какие-либо указания начальнику аудиторской группы, или дать ему разовое поручение, или тем более вменить ему смежные должностные обязанности?! В-четвертых, на каждый акт выездной или камеральной налоговой проверки налогоплательщика оформляется аудиторское заключение с указанием, соответствует ли содержание акта проверки требованиям налогового законодательства или не соответствует. Если не соответствует, то в какой части. Далее готовится проект решения налогового органа по результатам рассмотрения акта проверки и с учетом аудиторского заключения проект решения представляется юристу юридического отдела для его визирования. Так вот, часто имели место случаи, когда юрист юридического отдела разбивал в пух и прах представленный проект решения, прошедший инстанцию аудиторов, с указанием или на очевидное головотяпство, или на сознательное подыгрывание (если не криминальное, слава богу) руководству инспекции. И так далее, тьма несусветная.

Таким образом, на Ваши вопросы глобального содержания невозможно дать экспресс - убедительные ответы. Во всех случаях они могут содержать много личного, субъективного, не охваченного всесторонним анализом.

Ольга
25 мая 2010 г. в 21:46

Подчинение отдела налогового аудита непосредственно руководителю инспекции, полностью парализует работу данного подразделения, т.к. оценка деятельности инспекции в основном по результатам контрольной работы. И мнение аудита и юр отдела о том что инспектор допустил существенные нарушения в процедуре проверки и не собрал достаточной доказательной базы, не принимаются во внимание ни при рассмотрении разногласий в инспекции, ни при подготовке заключения по жалобе.

Мария
26 мая 2010 г. в 21:56

Только не в моей инспекции, налоговый аудит часто отменяет обоснованные и доказанные решения

123
28 мая 2010 г. в 12:04

Известно, что одна голова - хорошо, а две - лучше, т. ч. спор аудита, юристов и контрольщиков - это нормальное явление. Но результатом спора может стать взвешенное крепкое Решение, а может - бесцельное удовлетворение чьих-то нездоровых амбиций.

Руководитель инспекции должен этим процессом РУКОВОДИТЬ, и тогда проигранных судов будет меньше. Аудит - инструмент, помогающий умному начальнику увидеть дело со стороны...

В нашей инспекции с появлением аудита стало меньше глупых, обреченных судов, особенно с минимальными суммами.

Согласен с 123
28 мая 2010 г. в 17:22

Аудит работает там, где есть понимание его роли, места, значения. Все эти проблемы подчиненности, отношений с юристами легко устранимы. А спор кто умней, юристы или аудиторы, вообще глупый (это по поводу выссказывания "эксперта" ...имели место случаи..)

RRR
29 мая 2010 г. в 3:35

Работал в одной такой инспекции ФНС, подружился с начальником отдела налогового аудита - слава богу ушли из этого дибилизма в одно время и не жалеем.

оч. много проблем решится в том числе и вслучае если на суды будут ходить те кто проверял, а то обычно "вы юристы вы и ходитЕ", а как сходят, так потом незатянешь ни за что, получат там от налплата, да от судьи по первое число, почувствуют себя идиотами и все.

так глядишь и проблема с идиотскими доначислениями пропадет.

А еще лучше что бы с УФНС, тоже ходили по замыленым вопросам с устоявшейся в пользу налплата многолетней судебной практикой, то же может что то изменить)))))))))))))

Юрист
29 мая 2010 г. в 16:55

Основная проблема досудебного аудита(именно так сейчас называются отделы в инспекциях) в отсутствии квалифицированных кадров. Несмотря на то что по приказу в отделах досудебного аудита должны работать сотрудники со стажем не менее 2 лет, работают в основном не имеющие никакого опыта сотрудники. Юристы и контрольщики переводится в аудит не хотят. Максимум начальник отдела является бывшим юристом, которому предложили повышение. Во многих инспекциях отделы аудита укомплектованы в лучшем случае на половину. Функции таких отделов заключаются только в том что -бы соблюсти процедуру рассмотрения материалов проверки, заполнить протоколы, а также направить заключение по жалобе налогоплательщика, которое в большинстве случаев не содержит обоснованных доводов налогового органа. Аудит подключается только в случае представления возражений на акт проверки и поэтому изменить ситуацию в лучшую сторону не может. Юридический отдел осуществляет сопровождение налоговой проверки, визирует акт и решение по ее результатам, готовят заключения на акты проверок, тоесть юристы, в отличии от аудиторов несут ответственность за обоснованность решения. Таким образом существование отделов досудебного аудита в том виде в каком они существуют сейчас, с теми же правами и обязанностями абсолютно нецелесообразно

123
31 мая 2010 г. в 8:39

У нас через аудит проходят ВСЕ акты, даже с нулевыми начислениями. Конечно, это большой объем, основная масса - акты камеральных проверок по несвоевременно сданной отчетности. Именно из-за того, что объем большой, а инспектор на этом участке как правило вновь пришедший, составлялись акты плохо.

Первое время мы возвращали в КНП до половины актов. Притирались долго - полугода, но зато потом нач. юридического отдела сказала, что поток глупостей прекратился, в суды идут только с крупными суммами,

2 июля 2010 г. в 14:37

Цели по большому счету все те же, вот недавно опубликовали интервью Мишустина. Программа с перспективой.

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться