Аналитика / В центре внимания / Новая кормушка для чиновников
Новая кормушка для чиновников
Регистрация иногородних – вечная тема для споров между гражданами и чиновниками
09.02.2009Российский налоговый порталМногие считают обязательную регистрацию в Москве – незаконной и антиконституционной процедурой. В последнее время страсти вокруг этого вопроса вроде бы утихли. Но сейчас тема снова может стать горячей: чиновники усложняют процесс регистрации, обязывая иногородних принести договор аренды жилого помещения. Якобы таким образом можно вывести из «тени» рынок аренды квартир. Однако, эксперты Taxpravo считают совсем иначе.
Напоминаем вам, что вы можете вступить в клуб экспертов. А так же оставить свой комментарий внизу страницы.
© 2006-2024 Российский налоговый портал.
Комментарии
С моей точки зрения, данное нововведение скорее приведёт к повышению уровня коррупции, но никак не к повышению собираемости налогов.
Договор найма помещения сам по себе не доказывает получение наймодателем дохода, такими документами могут быть, например, расписки о получении наличных денежных средств или банковские выписки. Формальное требование предоставления договора найма жилого помещения просто бюрократизирует процесс получения регистрации. Скорее всего, стороны будут прописывать в договоре минимальную сумму или вообще не будут прописывать её - из анализа Главы 35 Гражданского Кодекса РФ не следует, что размер платы является существенным условием договора найма жилого помещения. Как мне кажется, гораздо более эффективным инструментом по выводу рынка найма жилых помещений в г.Москва было бы включение в Закон г.Москвы "Об упрощённой системе налогообложения на основе патента" соответствующего вида деятельности с указанием "Потенциально возможного годового дохода" в разумных размерах.
Напомню, что пп.56 п.2 ст.346.25.1 для применения упрощенной системы налогообложения на основе патента предусмотрен такой вид деятельности как "передача во временное владение и (или) в пользование гаражей, собственных жилых помещений, а также жилых помещений, возведенных на дачных земельных участках". В соответствии с п.3 этой же статьи, решение о возможности применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территориях субъектов Российской Федерации принимается законами соответствующих субъектов Российской Федерации. Действующим в настоящее время Законом г. Москвы от 29.10.2008 №52 "Об упрощённой системе налогообложения на основе патента" такой вид деятельности предусмотре в п.56, при этом в качестве Потенциально возможного годового дохода указана сумма 720 тыс. руб.
Такая сумма является явно завышенной (60 тыс. в месяц) и не соответствует реалиям рынка, что делает удобный и эффективный налоговый режим (отсутствие необходимости вести учёт и сдавать большое количество отчётности) совершенно непривлекательным для большинства участников рынка по сдаче внаём жилых помещений.
Такое решение стимулирует коррупцию и даст дополнительный источник доходов арендодателю в виде платы по фиктивным договорам аренды - реально не исполняемым, а заключенным для целей регистрации. Причем суммы в этих договорах будут не рыночные. Цель - выведения из тени ранка найма жилья может быть достигнута, и то частично, если они – регистрационные органы, смогут распорядиться с полученной информацией.
Предлагаемый новый порядок регистрации иногородних граждан в г. Москва по сути вряд ли можно назвать новым. Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утв. постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. № 713 предусматривают оформление временного проживания граждан (на срок свыше 90 дней) при наличии документа, являющегося основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения (выделено мною) или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение). Следовательно, предъявление заключенного договора найма жилого помещения должностному лицу, ответственному за регистрацию, при оформлении временной регистрации иногороднему гражданину РФ является обязательным с 1995 года. Какого-либо усиления коррупции в связи с этим событием ожидать не следует, т.к. эта сфера правоотношений уже давно существует в рабочем режиме, что подтверждается количеством зарегистрированных иногородних жителей г.Москва и регулярными «откровениями» прессы. Заинтересованному во временной регистрации в г.Москва иногороднему гражданину РФ достаточно выбрать из открытых источников (СМИ, Интернет) заслуживающую его доверие компанию, оказывающую услуги по регистрации физических лиц в г.Москва.
«Регистрация граждан России производится по жилому сектору г.Москвы. Оформление происходит в установленном законом порядке по форме №3. Для оформления требуется копия паспорта (разворот с фотографией и разворот с «пропиской»). Порядок регистрации регламентирует «Жилищный Кодекс РФ» и «Гражданский Кодекс РФ"» (в частности ст.№№ 680-685). Если в регистрацию Вам необходимо вписать данные ребенка (до 14 лет), то дополнительно требуется ксерокопия свидетельства о рождении. Стоимость: на 3 месяца - 800 руб. на 6 месяцев - 1100 руб. на 12 месяцев - 1500 руб. на 24 месяца (2 года) - 2500 руб. на 36 месяцев (3 года) - 3500 руб. на 60 месяцев (5 лет) - 6500 руб.»
P.S. Комментарий составлен без ознакомления с документом, поиски документа пока не дали результата.
Да все очень просто - кризис в экономике перерос в кризис на рынке взяток. Вот они и придумывают новые способы отъема денег у граждан.
Уважаемые коллеги!
Эту меру я не поддерживаю, т.к. она обладает большой коррупционной емкостью, т.е. ведет к увеличению количества и размеров взяток. И будет от нее только вред.Более эффективной мерой, по моему мнению, могло бы стать разрешение работодателям официально принимать на работу иностранцев на основании их паспорта и карточки с отметкой о пересечении границы со всеми вытекающими последствиями - зачислением в штат, сообщением в налоговые органы, взысканием с них и уплатой налогов и т.д. Ведь работодатель не должен интересоваться где живет житель Костромы, приехавший на работу в Москву. Иностранцев, которые нашли работу (и получают зарплату), и следует регистрировать на основании справки с места работы и свидетельства (ИНН) о регистрации в налоговом органе. Контроль за тем, насколько реально работает иностранец и какова его зарплата, можно возложить на налоговые органы, которые осуществляют персонифицированный (в том числе, и для конкретного иностранца) учет поступлений Единого социального налога. Эти данные налоговики могут передавать в миграционную службу для учета и обобщения.
Вопрос борьбы с уклонением от уплаты налогов за сдачу в наем жилья - совсем другая проблема. Всех сдатчиков в ареду своих квартир легко выявить с помощью домоуправов, участковых милиционеров и соседей, которые точно знают, кто, где и с кем живет.
Данная инициатива московских властей не является каким-то новшеством. Согласно п. 9 правил регистрации и снятия граждан российской федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713), для того чтобы быть зарегистрированным по месту пребывания необходимо представить должностному лицу:- документ, удостоверяющий личность, - заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания и - документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).Поэтому данная мера, принятая московским правительством, полностью соответствует законодательству. Но она не даст того эффекта, на который рассчитывают чиновники.Во-первых, мало кто из собственников квартир регистрирует нанимателей в сдаваемом жилье, если вообще кто-то это делает. Договоры найма обычно краткосрочные, арендаторы имеют свойство менять квартиры, поэтому собственникам квартир нет смысла тратить время и силы на регистрацию того, кто может в любой момент переехать, а регистрация (хоть и на 6 месяцев) останется.Во-вторых, если даже и будет желание зарегистрировать своего квартиранта в сдаваемой квартире, ничто не мешает собственнику жилья написать заявление и указать, что он регистрирует своего родственника, предоставляет ему квартиру в безвозмездное пользование и договор найма жилья им никакой не нужен.Поэтому, я считаю, что данный документ никаким образом не повиляет ни на собираемость налогов, ни на уровень коррупции, ни на вывод арендного жилья из тени.
На мой взгляд наличие договора аренды жилого помещения является "лишним"документом. Так как этим рынок аренды квартир из "тени" не выведешь. Почему? Потому что, согласно пункту 1 статьи 209 НК РФ, объектом налогообложения для НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиком от источников в Российской Федерациии или за ее пределами - для физических лиц, являющимися налоговыми резидентами РФ. И договор аренды сам по себе это не доказательство получения дохода в целях исчисления НДФЛ. Поэтому, я считаю, что предъявления договора аренды жилого помещения - лишнее бумаготворчество.
Как много экспертов сочли возможным высказаться по столь важной проблеме. Это радует. )) Что, сами сдаете и снимаете квартиру?
"Вопрос борьбы с уклонением от уплаты налогов за сдачу в наем жилья - совсем другая проблема. Всех сдатчиков в аренду своих квартир легко выявить с помощью домоуправов, участковых милиционеров и соседей, которые точно знают, кто, где и с кем живет".
Михаил Давыдович, ну что вы выявите? Что кто-то живет с кем-то в квартире? )) А дальше что?
Антон Сергеевич, с чего вы взяли, что придание привлекательности упрощенной системы налогообложения на основе патента сделает её применяемой квартиросдатчиками? Зачем им это нужно, когда можно вообще не платить? ))) Когда контроль затруднен или не возможен, такие налоги вообще нужно отменять. Предлагаю отменить налог от сдачи аренды квартиры, если это квартира эконом класса с доходом до 50 тыс. руб. в месяц.
2 Сеск Сексембаев
дык регистрируйтесь экспертом http://www.taxpravo.ru/experts?action=rules
и пишите, раз есть, что сказать ;)
Уважаемый Роман Стародубов!
Согласен с вами что
Такое решение ... даст дополнительный источник доходов арендодателю в виде платы по фиктивным договорам аренды - реально не исполняемым, а заключенным для целей регистрации. Причем суммы в этих договорах будут не рыночные.
НО
письмо Минфина от 11 января 2009 г. N 03-02-07/1-2
указывает что
налоговые органы вправе проверить соответствие цен, примененных по договору аренды, рыночным ценам и в случае, указанном в абз. 1 п. 3 ст. 40 Кодекса, с учетом фактических обстоятельств принять соответствующее решение
Да, пока это касается юриков. Но можно быть уверенными, что по мере неисполнения бюджета подобная новация не коснется и физиков???
Punisher, а что для того, чтобы носить гордое звание эксперта достаточно регистрации? Как просто... не... я и без должности эксперта скажу все что хочу. )))
Сеск Сексембаев, что это Ваш выбор;)
считаете, что должен быть экзамен для экспертов или аналог? (давайте обсудим admin@taxpravo.ru)
ЗЫЖ правда практика показывает, что объем того, что люди хотят сказать анонимно, сильно меньше, когда стоит конкретное ФИО
Punisher, я не совсем понимаю смысл института экспертов. Впрочем, вам виднее, но это точно не для меня, поэтому от обсуждения воздержусь, спасибо.
Полагаю, что анонимность (или условная анонимность) это плюс интернета. Те же, кто хочет себя рекламировать, могут стать экспертами. ))