Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Узнайте самые значимые изменения в работе бухгалтеров в 2019 году

практические решения для работы, советы по применению законодательства и кейсы по проверкам и отчетности от лучших спикеров ИРСОТ

Главная неделя для главбуха
   
График мероприятий

Аналитика / Аналитические обзоры / Обзор событий 1 - 5 июня

Обзор событий 1 - 5 июня

Правительство установило новые правила оформления счетов-фактур, депутаты задумались - вводить ли внесудебное взыскание налогов, а суд разрешил не проверять контрагентов на предмет "однодневности". Минфин рассказал, какими будут налоги до 2012 года, а президент выступил за либерализацию НК. Об этих и других событиях - в нашем еженедельном обзоре

08.06.2009
Российский налоговый портал

Новое в счет-фактурах

Прошлая неделя была богата на разные глобальные события, но главным мы все же назвали новое постановление правительства, касающееся счетов-фактур. Итак, спустя пять месяцев, были утверждены изменения в правила оформления счетов-фактур, книг покупок и продаж (Постановление Правительства от 26 мая 2009 г. № 451).

Изменения связаны с поправками с 2009 года, которые дали право вычитать НДС с выданных авансов. Хотя для большинства налогоплательщиков это стало мукой, а не послаблением. Разобраться с новым порядком вычета НДС по авансам весьма сложно. Что и подтверждает такая задержка правительства.

Также уточнены способы ведения книги покупок и продаж в отношении комиссионеров и налоговых агентов. С текстом изменений можно ознакомиться здесь.

Внесудебное взыскание: быть или не быть

На прошлой неделе в Госдуме началось обсуждение скандального законопроекта председателя Верховного суда Вячеслава Лебедева. Напомним, что он предложил списывать налоговую недоимку с граждан во внесудебном порядке. По сути, депутаты сейчас в очередной раз решают - будут ли нарушены конституционные права граждан, или нет. Вернее, они делают вид, что решают - настоящая полемика идет, наверное, в Администрации президента, Минфине и правительстве. Правда, некоторые парламентарии уверяют, что не пропустят такой законопроект. Но если им прикажут - куда они денутся...

На наш взгляд, опасность того, что налоговики получат возможность самостоятельно списывать средства со счетов и обращать взыскание на имущество граждан - достаточно велико.

Один из посетителей нашего сайта в связи с этим процитировал прошлое решение Конституционного суда: "Взыскание налоговых платежей с физических лиц в бесспорном порядке явилось бы выходом за рамки собственно налоговых публично-правовых отношений и вторжением в иные отношения, в том числе гражданско-правовые, в которых стороны не находятся в состоянии власти - подчинения, и поэтому одна сторона по отношению к другой не может действовать властно-обязывающим образом.
(http://www.taxpravo.ru/arbitration/definition/article208388512427858388756351181525978)
Но мнение КС часто бывает изменчиво". Лучше и не скажешь...

Налогоплательщик не отвечает за контрагента

Логика и здравый смысл иногда побеждают в судах. Налоговики, как известно, считают, что налогоплательщик только и должен заниматься слежкой за своими контрагентами. И если налоговики не обнаружили контрагентов налогоплательщика не по фактическому, не по юридическому адресу - то, как правило, отказывают в применении вычетов по НДС. Однако в данном случае все последствия связанные с отсутствием контрагентов по их адресам суд возложил на налоговиков. Ведь налогоплательщик не может проконтролировать наличие или отсутствие контрагента по юридическому адресу, а факт отсутствия по адресу должен устанавливаться еще в процессе регистрации поставщика как юридического лица. И если налоговики зарегистрировали поставщиков, то  тем самым признали их право заключать сделки, нести определенные законом права и обязанности. Следовательно, налоговики единственные кто вправе контролировать соблюдение гражданами и юридическими лицами требований законодательства о налогах и сборах. В судебном акте радует то, что суд не признал за налогоплательщиком обязанность бегать за своими контрагентами, а предоставил ему возможность заниматься своим делом - вести предпринимательскую деятельность.

Постановление ФАС Поволжского округа от 9 апреля 2009 г. по делу N А57-15557/2008

Налоговая стратегия Минфина

К этому документу надо отнестись очень серьезно. Президент может говорить все, что угодно, но последнее слово в налоговых вопросах (и не только) - за Минфином.

Ограничение возможности для минимизации налогов является одним из приоритетов основных направлений налоговой политики России на 2010-2012 гг., считает Минфин. С этой целью предлагается ряд изменений в законодательство о налогах и сборах, пишут «Банки.ру».

Например, поправки коснутся переноса на будущее убытков поглощаемых или приобретаемых компаний. «Отсутствие ограничений создает на рынке искаженные стимулы, направленные на приобретение неэффективного бизнеса без последующего его развития», - говорится в документе. Речь идет, например, об ограничении возможность посредством присоединения убыточных организаций направить на погашение их убытков всю полученную прибыль. Из-за этого, уже начиная с будущего года в законодательстве о налогах и сборах будет установлен особый порядок переноса убытков при реорганизации, который предусматривает ограничения как по сроку, так и по размеру прибыли, направляемой на погашение убытка для реорганизуемых организаций.
Также, в краткосрочной перспективе в качестве оперативной меры предполагается увеличить предельную ставку процента по долговым обязательствам, принимаемую к вычету из налоговой базы по налогу на прибыль организаций - до величины, которая равна двукратной ставке рефинансирования ЦБ РФ. Скорее всего, эта мера будет носить временный характер и распространится до конца текущего года. В следующем году, уверяют в Минфине, нужно решить вопрос нормативного регулирования этих правил, т.к. в настоящее время они недостаточно эффективны.

Особое значение этот документ приобретает в условиях мирового финансового кризиса и разработки приоритетов социально-экономического развития РФ в среднесрочной перспективе, комплекса мер, которые направлены на повышение устойчивости экономики страны, сообщает «Официальный сайт Минфина».
Планируется создание эффективной налоговой системы, сохранение сложившегося к настоящему моменту налогового бремени.

Налоговая политика, с одной стороны, будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны, - на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. Из-за этого важнейшим фактором проводимой налоговой политики будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы.

ВАС суд просит доказывать умысел

Наша копилка прецедентных дел на прошлой неделе пополнилась еще одним судебным решением. НДС. Налоговики по такой категории дел должны  представить доказательства наличия у   налогоплательщика при заключении и исполнении сделок с такими контрагентами умысла, направленного на получение необоснованной налоговой выгоды.

Определение ВАС РФ от 19 мая 2009 г. N ВАС-5639/09

Сигналы от президента

На прошедшем в Санкт-Петербурге экономическом форуме президент Дмитрий Медведев произнес программную речь. Выберем из нее нужные нам моменты.

Так, президент сообщил, что

негативное влияние на темпы роста мировой экономики повлияет на повышение налогов в некоторых странах.
"Это сегодня касается не только регулирования, но и налогов. Сегодня многие страны принимают решения об их повышении, как минимум, чтобы избежать чрезмерного бюджетного дефицита. Но расплачиваться, в конечном счете, придется более низкими темпами мировой экономики в целом", - заявил президент.
"Нам требуется не огромный массив каких-то новых международных правил, а эффективные и прозрачные правила игры, создающие мотивацию к рациональным действиям у всех - от обычных участников рынка до регуляторов. Действия, которые обеспечивают устойчивый рост, а не препятствуют ему", - говорит он. По его мнению, важно "пройти между двумя крайностями". "Между консервацией сложившихся систем и резким усилением роли регулирования. Путь консервации станет очень привлекательным, это может произойти, особенно когда пройдет острая фаза кризиса. В этом случае, в конечном счете, он будет прямой дорогой к новому кризису", - отметил Медведев. Глава государства заявил, что резкое усиление роли регулирования "неизбежно повлечет существенное замедление экономического развития даже в самый стабильный период".
Также, он сказал, что задачей страны является создание интеллектуальной, умной экономики и "соответствующего общества", сообщает ИА REGNUM.

Медведев считает, что приоритетами должны быть рост качества жизни и преобладание среднего класса в общества. "Экономика, которая инфицирована коррупцией, в которой главенствует неэффективная бюрократия, такого общества создать не может", - уверен он.

Кроме того, президент отметил, что удалось за последние месяцы стабилизировать ситуацию в финансовой сфере. "За последние месяцы нам удалось стабилизировать ситуацию в финансовой сфере, пройти по наименее драматичному развитию событий. Была оказана поддержка реальному сектору, большее внимание уделяется развитию малого бизнеса", - отметил Медведев.

Пока что нам остается только догадываться - в какой форме будут воплощены эти сигналы. И не последует ли в скором времени повышение налогов.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться