Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Узнайте самые значимые изменения в работе бухгалтеров в 2019 году

практические решения для работы, советы по применению законодательства и кейсы по проверкам и отчетности от лучших спикеров ИРСОТ

Главная неделя для главбуха
   
График мероприятий

Аналитика / Аналитические обзоры / Вопросы, связанные с применением Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

Вопросы, связанные с применением Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

17.01.2008

Обобщение практики

Арбитражного суда Республики Марий Эл

Вопросы, связанные с применением Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Арбитражным судом Республики Марий Эл проведен анализ возникших в практике вопросов, связанных с применением Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». При рассмотрении споров рекомендуется, впредь до принятия разъяснений высшей судебной инстанции, исходить из следующих правовых позиций.

1. Какие лица являются надлежащими ответчиками по иску участника хозяйственного общества о признании недействительными учредительных документов и государственной регистрации юридического лица или о признании недействительной государственной регистрации изменений учредительных документов юридического лица?

Анализ судебно-арбитражной практики разрешения споров о недействительности государственной регистрации коммерческой организации свидетельствует, что по инициативе истцов ответчиками по таким искам выступали регистрирующие (налоговые) органы. Хозяйственные общества, законность государственной регистрации которых оспаривалась, привлекались ими к участию в деле только в качестве третьих лиц, иногда такой процессуальный статус получали участники (учредители) общества. Имеются примеры предъявления названных требований к двум ответчикам: регистрирующему органу и хозяйственному обществу.

С нашей точки зрения, иск о недействительности устава и государственной регистрации коммерческой организации направлен на ограничение или прекращение правоспособности юридического лица, поэтому единственным надлежащим ответчиком по таким требованиям следует признавать юридическое лицо, о законности создания которого и приобретения прав которым подлежит разрешению судебный спор. Ответчиком по иску о признании недействительной государственной регистрации изменений учредительных документов юридического лица тем более необходимо считать юридическое лицо, поскольку предмет спора сводится к проверке правомерности оснований и порядка внесения изменений в учредительные документы юридического лица.

Регистрирующий орган к участию в деле привлекается в качестве третьего лица, поскольку причиной признания государственной регистрации недействительной являются не его действия, а нарушения гражданского законодательства, допущенные при утверждении учредительных документов участниками общества.

Выглядит заведомо ошибочным, противоречащим существу спорных корпоративных правоотношений предъявление названных исковых требований только к регистрирующему органу. В таких делах арбитражный суд вправе с согласия истца на основании статьи 46 АПК РФ изменить процессуальное положение организации как третьего лица и признать ее ответчиком.

Полагаем, что требования о признании недействительными полностью или частично учредительных документов юридического лица и его государственной регистрации вытекают из гражданских правоотношений участника общества и юридического лица, основаны на применении норм гражданского права, поэтому они должны иметь форму искового заявления и подлежат рассмотрению по правилам искового производства.

2. Вправе ли участник хозяйственного общества требовать в судебном порядке признания государственной регистрации юридического лица недействительной?

По смыслу статьи 61 ГК РФ и статьи 25 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в случае допущенных при создании юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, юридическое лицо подлежит принудительной ликвидации по решению арбитражного суда. Закон наделяет правом на заявление в суд требования о ликвидации юридического лица только регистрирующий орган.

Таким образом, правовым последствием недействительности учредительных документов организации, грубого нарушения порядка ее создания может быть только ликвидация юридического лица. Законы об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью не предусматривают права участника общества требовать в судебном порядке признания государственной регистрации юридического лица недействительной.

Отметим, что с 1 июля 2002 года, одновременно с введением в действие Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», из статьи 61 ГК РФ исключено упоминание о возможности признания судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Федеральным законом от 7 августа 2001 года в пункт 6 статьи 35 Федерального закона «Об акционерных обществах» внесены изменения; данный пункт в новой редакции не называет акционеров в числе субъектов обращения в суд с требованием о ликвидации акционерного общества.

В ГК РФ отсутствует норма, позволяющая признать государственную регистрацию коммерческой организации недействительной. В связи с этим представляется важным обсудить вопрос о возможности формирования при рассмотрении споров единой практики, согласно которой иски участников хозяйственных обществ о недействительности государственной регистрации юридического лица или о недействительности государственной регистрации реорганизации юридического лица подлежат отклонению как не основанные на законе, противоречащие нормам о ликвидации юридического лица, как заявленные неуполномоченными законодательством субъектами.

3. Вправе ли регистрирующий (налоговый) орган отказать в государственной регистрации юридического лица, если представленные учредительные документы по своему содержанию не соответствуют требованиям законодательства?

Из ГК РФ исключена норма, позволявшая органу юстиции отказать в государственной регистрации юридического лица при несоответствии его учредительных документов закону.

Согласно пункту 1 статьи 51 ГК РФ отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом. Пунктом 1 статьи 23 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрено, что отказ в государственной регистрации допускается в случаях: а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган. Указанный перечень является исчерпывающим.

Следовательно, возможность отказа в государственной регистрации юридического лица в связи с несоответствием закону его учредительных документов действующим законодательством не допускается, поэтому регистрирующий орган не вправе проверять содержание учредительных документов и не может отказать в государственной регистрации коммерческой организации в тех случаях, когда учредительные документы по своему содержанию не соответствуют закону.

4. При каких условиях регистрирующий (налоговый) орган вправе оспорить в судебном порядке государственную регистрацию и недействительность учредительных документов юридического лица?

В соответствии с пунктом 2 статьи 25 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц. Указанная норма допускает собирание регистрирующим органом доказательств, подтверждающих недействительность учредительных документов или совершение обществом и его участниками грубых нарушений законодательства при создании юридического лица. Однако выявленные регистрирующим органом нарушения являются основанием для заявления требования о ликвидации юридического лица без отдельного признания недействительными учредительных документов и государственной регистрации юридического лица.

Право регистрирующего органа на судебное оспаривание учредительных документов юридического лица законодательством не предусмотрено.

5. Подлежат ли прекращению по пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ дела с участием индивидуальных предпринимателей, не прошедших в срок до 01 января 2005 года перерегистрацию в порядке, установленном ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц»?

По правилам статьи 3 ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей до вступления в силу указанного Федерального закона, до 1 января 2005 года обязаны представить в регистрирующий орган по месту своего жительства документы для внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. В случае неисполнения физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, указанной обязанности, государственная регистрация данного лица в качестве индивидуального предпринимателя с 1 января 2005 года утрачивает силу.

В соответствии с частью 2 статьи 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя. Гражданин может участвовать в арбитражном процессе в качестве истца или ответчика при условии, если на момент обращения в арбитражный суд он зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя либо участие гражданина без статуса индивидуального предпринимателя в арбитражном процессе предусмотрено процессуальным законодательством или иными федеральными законами.

С момента прекращения действия государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя дела с участием указанных граждан, в том числе и связанные с осуществлявшейся ими ранее предпринимательской деятельностью, подведомственны судам общей юрисдикции, за исключением случаев, когда такие дела были приняты к производству арбитражным судом с соблюдением правил о подведомственности до наступления указанных выше обстоятельств (пункт 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Таким образом, производство по делу с участием физического лица, не представившего до 01 января 2005 года в регистрирующий орган по месту своего жительства документы для внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, подлежит прекращению по правилам пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.

6. По каким правилам законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей крестьянское (фермерское) хозяйство, созданное как юридическое лицо, может изменить свой правовой статус путем регистрации главы крестьянского фермерского хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя? Возможно ли при этом правопреемство по обязательствам юридического лица?

В соответствии с пунктом 3 статьи 23 ФЗ №74-ФЗ от 11.06.2003г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 года N 348-I «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 года.

Следовательно, закон допускает существование таких крестьянских (фермерских) хозяйств лишь до 01.01.2010 г., после чего они должны привести свою организационно-правовую форму в соответствие с действующим гражданским законодательством о коммерческих организациях или подлежат ликвидации.

Однако основной формой предпринимательской деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства в силу пункта 3 статьи 1 указанного Федерального закона признается ее осуществление без образования юридического лица. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства (пункт 2 статьи 23 ГК РФ). Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2003 г. N 630 определено, что государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

Законодательство детально не регулирует порядок перевода крестьянского (фермерского) хозяйства из статуса юридического лица в статус индивидуального предпринимателя.

По мнению ФНС России, приведение правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствие с частью первой ГК РФ означает лишь исключение сведений о крестьянском (фермерском) хозяйстве из Единого государственного реестра юридических лиц в связи с включением в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений об указанном субъекте предпринимательской деятельности. Поскольку в соответствии со статьей 44 Налогового кодекса РФ прекращение обязательств по уплате налогов возможно лишь в случаях, установленных пунктом 3 указанной статьи, то приведение правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствие с нормами части первой ГК РФ не прекращает обязательств по уплате обязательных платежей в бюджет, не изменяет и не прекращает его права и обязанности (письмо МНС РФ от 9 июля 2004 г. N 09-0-10/2841 «О приведении правового статуса крестьянских (фермерских) хозяйств в соответствие с нормами части первой ГК РФ»). Изложенное мнение вступает в противоречие с правилами статьи 61 ГК РФ о том, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

В материалы судебных дел представляются документы, свидетельствующие об оформлении государственной регистрации ликвидации крестьянского (фермерского) хозяйства, ранее созданного с правами юридического лица, и об одновременной государственной регистрации главы крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя. При этом передаточные или иные акты, подтверждающие правопреемство, не составляются.

По нашему мнению, такой порядок перерегистрации крестьянских хозяйств, созданных с правами юридического лица, следует считать незаконным, противоречащим нормам ГК РФ о ликвидации юридических лиц, нарушающим права кредиторов организации, не различающим право собственности юридического лица и право совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства. Им буквально не устанавливается правопреемство по долгам юридического лица.

7. Обязан ли индивидуальный предприниматель, занимающийся коммерческой деятельностью, вновь регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя при создании им крестьянского (фермерского) хозяйства?

Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 16.10.2003г. № 630 «О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей» предусмотрено, что государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей. Согласно пункту 2 статьи 23 ГК РФ глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается индивидуальным предпринимателем.

Тем самым гражданское законодательство равным образом регулирует предпринимательскую деятельность главы крестьянского (фермерского) хозяйства и индивидуального предпринимателя. Следовательно, индивидуальный предприниматель, намеренный создать крестьянское (фермерское) хозяйство и стать его главой, не должен вновь регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя как глава крестьянского (фермерского) хозяйства.

Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 22.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве.

Обобщение практики Арбитражного суда РМЭ провели:
председатель Арбитражного суда Республики Марий Эл А.Ф. Бакулин
помощник судьи Лежнин В.В.

Разместить:
Роберт
15 января 2009 г. в 19:27

А имеет физ.лицо предоставлять свое домовладение под юрид.адрес организации?

Анна Валентиновна
14 января 2015 г. в 8:30

Разрешено ли заниматься коммерческой деятельностью (парикмахерская) в Товариществе Собственников Недвижимости (дачи)

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться