Аналитика / Аналитические обзоры / Обзор Постановлений ВАС РФ по налоговым спорам за июль 2007
Обзор Постановлений ВАС РФ по налоговым спорам за июль 2007
Ежемесячный обзор наиболее интересных решений ВАС РФ по налоговым спорам.
17.08.2007Российский налоговый портал1. Сбор, установленный Налоговым Кодексом, взимается за предоставление права на пользование объектами водных биоресурсов в определенных объемах и обязанность по уплате этого сбора по аннулированному разрешению (лицензии) отсутствует.
Ситуация
На практике возможны случаи, когда после выдачи разрешения (лицензии) на пользование водными биологическими ресурсами Россельхознадзор аннулирует его либо вносит в разрешение изменения относительно допустимого к использованию объема водных биоресурсов. При этом налогоплательщик подает в налоговый орган уточненные сведения о подлежащих уплате в бюджет суммах сбора, однако налоговый орган отказывает в принятии уточненных сведений и выставляет требование об уплате сбора за пользование объектами водных биоресурсов в соответствии с ранее действовавшими разрешениями.
Позиция налогового органа
Согласно положениям главы 25.1 НК РФ сумма сбора за пользование объектами водных биоресурсов является фиксированной, взимаемой за выдачу каждого разрешения (лицензии). Нормы Налогового Кодекса не предусматривают зачета или возврата сумм сбора по нереализованным разрешениям (лицензиям) на добычу (вылов) объектов водных биоресурсов в отличие от сбора за пользование объектами животного мира.
Поскольку сбор за пользование объектами водных биоресурсов не зависит от фактического использования таких объектов, при аннулировании или внесении изменений в разрешения (лицензии) в случае уменьшения объема добычи (вылова) этих объектов перерасчет сбора не производится.
Позиция налогоплательщика
Сбор, установленный Налоговым Кодексом, взимается за предоставление права на пользование объектами водных биоресурсов в определенных объемах и обязанность по уплате этого сбора по аннулированному разрешению (лицензии) отсутствует. В противном случае происходит двойное налогообложение того же количества объектов водных биоресурсов.
Как следует из статьи 34 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-Ф3 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» разрешение на добычу (вылов) объектов водных биоресурсов удостоверяет право на изъятие этих биоресурсов из среды их обитания.
Анализ положений главы 25.1 НК РФ позволяет сделать вывод о том, что сбор, по поводу которого возник спор, взимается не за оформление и выдачу разрешения на добычу (вылов) объектов биоресурсов, а за пользование такими ресурсами.
Согласно статье 333.2 НК РФ объектами обложения указанным сбором признаются объекты водных биоресурсов в соответствии с перечнем, установленным пунктами 4 и 5 статьи 333.3 НК РФ, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании разрешения (лицензии) на пользование данными объектами, выдаваемого в соответствии с законодательством РФ.
Пунктом 2 статьи 333.4 НК РФ предусмотрено, что сумма сбора за пользование объектами водных биоресурсов определяется в отношении каждого такого объекта, указанного в пунктах 4-7 статьи 333.3 НК РФ, как произведение количества объектов водных биоресурсов и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта этих ресурсов.
Данные, которые плательщик упомянутого сбора отражает в представленных в налоговый орган сведениях, должны совпадать с информацией, содержащейся в разрешениях в период их действия, то есть быть достоверными, так как размер сбора непосредственно связан с квотой добычи (вылова) объектов водных биоресурсов.
Достоверными являются уточненные сведения, поскольку именно в них указаны надлежащие данные о полученных разрешениях, сроках начала и окончания действия лицензий, количестве объектов водных биоресурсов, суммах сбора, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов. Повторно представленные сведения учитывают соответствующие изменения, аннулирование разрешения (лицензии), выдачу нового разрешения и не связаны с фактическими объемами добытых объектов водных биоресурсов.
Таким образом, глава 25.1 НК РФ не только не содержит препятствий по представлению в налоговый орган уточненных сведений, вызванных изменением объема добычи, но предполагает в качестве единственного способа надлежащего исполнения плательщиком обязанности по уплате сбора представление им достоверных сведений, основанных на данных федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять оформление, выдачу, регистрацию разрешений на добычу (вылов) объектов водных биоресурсов и внесение изменений в такие разрешения.
Позиция налогоплательщика поддержана Президиумом Высшего Арбитражного Суда в Постановлениях № 15768/06 от 5 июня 2007 г., № 15753/06 от 5 июня 2007 г., № 1469/07от 5 июня 2007 г., 1519/07 от 14 июня 2007 г.
2. Налогоплательщик имеет право на применение налоговой ставки 0 процентов при сопровождении, транспортировке, погрузке и перегрузке товаров, вывезенных за пределы территории Российской Федерации под таможенным режимом переработки
Ситуация
В предыдущей редакции статьи 164 НК РФ обложение налогом на добавленную стоимость производилось по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией таких товаров. В силу абзаца второго подпункта 2 положения этого пункта распространялись на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке товаров, экспортируемых за пределы территории Российской Федерации и импортируемых в Российскую Федерацию, выполняемые российскими перевозчиками, и на иные подобные работы (услуги).
Налоговые органы признавали необоснованным применение налогоплательщиками налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при реализации работ (услуг), связанных с перевозкой (сопровождением, транспортировкой, погрузкой и перегрузкой) товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории РФ.
Позиция налогового органа
Норма подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ содержит указание именно на таможенный режим экспорта (импорта), в связи с чем, налоговая ставка 0 процентов не подлежит применению в отношении услуг, связанных с перевозкой (сопровождением, транспортировкой, погрузкой и перегрузкой) товаров, помещенных под таможенный режим переработки.
Позиция налогоплательщика
В соответствии с пунктом 1 статьи 173 Таможенного кодекса РФ 2003 года, в отношении ввезенных товаров, помещаемых под таможенный режим переработки на таможенной территории, применяется полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории РФ в определенный срок. В соответствии с пунктом 1 статьи 177 ТК РФ срок переработки товаров не должен превышать двух лет.
В силу пункта 1 статьи 185 ТК РФ не позднее дня истечения срока переработки таможенный режим переработки на таможенной территории должен быть завершен вывозом продуктов переработки с таможенной территории Российской Федерации либо помещением ввезенных товаров и продуктов их переработки под иные таможенные режимы. При этом вывоз продуктов переработки возможен только в режиме переработки на таможенной территории.
С учетом изложенного, а также того, что норма, содержащаяся в абзаце втором подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, не имеет указания на какой-либо таможенный режим, понятие «экспортируемые» должно толковаться вне связи с таможенным режимом экспорта. Использованное в данной норме понятие «товары, экспортируемые за пределы территории Российской Федерации» означает товары, вывозимые за пределы территории Российской Федерации.
Обоснованность такого толкования этой нормы подтверждается изменением, внесенным в абзац второй подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ Федеральным законом от 22.07.2005 № 119-Ф3, в соответствии с которым положение названного подпункта распространяется на работы (услуги) по перевозке или транспортировке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями.
Следовательно, в силу абзаца второго подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке товаров, помещенных под таможенный режим переработки товаров на таможенной территории Российской Федерации и вывезенных за пределы территории Российской Федерации, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов.
Высший Арбитражный Суд в Постановлении Президиума № 877/07 от 5 июня 2007 поддержал позицию налогоплательщика.
3. Обязанность по исчислению налога на игорный бизнес возникает у налогоплательщика с даты подачи в налоговый орган заявления о регистрации объекта налогообложения, а не с момента начала фактической деятельности установленного объекта налогообложения
Позиция налогоплательщика
Обязанность по исчислению налога на игорный бизнес возникает у налогоплательщика с момента начала фактической эксплуатации объектов налогообложения – игровых автоматов.
Пунктом 1 статьи 366 НК РФ установлено, что игровой автомат является одним из объектов обложения налогом на игорный бизнес.
Согласно названной статье Кодекса каждый объект обложения налогом на игорный бизнес подлежит регистрации в налоговом органе по месту его установки не позднее чем за два рабочих дня до даты установки. Налогоплательщик также обязан регистрировать в налоговых органах любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два рабочих дня до даты установки или выбытия каждого объекта.
Таким образом, налогом на игорный бизнес подлежат обложению лишь те игровые автоматы, которые были установлены, зарегистрированы в налоговом органе и использовались для предоставления игорных услуг.
Позиция налогового органа
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в информационном письме от 16.01.2007 № 116 разъяснил, что игровой автомат считается установленным, если он подготовлен к использованию для проведения азартных игр и размещен на территории, доступной для участников таких игр.
Объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком соответствующего заявления в налоговый орган (пункт 4 статьи 366 НК РФ).
Учитывая положения указанных норм, а также те обстоятельства, что Налоговым Кодексом не предусмотрена регистрация в налоговом органе момента начала деятельности фактически установленного объекта налогообложения и данный орган лишен возможности в рамках своих полномочий осуществлять оперативный налоговый контроль, обязанность по исчислению налога на игорный бизнес возникает у налогоплательщика с даты подачи заявления о регистрации объектов налогообложения — игровых автоматов.
Изложенная позиция налогового органа поддержана Президиумом Высшего Арбитражного Суда в Постановлении № 12829/06 от 5 июня 2007 г.
3. Когда административная ответственность за нарушение Правил продажи отдельных видов товаров установлена несколькими статьями КоАП РФ, действия лица подлежат квалификации по специальной норме, предусмотренной Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Ситуация
В ходе налоговой проверки торгового отдела «Парфюмерия», принадлежащего налогоплательщику, установлен факт реализации туалетной воды без справок, прилагаемых к грузовой таможенной декларации, и сертификата соответствия.
Полагая, что в действиях предпринимателя содержится состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении налогоплательщика к административной ответственности.
Частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за поставку или розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставку или розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям.
Позиция налогоплательщика
Как следует из пункта 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 .№ 55 (далее — Правила продажи), при продаже товаров продавец знакомит покупателя по его требованию, в частности, с сертификатом или декларацией о соответствии, копией сертификата, заверенной держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат. Указанное положение в силу пункта 53 Правил продажи распространяется и на парфюмерно-косметическую продукцию как спиртосодержащую, к которой относится и туалетная вода.
Следовательно, действия налогоплательщика надлежит квалифицировать по статье 14.15 КоАП РФ – как нарушение правил продажи отдельных видов товаров.
Позиция налогового органа
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее — Федеральный закон № 171 -ФЗ) установлено, что этот Закон регулирует правоотношения, возникающие в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации.
Подпунктом 5 статьи 2 Федерального закона № 171 -ФЗ дано следующее понятие спиртосодержащей непищевой продукции:
спиртосодержащая непищевая продукция (в том числе спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция), произведенная с использованием этилового спирта, иной спиртосодержащей продукции или спиртосодержащих отходов производства этилового спирта, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции.
Согласно статье З Федерального закона № 171-ФЗ законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции состоит из названного Закона, иных федеральных законов и нормативных актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона 171-ФЗ изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов подлежит спиртосодержащая продукция, если она реализуется без сертификатов соответствия и документов, подтверждающих легальность производства и оборота такой продукции.
Административная ответственность за нарушение Правил продажи, выразившееся в розничной продаже спиртосодержащей продукции без сертификата соответствия, установлена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Статьей 14.15 КоАП РФ установлена общая норма об административной ответственности за нарушение Правил продажи. Статья 14.16 КоАП РФ является специальной нормой по отношению к статье 14.15 Кодекса.
В тех случаях, когда административная ответственность за нарушение Правил продажи установлена другими статьями КоАП РФ, действия лица подлежат квалификации по специальной норме, предусмотренной этим Кодексом.
Высший Арбитражный Суд в Постановлениях Президиума № 2372/07 от 14 июня 2007 г. и № 2375/07 от 14 июня 2007 г. поддержал позицию налогового органа.
4. КоАП устанавливает специальную административную ответственность за административные правонарушения, совершенные в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, поэтому нарушения правил продажи данной продукции должны квалифицироваться в соответствии со специальными нормами КоАП.
Ситуация
Инспекцией проведена проверка магазина, принадлежащего налогоплательщику, по вопросам соблюдения законодательства в области государственного регулирования и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции. В ходе проверки установлено, что в нарушение пункта 9 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55, (далее — Правила продажи) в наглядной и доступной форме Правила продажи не доводятся до сведения покупателей.
По результатам рассмотрения материалов проверки инспекцией вынесено постановление о привлечении налогоплательщика к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Позиция налогоплательщика
Нарушение Правил продажи отдельных видов товаров, допущенное при реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции не относится к нарушению «иных правил продажи» алкогольной продукции, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.16 КоАП.
Частью 3 статьи 14.16 КоАП предусмотрена ответственность за «нарушение иных правил продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции».
Нарушение пункта 9 Правил продажи не может квалифицироваться как административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.16 КоАП, так как данный пункт Правил находится в разделе, общем для всех видов товаров.
Позиция налогового органа
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171 -ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» нарушение установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции запрещено.
Статьей 3 Федерального закона № 171-ФЗ установлено, что законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции состоит из этого Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Исходя из пункта 9 Правил продажи указанные Правила в наглядной и доступной форме доводятся продавцом до сведения покупателей.
Действие названного пункта Правил продажи распространяется на правила продажи алкогольной продукции, особенности реализации которой определены в разделе ХIХ Правил.
В тех случаях, когда административная ответственность за нарушение Правил продажи помимо общих норм, содержащихся в статье 14.15 КоАП РФ, установлена другими статьями Кодекса, действия лица подлежат квалификации по специальной норме.
Административная ответственность за нарушение Правил продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции предусмотрена статьей 14.16 КоАП РФ.
Таким образом, нарушение налогоплательщиком пункта 9 Правил продажи, допущенное при реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции, подтверждает нарушение иных правил продажи алкогольной продукции, ответственность за которое установлена частью 3статьи 14.16 КоАП РФ.
Позиция налогового органа поддержана Президиумом Высшего Арбитражного Суда в Постановлении № 931/07 от 5 июня 2007 г.
Обзор подготовлен Юридической компанией «Версия»
Комментарии